Укрепляя статус правового государства

8065
Марат Когамов, почетный юрист РК, председатель Общественного совета МВД РК

Сразу замечу, что именно такой Указ Главы государства от 9 июня текущего года «О дальнейших мерах Республики Казахстан в облас­ти прав человека» принимается в стране впервые. Во всяком случае, его надо рассматривать как логическое продолжение развития правового потенциала двух предыдущих Посланий Президента народу Казахстана. Принятие указа, на мой взгляд, продиктовано следующими причинами.

Первое – это акцентуация государственной политики на непрерывном обеспечении правового статуса личности как высшей конс­титуционной ценности и непреложного фактора эффективного развития общества и государства в современных условиях.

Второе – это точечное определение совокупности актуальных прав человека, вытекающих из Концепции прав человека и общепризнанной классификации этих прав, которым следует придать особое значение и, следовательно, направить усилия государственного механизма в данный момент развития национальной государственности.

И третье – это дальнейшая коррекция правовой идеологии, дейст­вующего права и юридичес­кой деятельности в Казахстане, то есть состояния правопорядка, основным содержанием цели которого должна всегда быть защита прав и свобод человека и гражданина, а также их полное осуществление.

При анализе основных направлений деятельности государственного аппарата по реализации норм указа Глава государства на первое место ставит строгое выполнение Казахстаном взятых на себя международных обязательств в области прав человека как стратегического направления по укреп­лению имиджа Казах­стана на международной арене. В содержание этой работы он закладывает прежде всего налаживание четкого взамодействия компетент­ных государственных органов Казахстана со всеми главными и вспомогательными (специализированными) органами ООН, которые учреждены Уставом ООН, а также иными меж­дународными актами в области прав человека. Безусловно, это предполагает разработку ясных алгоритмов работы компетент­ных государственных органов Казахстана в целях их активного участия в работе международных организаций, включая стабильный обмен информацией, полноценное, реальное и своевременное выполнение рекомендаций по вопросам прав человека.

Предупреждение, активное расследование, наказание виновных лиц, обстоятельная реа­билитация и восстановление нарушенных прав – основные компоненты обеспечения прав жертв торговли людьми, чему посвящен смысл второго защищаемого Главой государства права человека против рабства, работорговли или содержания в подневольном состоянии, провозглашенного в универсальных документах ООН по правам человека и действующем праве Казахстана. Защита этого права также предполагает создание особых мер охраны и помощи детям и подросткам от экономической и социальной эксплуатации.

Право на достаточный жизненный уровень, в том числе включающий наличие пищи, одежды, жилища, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, остро необходимо в контексте права каждого на случай инвалидности, рассматривае­мый фактором утраты средств к сущест­вованию по независящим от человека обстоятельствам – в этом кроется следующее, вытекаю­щее из международных обязательств Казахстана и имею­щее в основе нравственный характер, поручение Главы государства.

Ликвидация неизживших себя гендерных стереотипов, преодо­ление гендерного неравенства и прежде всего ликвидация дискриминации в отношении женщин по широкому кругу приз­наков – тезис и четвертое направление указа и государственной политики в области прав человека, над которым предстоит основательно поработать. В этом вопросе наглядно раскрывают назначение этого принципиального права универсальные документы ООН в области прав человека: равенство перед законом и судом, эффективное восстановление в нарушенных правах, право на ведение государственных дел, право голосовать и быть избранным в представительные органы, право допуска на общих условиях к государственной службе, право на вступление в брак без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии, право на равную оплату за равный труд, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старос­ти, право на особое попечение и помощь в период материнства и многое другое.

Безусловно, что право на свободу объединения позволяет каждому человеку коллективно и более эффективно осуществлять и защищать свои права и свободы, провозглашенные в универсальных документах международного права. При этом важнейшим условием выполнения этого права является соблюдение правил соответствующего объединения. Вместе с тем, что также вытекает из международного права, данное право может быть ограничено только в интересах государственной или общественной безопаснос­ти, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения либо для ограждения прав и свобод других лиц.

Ратуя за обеспечение права каждого на свободу ассоциации с другими, равно как за исключение принуждения вступления в какую-либо ассоциацию, Глава государства прежде всего имеет в виду снятие разного рода искусственных барьеров на пути создания объединений гражданами как важнейших субъектов в структуре гражданского общества страны.

Беспрепятственное выражение своего мнения как универсальное право каждого человека налагает на него одновременно особые обязанности и ответственность и, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть ясно изложены в законах и необходимы для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здо­ровья и нравственности населения, – такова идеология следующего конкретного права человека, рег­ламентируемого указом.

Право на жизнь в Казахстане отнесено к разряду высших конституционных ценностей государства и закреплено в указе в качестве архиважного направления в области прав человека. Как неотъемлемое право каждого человека данное право охраняется законом. К тому же никто не может быть произвольно лишен жизни. Так сформулированы и трактуют данное право нормы международного и национального права. В его исполнение в суверенном Казах­стане все эти годы стабильно проводился курс на сужение перечня преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, с уточнением круга субъектов, к кому может быть применена смертная казнь.

Кроме того, введен мораторий на исполнение приговоров о смерт­ной казни. Финалом этого процесса стала ратификация Законом Респуб­лики Казахстан от 2 января 2021 года Второго факультативного протокола к Международному пакту о граж­данских и политичес­ких правах, направленного на отмену смерт­ной казни, однако с оговоркой о возможности применения смерт­ной казни в военное время после признания лица виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время. Продолжением этой работы станут соответствующие изменения и дополнения в уголовное право страны.

