Сауна для цистерн

859

13Бывший начальник Павлодарского отделения Целинной железной дороги, почетный железнодорожник Казахстана и обладатель еще более десятка наград и титулов Аби Саркыншакович Саркыншаков до последнего момента сохранял интригу. Предложив мне и коллеге-журналисту «прокатиться» на одно из железнодорожных производств, ветеран умолчал о том, что это не рядовое предприятие. Лишь по приезде выяснилось, что оно – лауреат. В конце августа в Астане прошел X Международный экономический форум предприятий-лидеров экономики России, Украины, Казахстана и Беларуси. На это престижное мероприятие организаторы – Национальный бизнес-рейтинг Казахстана совместно с родственными структурами названных государств – пригласили около 900 представителей трехсот лучших предприятий четырех стран СНГ. В числе делегатов впервые были и сотрудники павлодарского ТОО «Ертыс сервис», более известного в областном центре как промывочно-пропарочная станция.

По ходу форума состоялось чествование производств и их руководителей, которые достигли наилучших социально-экономических показателей в своей отрасли по итогам 2012 года. Им были вручены почетные сертификаты и настольные медали «Лидер отрасли», а также знаки «Специалист года», «Руководитель года». В числе награжденных была и павлодарская компания ТОО «Ертыс сервис», ставшая лучшей среди промывочно-пропарочных станций (ППС) стран Таможенного союза и Украины.

Факт, надо отметить, не рядовой. Образцом для подражания был назван, скажем, не перевозчик грузов и пассажиров, что считалось бы закономерным, а производство побочной деятельности железной дороги. Которое, по мнению большинства граждан, занимается тем, что при помощи шлангов с паром и горячей водой удаляет из железнодорожных цистерн остатки нефтепродуктов перед тем, как в них зальют новые.

…Все оказалось не совсем так, да и сама промывочно-пропарочная станция не такой, какой она была два десятка лет назад, когда по журналистским делам был здесь ограниченное время.

– С пуском нашего Павлодарского нефтеперерабатывающего завода стал вопрос о бесперебойной подаче чистых цистерн под налив горючего, – вспоминает Аби Саркыншакович. – Тогда нам пригнали из Белоруссии, со станции Мозырь, промывочно-пропарочный поезд, который занялся обработкой цистерн. Но это было половинчатое решение. И когда меня в 1980 году, как начальника Павлодарского отделения дороги, вызвали для отчета в ЦК Компартии Казахстана, я воспользовался моментом и сказал, что нам нужна мощная ППС. Меня тогда поддержал Нурсултан­ Назарбаев, который был вторым секретарем ЦК и курировал промышленность. Более того, он оказал большое содействие в том, что там же было получено согласие на строительство в Павлодаре для железнодорожников 144-квартирного дома с двумя магазинами. В итоге в 1982 году промывочно-пропарочная станция была построена. И я вам скажу: она и в советское время, и сейчас по своей мощности (после Омского нефтеперерабатывающего завода) занимает в СНГ второе место. Это еще не все. У нас в прежние годы дважды собирались проводить всесоюзную школу передового опыта. А с приходом 12 лет назад сюда руководителя (ныне генерального директора ТОО «Ертыс сервис») Баймаханбета Абуталиповича Сагиндыкова положение в промывочно-пропарочной станции еще более улучшилось.

…Это, замечу, видно, когда только подъезжаешь к ППС. В отличие от моего первого визита на станцию на ее территории появились посадки различных деревьев и клумбы цветов. (К слову, сам Баймаханбет Абуталипович лично высадил здесь 104 сосны, и, по его словам, мог бы и больше, да нет места.) Плюс – спортивная площадка для игры в футбол и волейбол. А также учебный полигон, где установлена вагон-цистерна с «дверью» для визуального обзора емкости изнутри и ее устройства слива ГСМ. Забегая вперед, скажу, что в самом административном здании промывочно-пропарочной станции оборудован учебный класс с компьютерами, макетами цистерн, стендами и образцами различных устройств. Здесь же, в примыкающем помещении, музей предприятия.

