
В рамках встречи представителей СМИ с министрами экономического блока официальный представитель СЦК Алтай Абибуллаев отметил, что 2013 год стал периодом активной реализации целей и задач, обозначенных Главой государства в Стратегии развития «Казахстан-2050». В нынешнем году республика вошла в состав 50 наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира. Вместе с тем Президент Казахстана обозначил ряд конкретных задач перед Правительством, связанных с улучшением условий развития бизнеса в регионах, темпами жилищного строительства, повышением уровня жизни населения и другими приоритетами социально-экономического развития страны.
Экономическая активность в цифрах
Согласно данным, озвученным на пресс-конференции главой Агентства по статистике РК Алиханом Смаиловым, рост валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстана по результатам за 11 месяцев 2013 года составил 6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Краткосрочный экономический индикатор в январе – ноябре 2013 года составил 105,1%.
За этот же период объем промышленного производства в республике составил 16 477,2 млрд. тенге, что на 2,3% больше по сравнению с январем – ноябрем 2012 года. Объем валовой продукции сельского хозяйства оценивается в пределах 2 308,0 млрд. тенге и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года свидетельствует о росте на 10,9%.
Уровень розничного товарооборота составил 4 427,8 млрд. тенге и возрос на 12,6% по сравнению с показателем предыдущего года. Объем оптового товарооборота за отчетный период составил 12 203,6 млрд. тенге и увеличился на 12,5%.
Взаимная торговля со странами Таможенного союза в январе – октябре 2013 года составила 19 853,6 млн. долларов, что на 1,6% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Экспорт в эти страны снизился на 5,6%, составив 4 967,2 млн. долларов. Импорт и в рамках интеграции остается величиной активной – 14 886,4 млн. долларов, увеличившись на 4,3%.
Стабильная динамика роста наблюдалась в нынешнем году в сфере инвестиций в основной капитал компаний. В частности, данный показатель за 2013 год составил 5 182,1 млрд. тенге, что на 8,7% больше, чем в январе – ноябре 2012 года. В структуре инвестиций в основной капитал доля собственных средств предприятий, организаций составила 50,8%, иностранных инвестиций – 13,0%, бюджетных средств – 15,7% и заемных средств – 21,3%.
Что касается налоговых поступлений в государственный бюджет, то в этом плане совокупный объем составил 3 699,4 млрд. тенге с увеличением на 15,4% по сравнению с предыдущим показателем. Неналоговые поступления определились на уровне 119,9 млрд. тенге, сократившись в целом на 54,2%. Поступления от продажи основного капитала выросли на 19% и достигли 38,9 млрд. тенге. Поступления трансфертов остались на уровне прошлого года – 1 380,0 млрд. тенге.
Доходы государственного бюджета на 1 ноября 2013 года составили 5 238,2 млрд. тенге, затраты – 5 401,4 млрд. тенге. По сравнению с 1 ноября 2012 года доходы госбюджета увеличились на 7,3%, расходы – на 10,1%. При этом дефицит госбюджета составил 216,2 млрд. тенге, что значительно ниже показателя минувшего года – 508,2 млрд. тенге.
Индекс потребительских цен в ноябре 2013 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,5%. При этом уровень роста цен на продовольственные товары составил 0,7%, что немного ниже показателя минувшего года – 0,8%. Непродовольственные товары выросли на 0,4%, цены и тарифы на платные услуги – на 0,4%.
По состоянию на ноябрь 2013 года уровень инфляции в стране не превысил 4,7%, что на 1,2% ниже минувшего показателя. В годовом выражении (ноябрь 2013 года к ноябрю 2012 года) инфляция составила 4,7% против прошлогоднего показателя – 5,6%. Цены на продовольственные товары возросли на 3,4% против 4,8% к ноябрю прошлого года, на непродовольственные товары – 2,9% (3,6%), платные услуги – 8,2% (8,9%).
Численность безработных в ноябре 2013 года составила 468,1 тыс. человек. Уровень безработицы определился в пределах 5,2% к численности экономически активного населения.
Контролировать, не контролируя
Напомним, что работа по улучшению предпринимательского климата находится на особом контроле у Главы государства. И, как отметил в выступлении на пресс-конференции первый заместитель Премьер-Министра Бакытжан Сагинтаев, сложившаяся система государственного регулирования предпринимательской деятельности построена таким образом, что государственные органы постоянно стремятся регулировать все сферы экономической деятельности посредством запретов, разрешений, проверок, установления требований. На это неоднократно указывал Глава государства. Так, во исполнение двух его поручений Правительством проведено 2 этапа сокращения общего количества разрешений, причем каждый раз по 30%. Тем не менее практика показывает, что на смену прежним отмененным разрешениям постоянно появляются новые.
В этой ситуации Правительством было решено осуществить более радикальные реформы. В частности, необходимо было внедрить механизмы введения и отмены разрешений, систематизировать и оптимизировать их. В этих целях Правительство приняло Концепцию дальнейшего реформирования разрешительной системы до 2015 года, которая предусматривала классификацию разрешений в зависимости от объектов регулирования, а также категоризацию по степеням опасности регулируемой деятельности.
