Верны профессии

879
Юрий Ли, Кызылорда

Байсугуловы – выходцы из поселка Мадениет Жалагашского района. Основатель династии Торемурат, старший из четырех братьев, родился, кстати, в 1903 году, когда по территории региона как раз прокладывалась ветка железной дороги Оренбург – Ташкент. Юному сельчанину пришлось быстро взрослеть – семья жила бедно, нужно было помогать родителям. Работа пастуха ему казалась скучной, а вот стройки привлекали. Он с удовольствием помогал соседям ремонтировать и строить дома и хозпостройки, выкладывал печи.

В то время сельчане из аула час­то ездили на заработки на железнодорожную станцию Жалагаш (ныне административный центр одноименного района), которая была основана в 1905 году сразу после прокладки железной дороги. От Мадениета ее отделяло около 30 км. Работы было много, поселок бурно застраивался.

Торемурат, несмотря на молодость, работал наравне со взрос­лыми, которые, отмечая его трудолюбие и мастерство, пророчили ему большое будущее, если пойдет учиться на строителя. Но к тому времени он уже лелеял другую мечту.

В Жалагаше юноша впервые увидел паровоз. Оповещая гудками, это грохочущее чудо прибыло на станцию, обдав стоявших на перроне людей клубами пара. Зрелище было диковинным и завораживающим, мальчишке хотелось смотреть на этого железного гиганта снова и снова. И он часто наведывался на вокзал, утверждаясь в своем желании стать машинистом и надеть красивую форму железнодорожников.

В 1925 году, когда второму брату Ахмету исполнилось 15 лет, и он тоже стал зарабатывать на стройках, Торемурат отправился в Кызылорду исполнять свою мечту. Город тогда был провозглашен столицей Казахстана, и это обстоятельство открывало огромные возможности для молодежи. Но поступить на курсы помощника машиниста сразу не получилось, эту честь, как оказалось, еще нужно было заслужить.

Торемурат был готов добиваться заветной цели. Узнав, что молодой человек уже трудился на стройках, ему предложили работу каменщика: в локомотивном депо как раз возводился новый производственный корпус. Сельчанин проявил себя очень умелым работником и после постройки здания получил железнодорожную форму вместе с должностью дежурного стрелочника.

Это испытание он тоже пре­одолел, зарекомендовав себя ответственным и дисциплинированным сотрудником, которого сочли достойным направить на курсы помощников машинис­тов. А еще через три года целеустремленный кызылординец уже самостоятельно управлял паровозами.

Вдохновились его успешным примером и двое братьев. Тажибай отправился поступать в Ташкентское железнодорожное училище, а после его окончания остался там же работать преподавателем. Самый младший Карбоз тоже прошел нелегкий путь от каменщика до помощника машиниста. Быть бы 21-летнему железнодорожнику самым молодым машинистом, но планам помешала Великая Отечественная война.

В годы военного лихолетья все четверо братьев написали заявления об отправке на фронт. Но опытному машинисту отказали, Торемурат отважно трудился в тылу. Курсирование поездов на кызылординском участке тогда значительно увеличилось, машинистов не хватало, и зачастую в сутки на отдых не оставалось даже 2–3 часов. Но он никогда не жаловался на суровые условия работы.

Великая Отечественная война принесла семье Байсугуловых много горя. Из трех братьев-фронтовиков двое, Карбоз и Тажибай, пали на полях сражений. Возвратившийся в Кызылорду после победы Ахмет Байсугулов устроился каменщиком в локомотивное депо, строил инфраструктурные объекты: школы и детские сады, больницы и поликлиники, жилые дома.

Торемурат Байсугулов остался верен профессии, до самой пенсии проработав машинистом, много раз поощрялся за многолетний добросовестный труд. Славный труженик с большим практичес­ким опытом был и замечательным наставником молодежи, которую вдохновлял своей любовью к профессии. Передалась она и его детям, вместе с супругой Базар он вырастил себе достойную смену. Трое сыновей – Орынбек, Дастан и Бухарбай – тоже стали машинистами тепловозов.

Пришли работать на железнодорожное предприятие и дочери Сайлаукуль и Бакыт, выбрав себе профессии бухгалтеров. Сын Ахмета Байсугулова также пошел по стопам своего отца: Орымбай Ахметов долгие годы трудился в локомотивном депо мастером инструментального цеха – чинил локомотивы.

