Прошлое рождает будущее

1051
Миленькая Юлия
Корреспондент Алматинского корпункта
Фото: Ю. Беккер

В Алматы состоялась выставка произведений латвийский художницы армянского происхождения Каринэ Паронянц.

Экспозиция европейской гостьи не только порадовала ценителей живописи техникой и тематикой произведений, но и дала повод задуматься о развитии и возможностях отечественной сферы искусства.

В день вернисажа в алматинской галерее «Улар» было по-особенному светло и красочно. Особую атмосферу создали живописные работы художницы. Каринэ Паронянц прекрасно владеет академической школой живописи, но при этом тонко понимает настоящее время, ощущает требования и запросы сегодняшнего дня. А еще она очень женственна и красива в своих работах, где-то воинственна, а где-то робка. Произведения выполнены в стиле пост­модернизма, хотя некоторые специалисты, как говорит сама автор, склонны причислять ее к фовистам – из-за использования ярких цветов и орнаментов в своих полотнах.

В Алматы увидели 23 картины, созданные в разные творческие периоды – от декоративных работ до своеобразных социальных манифестов. Каринэ в наш город с выставкой приехала впервые, но с Казахстаном ее связывают семейные узы. Ее муж родом из Алматы, давно проживает в Латвии, но нередко бывает на родине. В этот раз Каринэ решила совместить очередной приезд к родственникам с организацией выставки.

В Латвии художница предпочитает создавать в основном концептуальные проекты, концентрирующиеся на определенной тематике, а в Алматы постаралась представить свое творчество в полном объеме.

– Как мне кажется, любой художник смотрит на мир сквозь призму своего генетического кода. Поэтому в моих работах можно прочитать и армянские темы, – отметила Каринэ.

Дух и стилистика Востока прослеживаются у латвийской художницы в цикле работ под названием «Тигр и пион». Ведь тигр нередко становится цент­ральным героем старинных мифов и сказаний древней Персии, Индии, Китая, а цветок пиона характерен для восточной, китайской культуры.

Посредством символов и авторских смыслов Каринэ запечатлела образы животных, плодов, растений и цветов. Кстати, все эти картины родились в довольно символичном месте – в мастерской, расположенной в одном из исторических зданий рижского Ботанического сада. Такая мастерская дает возможность художнице как самой писать на пленэре, так и организовывать уроки для учеников. Каринэ утверждает, что преподавание помогает все время быть в тонусе.

– Работа с людьми подталкивает меня возобновлять и умножать свои знания, генерировать что-то новое, совершенствовать себя. Это хороший повод поработать над собой, – рассказывает Каринэ. – Если преподаю детям, то выстраиваю урок в одном ключе, взрослые дамы ценят не только практические знания, но и приятное времяпрепровождение, а студентам стараюсь дать необходимую академическую основу.

Работы из интереснейшей коллекции «Урбанистическая философия» были также созданы в Ботаническом саду, окруженном старыми лабораториями, заброшенными теплицами советских времен. Контраст красивого ландшафта и разрушенных построек, конструкций дал почву для размышления о том, что цивилизация дает человеку и что он в свою очередь отдает ей взамен.

Некоторые холсты, представленные на выставке, создавались во время локдауна, связанного с пандемией. Тогда автор картин подняла острые вопросы, в том числе связанные с воздухом – жизненно необходимой субстанцией для человека:

– В период карантина эта тема приобрела особую актуальность как в прямом, так и переносном смысле. Внешние обстоятельства перекрыли нам кислород. А всеобщая дигитализация выдвинула на первый план проблему одиночества.

Работа под названием «Когда фундамент Мира рушится, важно держаться своего круга» была написана в 2020 году. Каринэ в качестве авторского комментария пишет следующее: «Развитие ядерного вооружения и напряженность международной обстановки… Вряд ли мы можем повлиять на развитие глобального катаклизма, но сохранить Мир в собственном Доме все еще в наших силах».

