Звучит домбра аристократично

1761
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Небольшая амплитуда размаха правой руки домбриста – так называемый интеллигентный стиль игры. Для такого внешне «сдержанного» музицирования нужен большой опыт. Но именно так создается мелодия с внутренней энергетикой необыкновенной силы. Это лирическое направление казахстанской инструментальной музыки, основоположником которого является Даулеткерей Шигайулы, стоит обособленно от других стилей западноказахстанской домбровой школы.

Даулеткерей был из рода султанов, возможно, поэтому исследованию его творчества в советское время не уделялось особого внимания. Его отец султан Шигай Нуралиев временно правил Внутренней (Бокеевской) Ордой после смерти хана Бокея, будучи регентом несовершеннолетнего будущего хана Жангира. Он умер, когда Даулеткерею было всего 5 лет, и дальнейшие заботы по воспитанию мальчика взял на себя его двоюродный брат – султан Мендигирей Букейханов, самый богатый и влиятельный человек в Букеевской Орде после хана Жангира. В детстве Даулеткерей учился мусульманской грамоте у муллы. Хан Жангир, получивший образование в России, создавал возможности для получения детьми русского образования. Даулеткерей научился говорить, читать и писать по-русски. С самого детства он выделялся умением играть на домбре. Мастерству игры на этом инструменте он научился у превосходного домбриста Мусиралы Бердалы-улы. В Орду, ставшую зимним центром султанов, в начале 40-х годов XIX века приглашали артистов драмы и музыкантов из Саратова. Есть сведения, что Даулеткерей с детства был знаком с русской и европейской музыкой. Он хорошо играл и на балалайке, умел играть на гитаре и мандолине. Это наложило определенный отпечаток на творчество кюйши. Большое влияние на него оказали встречи с Курмангазы и другими домбристами, исполнявшими кюи в традиционно народной манере.

Первым творчество Даулеткерея начал изучать академик Ахмет Жубанов, основатель казахской профессиональной музыки. Музыковед Петр Аравин посвятил творчеству композитора два сборника – «Степные созвездия» и «Даулеткерей и казахская музыка XIX века». Профессор консерватории Каршыга Ахмедьяров в 1996 году выпустил сборник «Даулеткерей. Жігер», в который вышли 36 кюев. Все, кто занимается творчеством Даулеткерея сегодня, пользуются этими нотными записями.

Наследие композитора исследовано не до конца. Так, профессор консерватории Карима Сахарбаева готовит к изданию расширенный сборник кюев Даулеткерея. Еще один сборник партитур планируется к выпуску уже в конце ноября к 20-летию оркестра казахских народных инструментов им. Даулеткерея. В него войдут подготовленные дирижерами аранжировки кюев, которые раньше не исполнялись оркестром.

Концерт, на котором музыканты исполнят кюи в новой аранжировке, станет завершающим в череде мероприятий, посвященных юбилейным датам. Эти мероприятия стартовали еще в начале года. 30 января состоялось открытие мемориальной доски, посвященной 200-летию композитора и 20-летию оркестра казахских народных инструментов, носящего имя знаменитого кюйши. В этот же день прошел первый концерт из кюев Даулеткерея «Бапас кюйши». Именно так ученики и последователи называли Дау­леткерея. В феврале состоялся концерт из произведений композиторов Казахстана. В числе гостей – ряд именитых маэстро, чьи произведения исполнил оркестр, а также председатель Союза композиторов РК Балнур Кадырбек. Эти два выступления прошли в рамках акции «20 концертов к 20-летию оркест­ра». После из-за карантинных мер их пришлось проводить в пустых залах. Насладиться виртуозной игрой музыкантов смогли слушатели благодаря трансляциям областного и рес­публиканского телевидения.

Весной впервые в Казах­стане прошел онлайн-конкурс «Кюй-лайф», посвященный творчеству Даулеткерея. Жюри оценивало видеовыступления более 100 участников, каждый из которых исполнил лишь один кюй.

Одно из выступлений оркест­ра-юбиляра состоялось на малой родине Даулеткерея – в Бокейординском районе. В сентябре оркестр полным составом исполнил 9 кюев на могиле композитора. Такой формат выступления дался музыкантам нелегко. Почти 30 часов ради этого они провели в дороге. Вернулись усталые, но вдохновленные, таким образом отдав дань уважения кюйши.