По стопам дедов и отцов пошло и третье поколение славной трудовой династии. На различных предприятиях стальных магистралей трудились почти три десятка внуков и внучек Торемурата и Ахмета. Среди них машинисты, ремонтники, строители, связисты, снабженцы и финансисты, есть даже сотрудник линейного отдела внутренних дел на транспорте. Каждый на своем посту вносил свою лепту в обеспечение ритмичной работы главной транспортной отрасли – железнодорожных перевозок.

– Для нас, Байсугуловых, железная дорога больше, чем просто работа – это наша жизнь, – говорит один из внуков основателя железнодорожной династии, сын Орынбека Омар Байсугулов. – С детства мы с братьями приходили к родителям в локомотивное депо, в котором все вызывало восторг. Дома тоже постоянно разговоры велись на профессиональные темы. Мы пропитывались этой атмосферой, гордились своими дедами и отцами и хотели быть похожими на них. В 1984 году после учебы в техникуме я пришел работать в локомотивное депо.

По словам Омара Байсугулова, это были самые счастливые годы в его жизни. В коллективе молодого специалиста встретили очень тепло, помогли постичь тонкости профессии.

– Байсугуловых все знали и уважали, представители нашей семьи к тому времени в депо работали уже 60 лет. Но это накладывало и особую ответственность, кредит доверия был очень большим, нужно было его оправдать, чтобы не запятнать нашу фамилию. Мы старались, работали, как говорится, на совесть. Оставались верны стальным магистралям и в непростые 90-е годы минувшего столетия, когда у предприятия возникли сложности из-за экономического кризиса в молодой стране, – говорит Омар Орынбекович.

Сейчас уже четвертое поколение знаменитой железнодорожной династии трудится на предприятиях стальных магистралей. По подсчетам правнука Торемурата Байсугулова – Бекболата Орынбекова – за последние 5 лет общий трудовой стаж династии увеличился на 56 лет, достигнув ровно восьми столетий. Кто-то вышел на пенсию, кто-то устроился, сейчас восемь правнуков именитых аксакалов работают в этой судьбоносной для их большой дружной семьи отрасли.

Вклад самого Бекболата в эту гигантскую трудовую копилку пока невелик, всего 6 лет. Но он точно пришел сюда надолго, основательно вникая в профессиональные тонкости своего дела. После окончания Кызыл­ординского агротехнического колледжа им. И. Абдукаримова по специальности «автоматика–телемеханика–связь», как когда-то его знаменитый прадед, начал работу на железной дороге с самых низовых и физически трудоемких специальностей. В частности, работал кочегаром, дежурным стрелочного поста, дежурным по парку и оператором-информатором, помощником инженера. При этом продолжил обучение в Казахском университете путей сообщения.

И его старания были вознаграждены карьерным ростом. Последние полгода он занимает должность руководителя хозяйственного отдела отделения грузовых перевозок Кызылординского филиала АО «Казахстан темир жолы – грузовые перевозки».

– Железная дорога – это стабильность во всем. Неплохая заработная плата, социальный пакет. Но и работа здесь не для слабаков. Железнодорожные перевозки, как известно, осуществляются непрерывно 7 дней в неделю, 24 часа в сутки, требуя от каждого сотрудника железной дисциплины, высокой ответственности и скрупулезного выполнения профессиональных обязанностей. Мне это импонирует, уже привык к такому темпу жизни. Чувствую себя в родной стихии. Уверен, что и наше поколение достойно продолжит дело дедов и отцов, чтобы и наши дети могли нами гордиться, – заключил Бекболат Орынбеков.

Популярное

Все
Касым-Жомарт Токаев поздравил казахских боксеров
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в связи с утечкой данных Google
Цифровая трансформация судебной системы
Казахстанцам напомнили о сроках уплаты налога на имущество
Копию уникальной карты XI века передали британцы Казахстану
Дональд Трамп допустил возможность визита в Казахстан
Леди Гага стала «Артистом года» на MTV VMA 2025
Али Алиев объявил об отставке после разгромного поражения команды от Бельгии
Токаев высказался о строительстве второй и третьей АЭС
Шестью победами завершил Казахстан пятый день чемпионата мира по боксу
Казахстан и Сингапур укрепляют правовое сотрудничество по уголовным делам
Послание Президента: политолог о цифровой трансформации, инвестициях и парламентской реформе
Участок улицы Кажымукана Мунайтпасова временно закроют в Астане
Apple презентовала iPhone 17
За счёт чего Казахстан собирается удвоить экономику к 2029 году, рассказал Жумангарин
Город Алатау получит особый статус
Президент выступает с ежегодным Посланием народу Казахстана
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]