Цифровизация против теневой экономики и коррупции

714
Ерлан Тюлюпов, заместитель председателя Комитета казначейства Министерства финансов РК

Болезнь легче предупредить, чем лечить ее последствия. Именно это неписаное правило лежит в основе государственной политики превенции коррупционных правонарушений.

Коллаж: kazpravda.kz/Адильбека Тауекелова

Об «отмывании», «обналичивании», «откатах», к сожалению, можно часто слышать в обиходной речи. И тут следует закономерный вопрос: а как предупреждать коррупцию? Цифровизация – понятие, которое тоже сегодня у всех на слуху. И именно она является одним из основных средств предупреждения коррупционных правонарушений, в первую очередь в области бюджетных процедур.

Как отмечает Президент: «Применение цифровых технологий в системе государственного управления, без всякого сомнения, является ключевым в успехе всей программы «Цифровой Казах­стан». В этом деле нам нужны кардинальные изменения, следует перевести весь документо­оборот полностью в электронный формат…»

Теперь к тому, как видится цифровизация процедур кассового исполнения государственного бюджета – основной функции государственного казначейства Казахстана – в свете предупреж­дения коррупции и теневой экономики.

В этом ключе используется несколько информационных сис­тем, таких как Интегрированная информационная система казначейства (ИИСК), а также информационная система безбумажного документооборота «Казначейство – Клиент» (аналог банковских систем «Банк – Клиент»).

ИИСК – система, реализованная в начале 2000-х годов при поддержке Международного банка реконструкции и развития на базе программного обеспечения фирмы Oracle, на протяжении вот уже свыше 20 лет позволяет бесперебойно и эффективно осуществлять кассовое исполнение государственного бюджета в Казахстане. Экспертное сообщество, как отечественное, так и зарубежное, высоко оценило ИИСК, признав ее уникальной и эффективной информационной системой, о чем свидетельствуют соответствующие международные награды.

Также еще в 2011 году государственное казначейство посредством цифровизации и внедрения ИС «Казначейство – Клиент» перешло на дистанцион­ное обслуживание клиентов (свыше 40 тыс. пользователей из 15 241 госучреж­дения и отдельных субъектов предпринимательства) на всех уровнях административно-территориального управления нашей страны, что позволило увеличить скорость обслуживания, уменьшить административные барьеры и количество возвратов из-за ошибок человеческого фактора, сократить бумажные, временные и транс­портные затраты и, конечно же, исключить коррупциогенные рис­ки в деятельности органов казначейства вследствие отказа от прямого контакта с клиентами.

На сегодня в Казахстане сущест­вует четырехуровневая бюджетная система. Каждому уровню бюджета, а также внебюджетным источникам в ИИСК присвоен собственный контрольный счет наличности. Тут отражаются все операции по поступлениям и расходам. Посредством ИИСК и ИС «Казначейство – Клиент» государственное казначейство осуществляет текущий контроль, который заключается в предварительной проверке обязательств государственных учреждений и платежей из бюджета на:

1) наличие подтверждающих документов (заключение экспертиз по проектно-сметной документации, акты выполненных работ, счета-фактуры, акты приемки объектов в эксплуатацию и пр.);

2) соответствие оформления финансовых документов требованиям действующего законодательства (бюджетного и о государственных закупках);

3) целевое использование в соответствии с Единой бюджетной классификацией и на наличие бюджетных средств в планах финансирования.

В данное время для успешной реализации задач текущего контроля, в том числе в целях предотвращения бюджетных нарушений, информационные системы государственного казначейства имеют внешнюю интеграцию с шестью информационными сис­темами: «Государственное планирование», «Централизованные унифицированные лицевые счета» (система органов госдоходов), «Электронные счета-фактуры», «Электронные государственные закупки», «е-Минфин» и системой Национального удостоверяющего центра.

С начала 2023 года государственным казначейством и его территориальными органами в рамках текущего контроля предотвращено 135 211 различных нарушений законодательства на сумму в несколько сотен миллиардов тенге. Конечно, нельзя сказать, что каждое финансовое нарушение, выявленное в ходе текущего казначейского контроля, имело коррупционный умысел и последствия, но в том и состоит профилактический эффект казначейского контроля, а именно – в поддержании финансовой и бюджетной дисциплины, без которой статистика коррупцион­ных правонарушений была бы совсем иной.

Особо следует отметить, что в целях недопущения неправомерного обналичивания бюджетных средств при строительстве реализуется казначейское сопровождение – деятельность по осуществлению текущего контроля за целевым использованием средств, выделенных на реализацию бюджетных инвес­тиционных проектов, а также полнотой уплаты налогов и других платежей в бюджет участниками бюджетного инвестиционного проекта – генеральным подрядчиком и субподрядчиком на всех этапах проведения платежей через контрольные счета наличности, открытых в органах государственного казначейства.

