Развитие транспорта – развитие страны

1213
Гурий Шедин

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях в нынешнем году четко обозначил важную задачу, стоящую перед транспортной отраслью, – стать ключевым локомотивом развития республики.

По мнению главы крупнейшей частной казахстанской логистической компании PTC Holding Тимура Карабаева, эта цель вполне достижима при условии опережающего создания транспортно-логистической инфраструктуры за счет активного привлечения частных инициативы и инвестиций.

По данным статистики, с начала 2023 года объем перевозок грузов в Казахстане всеми видами транспорта составил 640,8 млн тонн. Из них более 40% перевезено железнодорожным транспортом.

«Сегодня именно транспорт и логистика выходят на первый план в международном сотрудничестве. По сути дела, в мире идет острая конкуренция за контроль над транспортными маршрутами, логистикой. В настоящее время формируется новый транспортный каркас Евразии, который при должном подходе может принести участникам серьезные экономические и политические дивиденды», – заявил в интервью российским «Известиям» в ноябре нынешнего уходящего года Президент страны Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства считает, что Казахстан не должен проиграть в этом соперничестве и займет свою устойчивую «нишу» в мировой логистической системе. Поэтому перед Правительством страны поставлен ряд стратегических и тактических задач. В частности, дано поручение довести долю транспортной отрасли в ВВП с нынешних 6 до 9%.

По мнению председателя правления крупнейшего в Казахстане частного логистического оператора PTC Holding Тимура Карабаева, заявленные амбициозные цели вполне достижимы при условии решения ряда отраслевых проблем. Развитие транспортной отрасли невозможно воспринимать в отрыве от общей стратегии модернизации страны, где четко обозначен упор на опережающее развитие обрабатывающей промышленности и инфраструктуры.

– Совершенно четко поставлена цель по развитию обрабатывающей промышленности, но совершенно понятно, что ее достижение невозможно без развития сферы транспорта, потому что произведенные товары необходимо будет доставить до потребителя, – рассказывает глава PTC Holding. И подчеркивает: – Наша позиция всегда было однозначной – развивать логистическую инфраструктуру.

В условиях активной конкуренции

По мнению Касым-Жомарта Токаева, высказанному в Послании народу 1 сентября текущего года, «транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития…».

Глава государства считает, что в условиях активной конкуренции Казахстану предстоит оперативно решить ключевые проблемы данной отрасли. В первую очередь следует осуществить ряд крупных железнодорожных проектов, таких как Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Дарбаза – Мактаарал, обводная линия Алматы. Часть этих проектов уже находится в стадии реализации. В частности, в декабре Правительство объявило о старте строительства новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз протяженностью 272 км.

В ходе строительства новой линии планируется открытие третьего пограничного перехода с Китаем Бахты – Чугучак. В целом железнодорожная линия Бахты – Аягоз позволит увеличить пропускную способность между Казахстаном и Китаем с 28 до порядка 48 млн тонн, разгрузить южные пункты пропуска и привлечь дополнительные объемы транзита. Планируется, что двухпутная железная дорога будет введена в эксплуатацию в 2027 году. Примечательно, что этот масштабный проект будет осуществлен с участием частного инвестора на принципах ГЧП.

В процессе строительства возведут 11 станций, 47 мостов, 23 железнодорожных и восемь автодорожных путепроводов, пять пешеходных мостов, 16 смотровых сооружений. Для этого у отечественных производителей планируется приобрести свыше 500 тыс. единиц шпал и 36 тонн рельсов. Ожидается, что местное содержание составит не менее 85%.

– Если мы хотим, чтобы к 2029 году у нас в структуре ВВП транспорт составлял не менее 9%, чтобы у нас в два раза выросла обрабатывающая промышленность, мы обязаны опережающими темпами создать логистическую инфраструктуру. Когда я говорю – мы, я имею в виду транспортные компании, казахстанский бизнес, – поясняет Тимур Карабаев.

Глава PTC Holding ссылается на собственный опыт становления бизнеса группы компаний, которая всегда исторически развивалась на основе собственных активов.

– Мы всегда долго присматриваемся к отрасли, всегда долго изучаем партнеров, конкурентов, инфраструктуру. Всегда строим свою стратегию на поиске «узких» мест, и там, где они есть, и появляется возможность их «расшить» путем расширения логистической инфраструктуры, туда мы и вкладывали деньги. Именно она обеспечивает нашу конкурентную позицию на рынке, – констатирует Тимур Карабаев.

По мнению эксперта, для того чтобы отрасль динамично развивалась и решала поставленные задачи, необходимо больше частных сильных «игроков» – логистических компаний.

– Наше субъективное мнение таково, что мы как страна должны создать условия, чтобы в Казахстане появилось как можно больше крупных серьезных транспортных компаний, которые готовы инвестировать деньги в логистическую инфраструктуру – приобретение платформ, контейнеров, строительство терминалов, для того чтобы именно казахстанские компании заняли достойное место в мировой цепочке поставок. Без этого никак. Это первый момент, – заявляет Тимур Карабаев.