На днях в Уральске завершил свою работу республиканский конкурс исполнителей кюев, посвященный сразу двум юбилеям.

– Юбилейные конкурсы к 200-летию Даулеткерея Шигайулы и 150-летию кюйши Науши Бокейханова должны были проходить отдельно. Но из-за карантинных мер их решили объединить. Кюйши по творчеству очень близки. Нау­ша Бокейханов впервые профессионально исполнил кюи Даулеткерея, донеся до нас его наследие, – рассказывает художественный руководитель и главный дирижер оркестра казахских народных инструментов им. Даулеткерея при областной филармонии им. Гарифуллы Курмангалиева Еркин Нурымбетов. – Два дня 14 домб­ристов из разных регионов Казахстана показывали свое мастерство как солисты и как оркестранты. Лауреатом стал солист Атырауского академического оркестра имени Дины Нурпеисовой Жанибек Жамиев. По мнению жюри, он лучше других сумел передать стиль Даулеткерея.

Двадцать лет – возраст для творческого коллектива небольшой. Но за это время оркестр казахских народных инструментов им. Даулеткерея смог встать в ранг ведущих музыкальных коллективов страны. Его основателем и первым дирижером стал заслуженный деятель Республики Казахстан Крымгерей Кажимович Кажымов. В 2001 году вторым дирижером из оркестра им. Курмангазы был переведен Еркин Нурымбетов. Спустя 10 лет, после выхода на пенсию К. К. Кажымова, он становится художественным руководителем и главным дирижером оркестра.

В 2001 году в репертуаре оркестра было менее шестидесяти произведений, на сегодня их уже больше тысячи, свыше трехсот из них – обработки Еркина Нурымбетова. Их играют все оркестры Казахстана.

– Сегодня оркестр – лауреат четырех международных конкурсов и фестивалей, – рассказывает Еркин Шаяхметович. – В 2008 году в Астане проходил международный фестиваль «Серпер». Председателем жюри был народный артист Татарстана, России и Казахстана, академик, профессор Фуат Мансуров. Ему оркестр сдал свой первый серьезный экзамен, который был пройден на «отлично», оркестр стал лауреатом фес­тиваля.

В том же году в Актобе на международном конкурсе-фес­тивале «Жубановская весна» оркестр занял второе место. Диплом лауреата коллектив получил и в 2018 году в Атырау на фестивале, посвященном юбилею Курмангазы. В нем приняли участие оркестры казахских народных инструментов из всех областей Казахстана. Пожалуй, одним из самых запоминающихся стало для музыкантов участие в международном фольклорном фестивале в Тайване. Это была первая командировка в дальнее зарубежье. Выехали сокращенным составом, всего 11 человек и солист областной филармонии Айбар Хайрханов. Помимо традиционных номеров – казахских кюев и песен – музыканты подготовили тайваньскую народную песню. Местные слушатели так прониклись, что приходили на каждый концерт оркест­ра, а полюбившуюся песню с воодушевлением подпевали Айбару. Незабываемым и трогательным был момент, когда при отъезде наших музыкантов сопровождавшие сделали круг почета с казахстанским флагом вокруг автобуса.

Сегодня в оркестре 50 музыкантов и 3 дирижера. Наряду с Крымгереем Кажымовым и Еркином Нурымбетовым с прошлого года дирижирует выпускник консерватории из оркестра «Отрар сазы» Жарас Сатыбал­диев. Очень перспективный, по мнению старших коллег, музыкант, дирижер, домбрист. На недавнем республиканском конкурсе была его премьера на большой сцене. Выступил он достойно.

Дирижер – посредник между композитором и слушателем. Его инструмент – весь оркестр. Он должен донести до слушателя задумку композитора. В этом и заключается работа художественного руководителя коллектива – преподнес­ти современному слушателю произведения так, чтобы они были поняты и приняты, при этом сохранив традиции и дух, основную идею композиции. Поэтому совершенствуются инструменты, меняется состав оркестра, даже посадка музыкантов сейчас иная, чем прежде.