Об эффективности казначейского сопровождения свидетельст­вует тот факт, что за период действия данного проекта – с 2017 года – правоохранительными органами не заявлено ни об одном факте незаконного обналичивания бюджетных средств при строительстве по объектам, подлежавшим казначейскому сопровождению.

В настоящее время в Казахстане обсуждается идея перехода на более высокий уровень цифровизации и интеграции бюджетного процесса, а именно – создание единой Интегрированной системы управления государственными финансами (ИСУГФ).

Ноу-хау от внедрения ИСУГФ состоит в сквозном процессе планирования и исполнения государственного бюджета, что позволит участникам бюджетного процесса на всех уровнях административного устройства согласовано осуществлять процедуры по формированию планов финансирования, начиная с ввода бюджетных заявок, дальнейшему составлению, утверждению и исполнению соответствующего бюджета, а также автоматизировать большую часть бюджетного процесса. Для этого информацион­ным системам государственного казначейства необходима более тесная интеграция в первую очередь с действующими информационными системами «Государственное планирование» и «Электронные государственные закупки».

Таким образом, процедуры планирования и исполнения государственного бюджета будут доступны в онлайн-режиме, что позволит осуществлять предварительный контроль уже на стадии планирования (ex-ante), а не на стадии исполнения (ex-post), как это делается сейчас. Кроме того, данное новшество повысит транспарентность бюджетного процесса для всех заинтересованных лиц и общественности, что является одним из важнейших шагов в деле профилактики коррупционных нарушений, а также признаком демократизации общества.

Ожидаемые результаты от реа­лизации ИСУГФ в Казахстане:

1) повышение эффективности и прозрачности исполнения госбюджета;

2) интеграция информацион­ных систем и автоматизация бизнес-процессов государства с высвобождением трудовых и прочих ресурсов для оптимизации государственного аппарата;

3) своевременное и оперативное предупреждение финансовых нарушений и устранение факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также противодействие теневой экономике.

Из опыта стран, уже реализовавших ИСУГФ (например, Южная Корея), следует, что в ее основе находится центральная информационная система казначейства, осуществляющая такие функции исполнения бюджета, как учет платежей, выполнение обязательств, управление ликвидностью, общая бухгалтерия и финансовая отчетность наряду с подготовкой финансовых планов, управление задолженностью и государственными инвестициями.

С ИСУГФ Южной Кореи интегрированы периферийные системы: управления персоналом⁄заработной платой, администрирования доходов (налогов и пошлин), государственных закупок, управления запасами и имуществом, и управленческой информацией. Внедрение ИСУГФ позволило стране в значительной степени стандартизировать и оптимизировать процедуры планирования, исполнения, отчетности и аудита государственного бюджета.

Как результат, к примеру, время государственных закупок в Южной Корее сократилось до нескольких дней (для сравнения: в Казахстане конкурсы длятся от 1,5 месяца и дольше), процедуры закупок осуществляются максимально прозрачно в онлайн-режиме: доступ имеют все заинтересованные лица, автоматически просчитывается квалификация потенциальных поставщиков без повтора одних и тех же процедур в будущем, осуществляется проверка поставщиков на добросовестность по налогам и прочим обязательствам.

Резюмируя, необходимо отметить, что цифровизация не панацея от таких болезней общества и государства, как коррупция и теневой бизнес, скорее – одно из средств, с помощью которого можно предотвратить многие причины возникновения этого зла.

Не менее важным и эффективным в деле превенции корруп­цион­ных нарушений было и остается изменение менталитета и культивирование в обществе духа уважения законов и нетерпимости к проявлениям коррупции. Ведь, как показывает международный опыт, в странах с высокой правовой культурой отсутствует необходимость в тотальной цифровизации административных (в том числе бюджетных) процессов, управлять которыми можно и без сложных и дорогостоящих информационных систем, но это уже тема для отдельной статьи…

Популярное

Все
Село работящих людей
Крути педали!
Только от жизни собачьей…
Живет такой парень
100 дней, которые меняют мироощущение
Большая дорога начинается с первого шага
Лучшей командой регулярного первенства стал «Арлан»
Вредная? Ну и пусть
9 Мая все ближе
Встреча с молодежью прошла в Алматы
Прививка налоговой культуры
Мастер глубоких виражей
Влюбленный в искусство
Февраль
Обвела вокруг пальца
Приоритет для министров и акимов
Обеспечить фитобезопасность
Для экономического роста нужна инфраструктура
Заседание совета директоров холдинга
Транзитные перевозки планируется увеличить вдвое к 2030 году
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Гордиться своей малой и большой родиной
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Друзья зовут ее Айшой
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
От хума до макитры
Нурлан Уранхаев освобожден от должности акима области Абай
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Моя Караганда
Так что же к нам летит?
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Казахстанские хоккеистки завоевали серебряную медаль Азиатских игр
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК
Уникальный ясли-сад с соляной шахтой открылся в городе Сатпаеве

Читайте также

Стучи, сердечко!
Живет такой парень
Ускорить осуществление крупных проектов
Отмечен прогресс Казахстана в развитии судебной системы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]