Руководитель полагает, что именно частный бизнес может и должен заниматься тем, на что у государства либо нет времени, либо не хватает необходимых компетенций или желания.

Показателен в этом смысле корпоративный опыт работы группы компаний PTC Holding.

– В нынешнем году мы достаточно активно росли. В результате роста было принято решение о строительстве терминала в Поти, за этот год было приобретено 2 100 крупнотоннажных контейнеров, то есть наш парк пополнился абсолютно новыми контейнерами, помимо этого, есть инвестиции в автомобильный парк, – сообщает Тимур Карабаев.

На сегодня у холдинга есть достаточно большой собственный парк фитинговых платформ. Тимур Карабаев говорит, что группа компаний будет продолжать инвестировать средства в их покупку.

– Мы верим, что в конечном итоге контейнерные перевозки займут значительную долю в общем объеме грузоперевозок в Казахстане. Это первый момент. Второй момент – в текущем году PTC Holding активно стала приобретать контейнеры казахстанской приписки. Мы это делаем для того, чтобы выдавать нашим клиентам, где бы то ни было, не просто сервис в виде оплаты тарифа. А предоставлять сервис, используя собственный контейнерный парк, свои фитинговые платформы и мультимодальные терминалы. Таким образом, стараемся дать нашим клиентам наилучшую цену и наилучший сервис. Ведь чем больше цепочек поставок удается контролировать – в виде терминалов для консолидации, выдачи контейнеров, фитинговых платформ, тем более предпочтительной для зарубежных грузоотправителей становится работа именно с вашей компанией, – раскрывает секрет успех глава PTC Holding.

По его словам, деятельность холдинга по контейнерным перевозкам начиналась с покупки фитинговых платформ. А уже в 2021 году PTC сдала первую очередь транзитного терминала на границе Казахстана и Китая, где происходит смена узкой китайской колеи на казахстанскую широкую. Сейчас группой компаний холдинга строится терминал в Грузии, в городе Поти.

Особое направление работы группы – развитие автотранспорта. Как отмечает Тимур Карабаев, инвестиции в него – «это следствие того, что мы перешли своего рода барьер и у нас массово появились хорошие дороги». Как только они появились – активно стали развиваться автоперевозки.

– Наша цель – поставить клиенту любую услугу. Не всегда ему выгодно, удобно или просто возможно поехать железной дорогой. Есть много производственных предприятий, которые находятся вдали от железнодорожной инфраструктуры, либо есть какие-то короткие перевозки, которые эффективней сделать на автомобиле. Мы идем по пути инвестирования и в эти активы тоже, чтобы любой запрос клиента можно было удовлетворить, – поясняет Тимур Карабаев.

При этом, как считает эксперт, если речь идет о новой станции, новом пограничном переходе, эта инфраструктура должна оставаться в собственности государства. Так же, как если бы речь шла о магистральной железнодорожной сети и ее электрификации – это должно делать государство. Но укомплектовать маршрут логистическими терминалами, кранами и так далее – это то, что по силам бизнесу, и то, что должен делать именно бизнес.

– И это как раз то, чем мы и занимаемся. Потому что правильное расположение и количество терминалов, наличие сервиса на них – кранов, складов, вагонов, контейнеров – это то, что создаст большой грузопоток. Можно построить сколько угодно дорог и станций, поставить туда локомотивы, но грузы же надо где-то перегружать. Консолидировать как раз это и есть задача бизнеса. Мы, в частности, свою задачу видим именно так, – убежден Тимур Карабаев.

Глава компании считает, что «любые инвестиции казахстанского бизнеса ценны вдвойне».

– Неважно, кому принадлежит вагон, терминал, платформа – государственной или частной компании. Как те, так и другие работают на благо развития экономики страны. От того, насколько широк будет выбор у грузоотправителя транспортных партнеров, зависит наилучшая цена на его товар, а значит, его конкурентоспособность, – резюмирует Тимур Карабаев.

При этом спикер убежден, что будущее казахстанской логистики за контейнеризацией.

Плюс контейнеризация страны

На сегодня уровень контейнерных перевозок внутри республики составляет не более 4% от общего объема грузов, и это, прежде всего, связано с сырьевым характером экономики и соответствующей структурой грузов, которые значительно проще перевозить универсальным парком – вагонами и полувагонами. Но если страна реально ставит перед собой такие вызовы, как полноценная диверсификация экономики и переход на выпуск конечной продукции или товаров высоких переделов, то потенциальным казахстанским производителям крайне необходимо будет иметь развитую терминальную инфраструктуру, «заточенную» под контейнерный парк. Поскольку именно контейнер на сегодня является наиболее удобным и универсальным средством перемещения товаров.