Концертмейстеры Ансар Бердигалиев, Виктор Витман, Куаныш Куспанов, Жамиля Нурымбетова, Ескендир Нурмагамбетов, Асылхан Казиев, Гарифулла Науханов, Алтынгуль Алдабергенова – основной костяк оркестра и правая рука дирижера. Именно они проводят дополнительные занятия с музыкантами, отвечая за то, чтобы каждая группа инструментов, будь то домбры, кобызы, духовые или басы, звучала в оркестре единым целым. За общую дисциплину и порядок в коллективе отвечает инспектор оркестра (внутренний директор) Гульден Бактыгалиева.

Если в других оркестрах 90% – выпускники консерваторий, то в оркестре им. Дау­леткерея большая часть музыкантов – местные кадры, выпускники музыкального колледжа им. Курмангазы и Инс­титута искусств Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова. Зарплата небольшая, что не скажешь об объеме работы. Но в творчество идут не ради денег. Тем не менее попасть в состав оркестра очень сложно, нужно пройти несколько конкурсов и прослушиваний. Их организуют каждые несколько лет. Если музыкант не прошел конкурс, договор с ним не будет продлен.

– Сегодня оркестр – кузница кадров. С одной стороны, жалко расставаться с музыкантами, в которых вложено столько сил и труда, с другой стороны, это почетно, что наш оркестр – хорошая школа, готовящая профессионалов, – отмечает Еркин Шаяхметович. – Например, Фарид Жумагельдин пришел в оркестр студентом первого курса музыкального колледжа. Сейчас он учится в Казанской консерватории. Надеемся, что, когда окончит учебу, вернется в наш оркестр.

Особая гордость оркестра – те, кто начинал здесь свою дея­тельность простым музыкантом и добился значительных успехов. В их числе – вице-министр культуры и спорта Нургиса Дауешов, директор оркестра им. Курмангазы Куанышбек Мухангалиев, а также ряд музыкантов ведущих оркестров и филармоний страны.

Пока репетиции проходят с соблюдением дистанции и неполным составом. Конечно, это двойная работа. Но если раньше на отработку нового произведения требовалась неделя, то сейчас хватает двух-трех репетиций, чтобы включить композицию в программу выступления.

– У музыкантов значительно улучшилось чтение с листа, – говорит главный дирижер. – Это значительное достижение и большой плюс при участии в конкурсах, когда нужно играть неизвестные произведения.

Мероприятия, запланированные на юбилейный год, прак­тически завершены. Впереди – заключительный концерт, которым оркестр отметит свое 20-летие. Почти готовы новые сценические костюмы. Коллеги из других регионов присылают видеопоздравления. Ну а западноказахстанцы с нетерпением ждут, когда любимых исполнителей можно будет слушать вживую. Ведь именно на концертах кожей чувст­вуется эта непередаваемая словами энергетика, которая, словно разряды молнии, идет от музыкантов к зрителям и обратно.

Популярное

Все
Лето – это маленькая жизнь
Четыре «золота» и курс на омоложение
Как совместить охоту и цивилизованное природопользование
«Кайрат» – чемпион!
Tengri Ultra: десять лет на тропах Великой степи
«Мы кочуем навстречу себе, Узнаваясь в другом…»
Готовим к профессиям будущего
Защитник Разума и Красоты
Танцы для тех, кто молод душой
Герои на все времена
Кто сыграет в полуфиналах Кубка Казахстана?
Как любовь к музыке в ансамбль привела
Ужас, какие милые
Актуально и сто лет спустя
Закалили фронтовые дороги
Воспитывать четвероногого надо с умом
Празднуют победу шабандозы Астаны
Петропавловск решает проблему дефицита детсадов
«Летает» лучше взрослых
В селе Кобетей закрутилась доильная карусель
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
В Байсеите родились герои Бреста
Подвиг на все времена
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Токаев выразил соболезнования семье писателя Темирхана Медетбека
Маншук, Алия и Хиуаз увековечены в бронзе
9 Мая: Президент Казахстана прибыл на Красную площадь
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
Музей Бауыржана Момышулы открылся в Таразе
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
В Восточном Казахстане продолжают поисковую работу
40-градусная жара придет в Казахстан
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
В Акмолинской области открыли обновленный мемориал славы
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Как убивали Шерзата Болата
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта, а также исключения излишней законодательной регламентации
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Указ Главы государства об освобождении от должности

Читайте также

Университет и промышленные предприятия СКО объединились в к…
Дороги, посевная, комфортные школы
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
«Летает» лучше взрослых

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]