Для понимания выражения «общественный порядок» в том смысле, в каком оно используется указом, в части такого направления работы государственных органов, как «право человека на жизнь и общественный порядок», следует придерживаться определения этого словосочетания, раскрываемого так называемыми Сиракузскими принципами толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политичес­ких правах (1985 год), которыми оно определено как совокупность норм, обеспечивающих жизнедея­тельность общества или как ряд основополагающих принципов, на которых построено общество. При этом уважение к правам человека является частью общественного порядка. Общественный порядок следует толковать в контексте задач конкретного права, которое ограничено на этом основании. Государственные органы или представители, ответственные за поддержание общественного порядка, подлежат контролю в осуществлении ими своих полномочий со стороны парламента, судебных органов или других компетентных независимых структур, завершают разъяснение Сиракузские принципы.

С учетом изложенного очевидно, что надлежащий общественный порядок органически связан с полноценным осуществлением прав и свобод человека и нуждается в дальнейшем законодательном совершенствовании.

Важным в контексте указа является повышение роли и наз­начения неправительственных организаций в обществе и государстве. НПО вносят существенный вклад в становление и палитру гражданского общества в стране. Ими накоплен определенный опыт работы в сфере защиты прав человека. Вместе с тем их создание, компетенция, методы деятельности нуждаются в серьезной законодательной поддержке. Необходимо пересмотреть в сторону большей мотивации и меньшей бюрократии для НПО отдельные положения Закона РК «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан».

Также необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию правовых основ деятельности общественных советов страны. В этом секторе гражданского общества, который наиболее приближен к государственному аппарату, имеются вопросы, требующие своего законодательного и практического решения.

Под пристальным вниманием Главы государства всегда находится сфера уголовного правосудия, где наиболее тесно и остро соприкасаются интересы общества и государства – с одной стороны, интересы личности, человека и гражданина – с другой. Иначе говоря, могут иметь и имеют место нарушения законности при производстве по уголовным делам. В связи с этим в настоящее время проводится интенсивная работа по внедрению трехзвенной модели уголовного процесса, которая предусматривает основательное разграничение процессуальных функций органов, ведущих уголовный процесс, с усилением контрольных функций стадий движения уголовного дела по отношению друг к другу, а также значительным повышением роли адвокатов в уголовном судопроизводстве. Поэтому данное направление – одно из актуальных в рамках указа.

Противодействие пыткам в уголовном процессе, как и противодействие торговле людьми, – не менее важная тема в облас­ти прав человека, на чем также концентрирует внимание указ. Следует отметить, что по этому вопросу за годы суверенитета Казахстаном сделаны довольно конкретные шаги. Так, в уголовном законе пытки представлены в виде отдельной статьи 146 в главе 3 «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина». Тем самым законодатель подчеркнул высокую степень общественной опаснос­ти этого преступления и лица, которое его совершает.

Разработаны и реализуются основанные на научных исследованиях методики расследования преступления. Но проблема сущест­вует. В связи с этим в качест­ве приоритетов ее правильного решения, помимо превентивных мер, видится четкое определение компетентного органа уголовного преследования, на который следует возложить расследование данного преступления, расширение круга субъектов, подлежащих ответственнос­ти за пытки, а также внедрение в уголовный процесс специальной формы производства по делам этой категории.

В целом реализация мер, намеченных указом и конкретизированных Планом Правительства с учетом имеющихся научных и гражданских инициатив в облас­ти защиты прав человека, внесет ощутимый вклад в процесс укреп­ления статуса Казахстана как правового государства.

Популярное

Все
В рамках официального визита в Казахстан Президент Финляндии Александр Стубб провел лекцию в Maqsut Narikbayev University (MNU)
Технический колледж: практика и трудоустройство
Инициативы Национального курултая реализуются
«Цифра» на вооружении районной полиции
Наследие не для «черных копателей»
Не инвесторы, а строители финпирамид
Еще два медобъекта открылись в регионе
Возобновляемая энергетика – флагман зеленого перехода
К согласию – через этномедиацию
Энциклопедия столичной жизни
В извечном стремлении к свободе
Вкус апорта в осеннем парке
Тепло ее сердца – лекарство для людей
Лучшие чтецы стихов Абая
Шанс на новую жизнь
Цифровая ловушка
Дороги творчества
«Алматинская осень» неповторима!
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
В Мангистау на службу заступил новый корабль береговой охраны
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане проходят праздничные концерты ко Дню Республики
Выставка «Казахский тазы» стартовала в Алматы
С 24 октября стартует акция «Republic Day»
Мажилис утвердил бюджет на 2026–2028 годы
Шымкентский НПЗ отметил 40-летие рекордными достижениями
Капитальный подход к переработке
Не хватило опыта для победы
Депутаты рассмотрят законопроект о банках и банковской деятельности
Телепортация по-казахски: как повороты судьбы могут привести к счастью
Пенсионерам вход бесплатный
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области

Читайте также

Адмюстиция – новый институт доверительных отношений власти …
Поехали?
Отказ от карательного подхода: применение закона к бизнесу …
Чем я могу Вам помочь?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]