– По нашему субъективному мнению как частной транспортной компании, сегодня нужно уделять большое внимание контейнеризации. Потому что контейнерные перевозки на данный момент – один из самых удобных и практичных способов доставки. Для любого производства, которое находится в глубинке, вдали от областных центров очень выгодно использовать контейнеры, поскольку сами по себе они являются универсальным транспортным средством, и легко перевозятся автомобильным транспортом, по железной дороге либо по воде, – говорит Тимур Карабаев. По его мнению, в настоящий момент «инфраструктура именно контейнерных перевозок пока в Казахстане не слишком развита».

Поэтому необходимо, чтобы бизнес использовал свои инвестиционные возможности для оборудования станций контейнерными площадками и механизмами погрузки.

– Сегодня у нас есть физический запрос на то, чтобы расширять работу международных станций в части контейнерных площадок и оборудования, и тогда большая номенклатура грузов может быть контейнеризована, – считает глава PTC Holding.

Еще одна проблема контейнерных перевозок, по его словам, состоит в том, что этот способ в Казахстане пока значительно дороже, чем перевозка универсальным парком, но это вопрос тарифной политики.

– В нынешнем году у нас воссоздано Министерство транспорта, которое должно отвечать за отраслевую транспортную политику в стране, и, я думаю, эти вопросы не останутся незамеченными. Если мы сможем выравнять тарифы между универсальным и контейнерным парком, если мы сможем привлечь частные инвестиции в строительство погрузочно-разгрузочных мест на станциях, я думаю, что это как раз одна из основных задач, которая должна быть выполнена, для того чтобы транспортной логистике успеть за развитием обрабатывающей промышленности, – считает Тимур Карабаев.

И, соответственно, в результате доля транспорта в ВВП, как и намечено, увеличится до 9% к рубежу 2027–2028 годов, а также будут решены и другие поставленные Президентом задачи.

– Наша основная идея – дайте бизнесу инвестировать в логистическую инфраструктуру, и мы в короткий срок ее построим! – подчеркивает Тимур Карабаев.

ТМТМ и транзит

Что касается железнодорожного транзита, то в 2024 году в Казахстане наблюдается положительная динамика. Транзитом через Казахстан перевезено 22,7 млн тонн грузов. Это на 25% больше показателей аналогичного периода прошлого года и составляет 85% к годовому плану, который установлен в объеме 27,7 млн тонн.

В частности, по данным Министерства транспорта и коммуникаций, динамика перевозок грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (Срединный коридор, или ТМТМ) за январь–август 2023 года показала рост на 85,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила более 1,7 млн тонн.

– Последние годы постоянно растет транзит, в 2017 году был открыт так называемый Срединный коридор (ТМТМ), и уже третий год мы наблюдаем по нему рост перевозок, – констатирует Тимур Карабаев.

По словам эксперта, в связи с геополитическими событиями Северный коридор через Россию стал использоваться не так активно, как раньше, и холдинг фиксирует постоянный рост числа заявок клиентов на транспортировку именно через Срединный коридор.

– Мы видим рост перевозок по маршруту ТМТМ, через Каспий, и поэтому в этом году нашей компанией принято решение о строительстве мультимодального терминала в городе Поти, который находится в Грузии на Черном море, – рассказывает Тимур Карабаев.

По его словам, в холдинге поняли: для того чтобы развивать Срединный коридор и дать лучшие условия для казахстанских грузоотправителей и получателей, необходима своя опорная точка на Черном море.

– Мы приняли такое решение в начале года, летом 2023 года уже заложили первый камень в строительство терминала и надеемся, что к лету 2024 года строительство будет завершено, а к сентябрю первые контейнерные поезда пойдут по ТМТМ через наш терминал. Это было необходимо потому, что мы уже сейчас имеем заявки не только в экспортном направлении на Черное море, но и начали поступать заявки с Черного моря на Казахстан, – отмечает Тимур Карабаев.

По информации PTC Holding, это грузоотправители из Юго-Восточной Азии, в частности, из Южной Кореи, которые раньше свои транспортные маршруты формировали через другие направления, но сегодня, в силу геополитических причин, обратили внимание на Срединный коридор.

– На сегодняшний день мы уже отработали порядка четырех-пяти заявок, согласно которым груз поступает в Поти, где мы его забираем и доставляем до территории Казахстана. Все эти тенденции подтверждают наш особый приоритетный статус как транзитной страны, – констатирует Тимур Карабаев.

В Казахстане, по его мнению, уже появился ряд серьезных транспортных компаний, которые присутствуют на рынке больше 5–10 лет, сформировавших часть собственных логистических активов в виде вагонов и терминалов.

– Мне думается, эту тенденцию следует развивать. Чем больше у нас будет крупных транспортных компаний, тем легче отечественным товаропроизводителям будет доставлять свою продукцию на мировые рынки, – резюмирует глава PTC Holding.

Популярное

Все
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]