Кстати, название выставки «Возрождаясь из пепла» представляет собой как художественную метафору, так и в первую очередь призвано обратить внимание на технические особенности живописи латвийского мастера: многие из представленных работ написаны на старых простынях, скатертях, вышитых тканях, покрытых грунтом с добавлением золы.

– Собственно, в этом я вижу некий символизм: из прошлого рождается новая форма. Иногда я грунтую свои холсты золой из костра Яновой ночи, проходящей на рубеже двух периодов солнечного годового цикла. В этих кострах можно сжечь свой прошлогодний венок и прошлогоднюю новогоднюю елку, – рассказывает Каринэ. – Моя живопись тактильная. Мне очень важно самостоятельно делать грунтовку, достигать шероховатость холста с использованием золы.

Ряд своих картин художница создала, вдохновившись творчеством советского кинорежиссера, сценариста и художника Сергея Параджанова. Это живописный цикл «Цвет граната».

– Плод граната в цвету для меня очень сильный символ. Это образ плодородия, продолжения рода, солнца. Цвет граната многолик и бесконечен – цвет крови, рубина, жизни, любви, – объясняет автор. – В 2024 году исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося режиссера, и по этому случаю я готовлю цикл живописных цитат на какие-то отрывки его рукописей, фильмов. Тот, кто близко знаком с его творчеством, все эти символы сможет легко прочитать.

Есть у художницы и другие символы, которые «путешествуют» от картины к картине. Например, белое кружево обозначает кропотливый ручной труд и стремление человека к эстетике. Другой важнейший элемент на холстах латвийского мастера – нить судьбы: где-то она складывается в узел, заставляя зрителей задуматься над своей жизнью. А арбуз стал не только фирменным знаком, но и самым узнаваемым образом у Каринэ. Его милитаристический внешний вид приобретает совершенно иные черты при разрезании – внутри эта сочная тыквина становится символом мягкости, женственности, плодородия.

– Перед приездом к вам я долго думала, какой же цветок, запечатленный на моих работах, лучше привезти в Казахстан. И решила представить тюльпан. Позже я была приятно удивлена, узнав, что тюльпан наравне с яблоком является символом Алматы, а Казахстан – родиной тюльпанов, – порадовалась новым знаниям Каринэ.

Каринэ Паронянц с 2007 года является членом Союза художников Латвии, провела более двадцати персональных выставок в городах страны, регулярно участвует в групповых выставках латвийских художников и международных проектах. Ее работы находятся в частных коллекциях Латвии, Германии, Швейцарии, Бельгии, Америки.

Арт-менеджер и директор «Улар» Юрий Маркович рад, что смог помочь Каринэ в презентации ее творчества в стенах одной из старейших алматинских галерей:

– Меня не только поразили сами работы Каринэ, но и ее мастерство, уровень подготовки. Думаю, что наша гостья в рамках «круглого стола», который состоится в двадцатых числах августа, поделится опытом реализации арт-проектов международного масштаба.

Популярное

Все
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Дорога всегда прокормит
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Что нужно молодым ученым для реализации потенциала?
«Горит пятно простого кумача над обгорелым куполом Рейхстага...»
Ученые NU разработали качественный онлайн-переводчик
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
За силу духа
Воплощают на деле бизнес-идеи
URKER: история успеха
К числу пассажиров аэропорта Алматы добавился ноль
Друзья-казахи называют его Серикбай
Обучение через игру внедряет креативный педагог
Не надо усложнять!
Жизнь на грани невозможного
Закон Республики Казахстан
Родом из Казахстана
Через Запад на Восток…
Приоритетной задачей остается исполнение социальных обязательств
Начался сезон лавин
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Год большой работы и серьезных наград
Дружба – мотив серьезный
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Спрос на автогаз превышает предложение
Путешествие длиною в жизнь
Токаев назначил ряд послов
Миссия – создавать учебники
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Председатель АДГС встретился с представителями Агентства ст…
Выездное заседание Общественного совета АФМ состоялось в Ал…
В Астане чествовали чемпионов Кубка мира по рукопашному бою
Офицеры Нацгвардии МВД РК спасли человека из горящего автоб…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]