
Двенадцатидневные экологические лагеря ученый называл научно-практическими семинарами и приглашал на них детей именно из школ-интернатов. Свое решение Даур объясняет просто: детям, лишенным родительской заботы, необходимо помогать в первую очередь. При этом, по его мнению, важно, чтобы помощь была во благо, а знания и умения помогли ребенку в дальнейшей жизни. То есть осознавать, что помощь бывает не только полезной, но и… вредной. Это, говорит он, могут понять те, кто знает, как живут дети в интернате. И дело здесь не в недостатке, а как раз наоборот.
Сегодня государство обеспечивает школы-интернаты всем необходимым. Кроме того, задарить детей подарками стараются всевозможные организации и спонсоры. В итоге у ребенка складывается впечатление, что блага оказывается можно получать просто так, лишь за то, что ты сирота. В итоге выпускники оказываются не готовыми к самостоятельной жизни.
Во время работы Даура Райымбекова в Центре биофизической экологии КазНУ им. Аль-Фараби руководство вуза предоставляло ему бесплатное помещение для летнего лагеря, а его коллеги читали лекции. Дауру удалось наладить сотрудничество со школой-интернатом № 2 города Балхаша. И ученики в сопровождении преподавателей и воспитателей не раз приезжали в Алматы. С утра до позднего вечера они с усердием грызли гранит науки. Лекции на казахском, английском и русском им читали такие известные ученые, как Виктор Инюшин, Тамара Шалахметова, Вадим Некрасов, Дана Абдильдина, Николай Буктуков, а также преподаватели Института гармоничного развития человека «Бобек».
Но главное – дети все делали своими руками. Под руководством Даура Райымбекова они установили разработанную им биогазовую установку, позволяющую получать из отходов животноводства не только биогаз, но биогумус и минеральные удобрения. Ребята, буквально раскрыв рот, слушали увлекательный рассказ об этой выгодной альтернативе магистральному природному газу и централизованному электроснабжению.
– И тогда я подумал, почему бы еще не поставить солнечные панели и ветряки? – рассказывает Даур Есимханович.
Дело было сделано, и таким образом разрешились проблемы с энергоснабжением и подачей воды в маленьком лагере. О возобновляемых источниках энергии многие из ребят тогда узнали впервые. Поэтому, когда установленная их руками солнечная батарея зажгла лампочки в аудитории, это стало для них настоящим открытием. Кроме того, школьники учились сажать огород и устанавливать капельную систему орошения. А на кухне они самостоятельно крошили овощи, варили борщ, жарили яичницу, заваривали чай, накрывали стол к обеду. Вместе с взрослыми ходили в магазины и учились планировать общий бюджет на 12 дней. Такая жизнь была детям в новинку и чрезвычайно интересна.
Несмотря на успехи, агробиоэнергокомплекс для школьников просуществовал всего семь лет. Причина банальна – предоставлять помещение детям бесплатно больше не находилось желающих. Денег же на аренду нет. Зато новых идей много, и ученый надеется, что кто-нибудь из спонсоров все-таки выделит деньги для детского экологического лагеря.
Некоторые из его бывших воспитанников сегодня окончили школу. Пусть они не стали экологами, как надеялся Даур, но полученные знания и навыки помогают им уверенно начинать свою взрослую жизнь. Кроме того, накопленный опыт научил ребят уже с позиции собственной ответственности взглянуть на окружающий мир и свое будущее. Как сказала Арайлым, одна из воспитанниц школы-интерната, экологический лагерь – «это мой первый жизненный опыт, опыт общения с разными ребятами, а также новый опыт отношения к природе».
Раушан ШУЛЕМБАЕВА