«Ұстаз»: поворот в профессии педагога

1983
Айдана Шилибекова, председатель правления АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

Цифровые технологии меняют подход к оценке профессиональных компетенций преподавателей

коллаж Павла Цедилина

В условиях глобальных вызовов и растущих требований к качеству образования Казахстан делает решительный шаг к созданию новой образовательной экосис­темы. Ключевым элементом этой трансформации становится национальная платформа непрерывного профессионального развития педагога «Ұстаз».

«В образовательном процессе ключевой фигурой является педагог. Следует и далее повышать его статус, авторитет в обществе… В этой сфере нет раз и навсегда застывших правил. Но в любом случае требования к учителям должны быть высокие», – отметил Президент Касым-Жомарт Токаев в одном из своих выступлений в Парламенте.

Развитие образования диктует необходимость создания непрерывной системы повышения квалификации педагогов, предполагающей пересмотр базовых ценностей в содержании, формах и технологиях обучения. В качестве одной из ключевых организаций, осуществляющих данный процесс, выступает АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Министерства просвещения РК. Основная его миссия – вдохновлять учителей на обучение, мотивировать и стимулировать к постоянному совершенствованию профессиональных компетенций.

Председатель совета директоров «Өрлеу» Александр Подвалов отмечает, что платформа «Ұстаз» – не просто инструмент автоматизации, а важный шаг к повышению качества отечественного образования.

– Она позволяет сделать процесс оценки более объективным, прозрачным и удобным для всех участников. Внедрение платформы способствует цифровой трансформации образовательной сферы Казахстана, открывает новые возможности для профессионального роста педагогов. Дальнейшее ее развитие, бесспорно, станет ключевым фактором успеха в создании современной и эффективной образовательной среды. Цифровые технологии не стоят на месте, и платформа «Ұстаз» имеет ряд перспективных направлений – это применение искусственного интеллекта для анализа эффективности педагогической деятельности и персонализированных рекомендаций по развитию, внедрение блокчейна для обеспечения максимальной прозрачности и защиты данных, адаптация системы для соответствия мировым стандартам и возможнос­тям международной сертификации, – отметил он.

Аттестация играет важную роль в системе образования, обеспечивая оценку качества преподавания, профессиональное развитие педагогов и соответствие их квалификации современным требованиям. Ранее она представляла собой громоздкий, трудозатратный и зачастую закрытый процесс. В связи с этим профильным ведомством принято решение автоматизировать его посредством единой экосистемы – национальной платформы непрерывного профессионального развития педагога «Ұстаз».

В 2024-м эту платформу апробировали в пилотном режиме в Карагандинской области, а с 1 января 2025 года началось ее поэтапное внедрение во всех регионах. Она кардинально меняет саму логику процесса. Аттестация становится цифровой, структурированной и, главное, справедливой. На сегодняшний день уже создано свыше 150 тыс. личных кабинетов педагогов, в которых они могут отслеживать свой прогресс, подавать заявки, получать объективную обратную связь и формировать профессио­нальную траекторию.

Автоматизация оценки с помощью платформы «Ұстаз» не только исключает коррупцион­ные риски, но и обеспечивает соблюдение международных стандартов валидности, надежности и объективности. Система опирается на четкие критерии и цифровую аналитику, что позволяет исключить субъективизм и усилить доверие к результатам.

В рамках платформы предусмотрено дифференцированное оценивание педагогов с учетом специфики их работы — от дошкольного до технического и специального образования. В ней прописаны разные требования и критерии оценивания материалов портфолио методис­тов, руководителей, учителей.

На платформе «Ұстаз» все процедуры регламентированы и соответствуют установленным правилам и условиям проведения аттестации педагогов. Процесс начинается с создания аттестационного периода, на основе приказа организации образования или органов управления образованием формируется аттестационная комиссия. Педагог подает заявление через личный кабинет, комиссия принимает решение, фиксируя его в протоколе. Результаты регист­рируются и сохраняются на сервере.

В системе разработан процесс сбора данных. Например, для показателя «Качество преподавания» применяется модуль лис­тов наблюдения, информация о повышении квалификации поступает из Единой базы данных слушателей «Өрлеу». Сама платформа превращает аттестацию из испытания в возможность – в возможность понять свои сильные и слабые стороны, определить направления развития, получить поддерж­ку и в конечном итоге повысить качество преподавания.

В пилотных регионах, особенно в Карагандинской области, педагоги отмечают, что цифровизация аттестации делает ее менее стрессовой и более логичной.

– Теперь все прозрачно. Четкие критерии, понятный алгоритм, обратная связь – это повышает доверие и мотивацию, – подчеркивает председатель аттестацион­ной комиссии гимназии Караганды Марина Попова.

Техническая реализация платформы «Ұстаз» основана на применении современных open-source технологий, которые обеспечивают необходимую гибкость для адаптации к требованиям. Эти технологии также поддерживают масштабируемость, позволяя расширять функционал платформы и интегрировать ее с другими системами и базами данных. Кроме того, использование open-source обеспечивает высокую надежность за счет регулярных обновлений и улучшений в области безопасности.

Как отмечает председатель Комитета среднего образования Министерства просвещения Каныбек Жумашев, благодаря цифровым решениям учителя получают инструмент для осмыс­ленного самоанализа и персонального роста, а образовательные организации – прозрачную систему оценки компетенций.

– Важно, что «Ұстаз» не только упрощает процессы, но и формирует новую культуру профессионального совершенствования, где объективность, открытость и стремление к развитию становятся ключевыми принципами, – прокомментировал он.

Таким образом, Казахстан выстраивает передовую образовательную архитектуру. Платформа «Ұстаз» – это не просто реформа. Это переход к новой культуре образования, в центре которой стоит осмысленный, мотивированный, поддерживаемый педагог.

Популярное

Все
Ураган не щадил никого
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
Железные нервы и желание помогать
Новые системы, современные услуги, инновационные решения
Между сном и реальностью
ЕНУ занял 317-е место в мировом рейтинге университетов
Видеть в повседневном вечное
Вторсырье: в контексте правил нулевого захоронения
Госслужащие должны быть проводниками принципа «Закон и Порядок»
Вопрос будущего нации
О металлах и цифровизации юстиции
Королеву красоты выберут ночью и под землей
Наукоград будущего: в правительстве обсудили создание Техноқала
Больше чем помощник
Общественный контроль необходим
Узы дружбы и добрососедства
Отдых становится разнообразнее
Раскрыл преступление в рекордные сроки
Мы живы, пока помним
Сам себя уличил
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Молочный флагман республики
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Как идет строительство завода по производству стали в Жамбылской области
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Олжас Бектенов обсудил с Ли Яньтао строительство нового завода в РК
Турнир по тактическому многоборью выявил сильнейших среди команд спецназа МВД РК
Распоряжение Главы государства об освобождении от должности
Журналистам показали строительство завода KIA в Костанайской области
Токаев поздравил Трампа с днем рождения
Отец XXI века: призыв к действию
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Истоки тюркской письменности
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile

Читайте также

Виртуальный помощник
Цифровая юстиция: как ИИ модернизирует казахстанскую правов…
Сверхскоростной интернет 10G в пилотном режиме запустят в А…
Утечки персональных данных из госсистем не было - Минцифры

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]