И раз речь пошла о социальной сфере, то, продолжая тему, скажу, что с приходом Б. Сагиндыкова на производстве ощутимо улучшились условия труда. Во всех помещениях, особенно в бытовых, был проведен капитальный ремонт. Оборудованы раздевалки, комнаты отдыха с цветами и телевизорами, шкафы для сушки рабочей одежды, душевые. Работает столовая с разнообразными и недорогими блюдами. Но гордость генерального директора и коллектива – новый медицинский пункт с галокамерой (искусственной солевой пещерой), где у работников методом ионизации проводится обязательная профилактика легочных заболеваний.

Поэтому, даже при том, что здесь условия труда не из самых легких и даже вредные, а само предприятие по экологическим соображениям вынесено на окраину промышленной зоны Павлодара, люди здесь работают десятилетиями и текучесть кадров – минимальная. Ну а раз созданы нормальные условия труда и быта, есть приемлемая зарплата, то соответственна и отдача людей.

– Мы добились того, что по уровню рентабельности в два, а то и в три раза превышаем плановые показатели, – говорит Баймаханбет Абуталипович. – Практически при неизменной численности штата за 11 лет предприятию удалось повысить производительность труда более чем в два с половиной раза. Если в 2002 году подготовлено под налив и отремонтировано 29 тысяч вагонов-цистерн, то в 2012 году этот показатель достиг почти 73,5 тысячи вагонов. Когда мы стали самостоятельным юридическим лицом в дочерней компании АО «Казтемиртранс» АО «НК «Казахстан темир жолы» и у нас появился свой бюджет, мы стали целенаправленней приводить в порядок свои проблемные участки.

…По рассказу генерального директора, были открыты сварочный и еще ряд подсобных цехов оборотного фонда электродвигателей, построена современная техническая лаборатория. Приобретены новые моечные машинки, которые позволили сократить сроки обработки вагона-цистерны. Была выполнена большая работа по замене насосного оборудования – одного из главных на производстве. Поэтому, как заметил в начале беседы А. С. Саркыншаков, по вине коллектива промывочно-пропарочной станции не было ни одного случая срыва заданий или некачественной обработки цистерн, подаваемых на нефтеперерабатывающий завод.

Поэтому коллектив ППС круглосуточно трудится в напряженном ритме. По словам Баймаханбета Сагиндыкова, в среднем за сутки обрабатывается 200 вагонов-цистерн емкостью 12 000 тонн. Летом на промывку и пропарку каждой единицы такого железнодорожного подвижного состава уходит один час сорок минут, зимой – три часа. И это при высоких температурах (в зависимости какой перевозился нефтепродукт) пара (160 градусов Цельсия), воды (95 градусов) и давления от четырех до девяти атмосфер. И хотя большинство операций выполняют промывочные машины, человеческий фактор в обработке цистерн изнутри играет далеко не последнюю роль. Особенно когда узнал, что после того, как вагон-цистерна пропарена и промыта, ее внутреннюю поверхность вдобавок тщательно и досуха протирают специальной ветошью.

– А иначе нельзя, – говорит генеральный директор ТОО. – Особенно когда дело касается авиационного керосина. Поэтому мы жестко работаем по ­ГОСТам, утвержденным еще в советское время, и наше предприятие относится к разряду стратегических. Наши работники это сполна осознают. Тем более что производство лишь на первый взгляд кажется простым. То, что вы видите на поверхности, – это лишь малая толика производства, так как все коммуникации, резервуары и другие системы находятся под землей.

…Вот такое непростое оно – ТОО «Ертыс сервис» или промывочно-пропарочная станция. Это про таких говорят: мал золотник, да дорог.

Сергей ГОРБУНОВ, Павлодар

Популярное

Все
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Музей Бауыржана Момышулы открылся в Таразе
В Восточном Казахстане продолжают поисковую работу
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Актау станет международным курортом
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Всегда на линии огня
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
На острие волны – соломенные тюки
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Полководец. Писатель. Патриот
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту …
Сенатор Орынбасаров призвал избегать повторных корректирово…
13 инвестпроектов реализуют в золотодобывающей промышленнос…
Контракты на 10 млн долларов США подписали на бизнес-форуме…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]