Иллюстративное фото: Kazpravda.kz/Талгат Аханов
Как противостоять пособникам террористических организаций, активно использующих СМИ в своих целях?
Порой журналисты, рассказывая о произошедшем теракте, незаметно для себя могут переступить тонкую грань, могущую повлечь для общества тяжкие последствия и сыграть на руку террористам, у которых одна цель – запугать и парализовать как простых обывателей, так и государственные органы. А сделать это при помощи современных технологий просто: в ход идут соцсети, съемки, видео, превращаемые в инструмент террора.
Насколько активно используются эти каналы, говорят цифры: лишь за 9 месяцев текущего года в интернет-пространстве выявлено и заблокировано свыше 23 тыс. тематических аккаунтов, обнаружено свыше 600 тыс. ссылок на ресурсы, пропагандирующие идеи экстремизма.
По словам заместителя председателя Комитета информации МИОР РК Ергали Ташенова, выступившего на семинаре-тренинге, организованном в октябре под эгидой Антитеррористического центра (АТЦ РК) и направленном на подготовку специалистов масс-медиа к работе в экстремальных условиях, ни для кого не секрет, что в нынешнее время идеологами экстремистских организаций и деструктивных религиозных течений приоритет отдается работе в Сети. В противодействии распространению идеологии экстремизма министерство определяет для себя два приоритета: проведение информационной работы в религиозной сфере, мониторинг и ограничение доступа к террористическому и экстремистскому контенту.
– Важнейшая часть организации деятельности – реализация государственной информационной политики. Главное направление – информационно-разъяснительная работа с широкой аудиторией по освещению принимаемых государством мер по противодействию терроризму и религиозному экстремизму. Конечная наша цель – защита населения, формирование в обществе атмосферы непринятия идей терроризма и экстремизма. Это все реализуется на постоянной основе государственными и негосударственными органами. Например, в текущем году в это направление было вовлечено свыше 300 СМИ, из них 35 телеканалов, 122 интернет-ресурса, – отметил замглавы комитета.
По словам специалиста, основной фактор вовлечения населения в подобные нетрадиционные течения – это низкий уровень критического мышления, религиозная неграмотность. На восполнение этих пробелов и делается ставка при разработке профилактических материалов. Соцсети стали активно использоваться в качестве диалоговой площадки для проведения прямых эфиров на актуальные темы с участием лекторов, психологов и теологов.
Кроме того, ведомство планирует уделить пристальное внимание конструктивному религиозному воспитанию граждан уже со школьной скамьи. Также стоит задача выпустить анимационные ролики. В регионах постоянно идет обучение лекторов просветительских групп, теологов, журналистов, задача которых донести до граждан основные постулаты: «Казахстан – светское государство», «Дискриминация по религиозному принципу недопустима», «Уважение к религиозным ценностям – залог стабильности казахстанского общества».
Что касается второго направления, то мониторинг Сети ведется круглосуточно. Стоит отметить, что постепенно создание тематических сайтов деструктивной тематики идет на спад, что, безусловно, облегчает работу и позволяет сконцентрироваться на изучении контента, предлагаемого социальными сетями. И здесь крайне важны взаимопомощь и связь профильных органов с администрациями и собственниками соцсетей. Лучше всего на контакт идут соседи – Российская Федерация. Чуть сложнее складываются отношения с дальним зарубежьем, где принципы функционирования какой-либо соцсети ставятся порой выше норм законодательства. Тем не менее на днях и тут произошел прорыв: Facebook дал добро на участие Казахстана в системе отчетности о контенте.
Всего же профильными ведомствами было направлено свыше 160 тыс. уведомлений в администрации различных соцсетей о необходимости удаления выявленных материалов, содержащих признаки пропаганды религиозного экстремизма.
Еще одним значимым подспорьем в контрпропаганде экстремизма является официальный сайт республиканского общественного объединения «Контртеррористический комитет».