Кроме того, разработан проект Закона «О разрешениях и уведомлениях», который будет внесен в Парламент до конца текущего года. Данным законом будет утвержден исчерпывающий перечень разрешений. В приложении к проекту закона утверждается 758 разрешительных документов, из них 719 разрешений и 39 уведомлений.
Данный перечень разрешений был сформирован в результате масштабной инвентаризации разрешительной системы. С момента принятия закона все разрешения, не вошедшие в итоговый перечень, утратят юридическую силу.
В рамках данной работы в течение 2013 года было проведено 10 заседаний Межведомственной комиссии, на которых были обсуждены итоги инвентаризации. В результате было отменено 51 разрешение и 6 переведено на уведомительный порядок. Около 116 документов исключено из перечня как не соответствующие признакам разрешений, установленным законопроектом.
– После того как закон будет принят, любое новое разрешение сможет появиться в нашей стране только посредством внесения дополнений в Закон «О разрешениях и уведомлениях». Таким образом будет поставлен барьер необоснованному введению новых разрешений для бизнеса, – отметил Бакытжан Сагинтаев.
Параллельно с этой работой в соответствии с отдельными поручениями Президента осуществлялась автоматизация разрешительных процедур. В 2012 году выдача всех лицензий была переведена в электронный формат, а также автоматизирована выдача 80 наиболее востребованных разрешительных документов. В 2013 году автоматизировано 216 разрешений, а уже с 2015 года выдача всех разрешений будет осуществляться в электронном виде.
Проверки в отношении бизнеса также являются одной из проблем, на которые неоднократно указывал Президент страны. Необоснованное давление на бизнес со стороны проверяющих все еще имеет место в реальной практике, несмотря на внедрение систем управления рисками и других нововведений, призванных повысить эффективность государственного контроля.
В 2011 году был принят единый Закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК», но государственные органы не исполняют его. Количество проверок не сокращается, государственные органы продолжают проводить большую часть проверок в отношении субъектов незначительной группы риска, имеют место многочисленные факты нарушения государственными органами закона при проведении проверок.
Все это, безусловно, сказывается на развитии предпринимательства и конкурентоспособности нашей экономики. В связи с этим в соответствии с поручением Президента, данным 23 января 2013 года, Правительством выработаны подходы к дальнейшему совершенствованию государственного контроля и сокращению количества проверок.
Как пояснил по этому поводу первый заместитель главы Правительства, предлагается не проводить плановые проверки субъектов бизнеса, отнесенных к незначительной степени риска, за исключением проверок, проводимых органами налоговой службы. Исключение субъектов незначительной степени риска из плановых проверок позволит государственным органам сконцентрироваться на проверке субъектов, отнесенных к высокой и средней степени риска, и предотвратить наиболее серьезные последствия от выявленных нарушений.
В 2012 году Главой государства было поручено разработать Концепцию государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года. Данной концепцией предусматривается внедрение публичного анализа регуляторного воздействия вводимых и действующих инструментов регулирования. Любое регулирование до своего введения в правоприменительную практику должно быть полностью проанализировано на предмет возможных последствий его введения для экономики и регулируемых субъектов.
– Таким образом, все направления, озвученные выше, являются частью большой системной работы Президента и Правительства по созданию в стране благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, сокращению административных барьеров и повышению эффективности государственного регулирования экономики, – подчеркнул Бакытжан Сагинтаев.
Развитие моногородов
Уходящий, 2013 год – период полномасштабной реализации Государственной программы развития моногородов. На ее реализацию фактически выделено 18,8 млрд. тенге, в частности, на проведение следующих мероприятий.
Напомним, что основными направлениями программы являются диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса, размещение вспомогательных и обслуживающих предприятий в моногородах. В рамках реализации программы запланировано 47 проектов с общим объемом инвестиций более 950 млрд. тенге и созданием более 25 тыс. новых рабочих мест.
Согласно данным, озвученным на пресс-конференции министром регионального развития Болатом Жамишевым, на сегодня из 47 запланированных проектов введены в эксплуатацию 10 новых объектов. При этом создано около 1 930 рабочих мест. В 2014 году на реализацию Программы моногородов предусмотрены расходы в сумме 15 583 млн. тенге, в 2015 году – 12 583 млн. тенге, в 2016 году – 12 583 млн. тенге. Подобная динамика роста финансовых вливаний в развитие моногородов объясняется и тем, что практически во всех малых городах имеются аварийные заброшенные объекты, что не лучшим образом отражается на настроениях людей, живущих в этих населенных пунктах.
– В целом, меры, принимаемые Правительством по развитию моногородов, предусматривают снижение социальной напряженности на основе достижения таких приоритетов, как увеличение занятости населения, создание новых предприятий, выдачи микрокредитов для развития предпринимательства и других целевых задач, связанных с повышением качества жизни населения малых городов Казахстана, – подчеркнул министр.
Айту СУЛТАНОВ