Созданная модель социальной защиты обеспечивает реализацию социальных гарантий казахстанцам. Особенностью реформы стало то, что накопительная пенсионная система была введена не в качестве дополнительного, а в качестве основного элемента нового пенсионного обеспечения граждан страны.
Созданный в 1997 году Государственный центр по выплате пенсий ( ГЦВП) является основным оператором Правительства в системе учета и осуществления социальных выплат населению, осуществляющим сегодня функции в солидарной, накопительной пенсионных системах и системе обязательного социального страхования с использованием электронной обработки данных.
Предприятие имеет развитую филиальную сеть, где ежедневно ведется прием порядка 15 тыс. человек по различным вопросам в области социальной сферы. Общими тенденциями, характеризующими деятельность предприятия, являются постоянный рост объема работ, социальных выплат, финансовых потоков и оказываемых услуг населению. Динамика финансовых потоков, проходящих через ГЦВП, возросла по сравнению с 1998 годом в 32,4 раза. Так, за 2014 год объем финансовых потоков по накопительной, солидарной, социально-страховой системам составил 2,4 трлн тенге. Ежемесячно проводится более 6 млн выплат в солидарной пенсионой системе, персонифицированным учетом охвачено более 9 млн вкладчиков и более 5 млн участников в системе социального страхования.
Одним из важнейших достижений предприятия за прошедшие годы явилось создание централизованной базы данных получателей пенсий и пособий, использование которой позволило построить уникальную систему и поставить работу на качественно новый уровень. Централизованная база данных дала возможность обеспечить социальные выплаты в день поступления средств из бюджета, осуществлять выплату пенсий (в том числе базовую) и 41 вида пособий через любое банковское учреждение страны по выбору получателя. Сейчас социальные выплаты производятся в более чем 20 банках второго уровня и АО «Казпочта».
В текущем году 97% получателей пенсионных и социальных выплат, за исключением получателей выплат ведомства силовых структур (это порядка 5,8 млн дел), перерасчет и индексация производились в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи.
С 2007 года Правительством реализован комплекс мер, включающий перевод госуслуг в электронный формат и формирование их реестра, оптимизацию процедур их представления, внедрение «электронного правительства», интеграцию информационных систем госорганов. На сегодня нашим предприятием через портал «электронного правительства» предоставляются населению 12 видов электронных государственных услуг. Развитие этой системы в сфере социальной защиты населения позволило внедрить систему дистанционного электронного назначения социальных выплат. В связи с созданием в июле 2013 года на базе АО «ГНПФ» Единого накопительного пенсионного фонда осуществлена поэтапная передача пенсионных активов и обязательств в Единый накопительный пенсионный фонд девяти НПФ. С 1 января 2014 года ГЦВП осуществляет учет обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ), которые введены согласно Закону РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Как мы знаем, в связи с введением в стране с 1 января 2005 года системы обязательного социального страхования на ГЦВП возложена реализация транзита обязательных социальных отчислений от работодателя в Государственный фонд социального страхования, ведения персонифицированного централизованного учета социальных отчислений, осуществление и учет социальных выплат. За указанный период в Государственный фонд социального страхования перечислено социальных отчислений на общую сумму более 1 трлн 139 млрд тенге.
Программно-аппаратная платформа ГЦВП, обеспечивающая информационную поддержку исполнительной, единой финансово-учетной и технологической части деятельности системы социального обеспечения страны, является основным институтом Министерства здравоохранения и социального развития. Наша автоматизированная информационная система является первой подобной системой в республике, обеспечивающей с 2002 года в реальном режиме времени централизованный и персонифицированный учет пенсионных взносов, социальных отчислений. А с 2015 года на базе ГЦВП введена в промышленную эксплуатацию Единая информационная система социально-трудовой сферы, создание которой позволит улучшить эффективность государственного регулирования, повысить уровень качества предоставляемых социальных услуг, оптимизировать применение аналитических данных, обеспечить эффективную интеграцию и функционирование в рамках системы «е-правительство».
В целях улучшения информационного обслуживания населения на базе ГЦВП с 2011 года функционирует информационно-справочный контакт-центр, посредством которого граждане могут получать услуги по телефону, через SMS, электронную почту и web-портал. Также для модернизации оказываемых госуслуг в марте нынешнего года подписан трехсторонний меморандум между ЦОНом, ГЦВП и АО «Казпочта», согласно которому для удобства обслуживания жителей отдаленных населенных пунктов организованы мобильные группы из числа сотрудников нашего предприятия, центров обслуживания населения и специалистов АО «Казпочта». Ими уже произведено около 1 300 выездов почти в 900 отдаленных сельских округов. При этом на прием мобильных групп по вопросам назначения пенсий, пособий и консультаций обратились 6 160 граждан.
Еще одна новость: в промышленную эксплуатацию нами внедрен централизованный банк данных по лицам, имеющим инвалидность. Это позволило систематизировать учет данной категории населения, знать нужды каждого, корректно планировать бюджетные средства, необходимые для реализации программ реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Наше предприятие может администрировать практически любой объем выплат, обеспечить прозрачность информационных и денежных потоков, контролировать их с точностью до тиына, генерировать любую информацию, вести мониторинг всех видов выплат.