– Лидеры радикальных объединений зачастую облекают свои идеи в религиозную «обертку», пользуясь малограмотностью части населения в этом вопросе. Большую роль в вербовке адептов играют и соцсети, а пандемия еще в большей степени сыграла радикалам на руку, – отметила модератор сайта Олеся Мозговая. – Люди должны знать и понимать, что происходит в мире, где идет всеобщая борьба с террористической угрозой. Вместе с тем они должны осознавать, что любые противоправные действия, в том числе радикального толка, повлекут за собой наказание.
Ежедневно в течение 6 лет команда сайта тщательно отбирает тематические новости для публикаций. Подборка новостной ленты включает в себя не только отечественные вести, но и информацию со всего мира, переведенную для посетителей на государственный и русский языки.
В свою очередь эксперт штаба АТЦ РК Куаныш Турапов рассказал о важнейшей роли СМИ в контрпропаганде идеологии терроризма.
– Ключевой угрозой безопасности по-прежнему остается международный терроризм, влияющий на население через Интернет и СМИ. В современных условиях для боевиков международных террористических организаций теракт несостоятелен без активного его освещения в информационном пространстве. Только в этом году совершено свыше 7 тысяч терактов в 75 странах, жертвами которых стали 23 тысячи людей, – рассказал эксперт. – Боевики умело используют современные технологии, отводя средствам массовой информации роль ретранслятора – передаточного механизма между простыми гражданами и террористами.
К сожалению, в числе посредников радикальных идеологов имеются и казахстанцы. Вследствие чего террористы продолжают пропаганду для наращивания приспешников, в том числе в казахстанском сегменте коммуникаций: за 9 месяцев текущего года выявлено около полутора тысяч наших пользователей Интернета, интересующихся религиозно-деструктивными идеями.
Со стороны государственных и правоохранительных органов противодействие носителям радикальных взглядов осуществляется в рамках принятых Стратегии национальной безопасности РК на
2021–2025 годы и Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018–2022 годы. Однако без активного взаимодействия со СМИ, подчеркнул Куаныш Турапов, выставить прочный заслон идеям радикализма крайне затруднительно, поэтому масс-медиа отводится особое место в антитеррористической борьбе.
Также эксперт заострил внимание на функционировании официального сайта Антитеррористического центра РК на единой платформе государственных органов страны Egov (atc.gov.kz).
Сайт имеет тематическую направленность, где размещена необходимая информация о самом центре, законодательстве и международном сотрудничестве, мерах, принимаемых государственными и местными исполнительными органами в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму, рекомендации для населения о действиях в условиях потенциальной угрозы и совершения акта терроризма, а также другие информационно-аналитические и справочные материалы, направленные на формирование антитеррористического сознания в обществе.
Специалисты уверены: для подготовки материала, затрагивающего темы радикализма и терроризма, необходимо крайне внимательно подходить к верной подаче информации. Для этого нужно в первую очередь сконцентрироваться на следующих аспектах: усиление проводимой государством политики в сфере противодействия терроризму, повышение информированности населения о ценностях казахстанского общества, подрыв идеологической основы проповедников международных террористических организаций. Формируя материалы в этих направлениях, журналисты будут способствовать выстраиванию поэтапного иммунитета у казахстанского общества к радикальной идеологии.
Еще одной важной особенностью деятельности СМИ является организация просветительской работы непосредственно в период проведения антитеррористических мероприятий. Осенью 2020-го был принят и уже апробируется Алгоритм действий госорганов по ситуативному реагированию в информпространстве, в котором определен порядок действий руководителей региональных оперативных штабов по борьбе с терроризмом, группы взаимодействия со СМИ и самих представителей масс-медиа.
Важно отметить: вся информация, готовая для распространения в средствах массовой информации, заранее рассматривается и одобряется руководителем оперативного штаба.
Что же касается журналистского сообщества, то тут, по мнению экспертов, необходимо придерживаться ключевых постулатов: не допускать выхода террористов в прямой эфир; не использовать в своих материалах фото или видео заложников или террористов для «горячих» новостей; не допускать распространения информации о спецсредствах и тактике проводимой спецоперации; не создавать панических настроений при трансляциях и тщательно выверять тон, формат и содержание распространяемой информации; не отождествлять терроризм с какой-либо конкретной религией или национальностью.