Мир и согласие – фундамент успеха

2378
Анастасия Прилепская

Какими были первые годы независимости, как воплощалась в жизнь политика единства и мира, сформулированная Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, как происходило становление Ассамблеи народа Казахстана, и как русские, корейцы, украинцы, чеченцы и представители других этносов на казахской земле стали называться «наши»... Об этом и многом другом в интервью нам рассказал сопредседатель Ассоциации чеченцев и ингушей Казахстана «Вайнах», депутат Мажилиса Парламента V и VI созывов Ахмет Мурадов.

– Ахмет Сейдарахманович, поделитесь воспоминаниями о первых годах независимости Казахстана. Были ли тогда более острыми, чем сейчас, этнические вопросы? Какие политические и социальные процессы происходили в Казахстане?

– В первую очередь хотел бы подчеркнуть, что 1 декабря 1991 года мы впервые выбирали Президента суверенного Казахстана. И народ избрал
Нурсултана Назарбаева. А годом ранее республика провозгласила Декларацию о государственном суверенитете, это произошло 25 октября 1990-го на заседании Верховного Совета Казахской ССР.

Надо отдать должное тому Верховному Совету и тем людям, которые принимали это решение, будучи еще ограниченными рамками коммунистической идеологии и нормами советского управления. Документ, положивший начало реализации вековых чаяний казахского народа и этносов, живущих на казахской земле, исполнению всенародной мечты иметь свободу и право самим решать свою судьбу, юридичес­ки закрепил Верховный Совет в 1990 году.

Дальше политические процессы шли очень быстро. Суверенитет еще не означал собственно независимость Казахстана, ее надо было закреплять правовыми актами высокого порядка, которые будут признаны международными институтами. Первое, что сделал Нурсултан Абишевич, став Президентом суверенной республики, – подписал Указ об утверждении независимости 16 декабря 1991 года. Именно с этой даты мы и ведем отсчет нашего независимого развития.

Для нашего поколения так сложилось, что половину жизни мы провели в советской действительности. Недавно мне довелось беседовать с молодыми исследователями вопросов меж­этнических отношений, и по возрасту они моложе нашей независимости. Для изучения воп­роса они будут читать архивные документы, материалы. Также они хотят услышать о развитии Казахстана от нас – непосредственных участников событий.

Если говорить о роли
Нурсултана Назарбаева как политического лидера, то нужно отметить, что Казахстану на заре независимости страны необходим был у руля волевой человек, подготовленный, с опытом работы в системе политического управления. И именно таким руководителем был Нурсултан Абишевич.

Можно сказать, что он в первые годы независимости вел страну так, чтобы избежать потрясений, в том числе и связанных с межэтническими взаимоотношениями. О Казахстане уже в советское время говорили как о «лаборатории дружбы народов», и на самом деле эта парадигма дружеских, партнерских отношений между различными этносами стала важной основой, на которой выстраивалось единство народа, тем фундаментом, на котором строилась наша независимость.

Нельзя сказать, что этнические вопросы были острыми в то время. Если их, конечно, не заостряли искусственно. Но возникла другая, отнюдь не позитивная тенденция. Как только появилась возможность свободного перемещения, открылись границы, некоторые представители этносов решили уехать из Казахстана на историческую родину.

Немцы покидали страну и переезжали в Германию, из миллио­на представителей этого этноса у нас осталось менее 200 тысяч. Все европейские страны, в том числе Греция, Польша, Болгария, очень активно помогали своим соотечественникам в Казахстане, способствовали тому, чтобы они возвращались на историческую родину. В Россию хлынул народ, у нас ведь очень много специа­листов было с российскими корнями, не только русские, но и представители более 200 других народностей России. Они выбирали свое будущее там, откуда родом их предки.

Нельзя забывать, что начало 1990-х годов было очень трудным временем для Казахстана, как и для других бывших союзных республик. Остановились предприятия и целые отрасли, которые раньше управлялись из Москвы. Люди, оставшиеся без работы, не имевшие других профессий, начали искать применение сил и знаний, думая о будущем своих детей.

Это был тяжелый выбор, но люди уезжали. До сих пор мы еще чувствуем, что ушло вместе с теми, кто когда-то поднимал советский Казахстан. Но это уже ностальгия.

Теперь мы видим: многие из тех, кто покинул нашу страну, возвращаются или активно выстраивают связи с соотечественниками в Казахстане. Мы все помним историю с корейцами, которые не уехали из Казахстана. Руководство Республики Корея находило формы поддержки для своих соотечественников там, где они проживают.

Однажды в ходе встречи
Нурсултана Назарбаева с руководителем Кореи состоялся диалог о поддержке корейцев и отношении в Казахстане к представителям указанного этноса. Президент Кореи поблагодарил Нурсултана Абишевича, сказал: «Спасибо, что поддерживаете наших корейцев». И Первый Президент Казахстана ответил: «Это не ваши корейцы, это – наши корейцы». Эта фраза наилучшим образом иллюстрирует отношение к представителям множества этносов, живущих в Казахстане. Мы все здесь – «наши».

Именно поэтому наша Конституция начинается со слов «Мы – народ Казахстана».

– На заре независимости многие зарубежные эксперты предсказывали Казах­стану крах из-за конфликтов на национальной почве. Но в разных регионах республики начали создаваться национально-культурные центры – НКЦ. Они заложили основы будущей структуры Ассамблеи народа Казахстана, а она в свою очередь стала уникальным общественным институтом, через который реализовывалась политика межэтнического и межконфессионального согласия…

– Первые годы независимости – это первые уроки существования в условиях глобального мира. Первые признания, контакты, делегации. Первые успехи и первые разочарования... Но в это бурное и в некотором смысле сумбурное время мы сохранили главное – общность целей, единство и сплоченность.

Мы видели, что происходило там, где политики умудрялись межэтнические отношения довести до абсурда, выкрикивая лозунги. Они получали конфликты, иногда, к сожалению, переходившие в войну. Мы все помним кровопролитные конфликты в Грузии, Нагорный Карабах. Был Таджикистан, где развернулась гражданская война, была Молдова и вооруженный конфликт в Приднестровье, столкновения в других странах.

В нашей стране все эти годы общими усилиями удалось сохранить понимание ответственности за целостность своего государства. Это огромная работа Нурсултана Абишевича как лидера и его команды. Все, кто считал своим долгом служить Казахстану, поддерживали Первого Президента и участвовали в реа­лизации политики Нурсултана
Назарбаева – политики мира и согласия.

– Некоторые журналисты, особенно зарубежные, пытаются сравнить Казахстан с Нью-Йорком, который назвали «плавильным котлом». В нем якобы представители разных этносов становятся единой массой – американцами.

– Говорить о единстве американцев довольно сложно, потому что недавно мы наблюдали вновь обострение межрасового конфликта, эта проблема до сих пор не решена. Обостряется воп­рос коренных американцев. Их представители сейчас набирают политический вес, идут разговоры о признании геноцида коренных американцев, компенсации за то, что их дискриминировали и практически уничтожили.

Поэтому сравнение Казахстана с Нью-Йорком, на мой взгляд, некорректно. В нашей стране во главу угла ставится сохранение лучшего, что есть в истории и культуре каждого этноса, оказавшегося в Казахстане. В нашем случае каждый остается собой, самоидентификация – это норма, а культурное многообразие стало нашим преимуществом.

Еще одна интересная, я бы сказал, уникальная ситуация, о которой следует вспомнить, – это самые первые национальные культурные центры. Они создавались еще во времена Союза в конце 1980-х годов. Их регистрировали районные и городские исполкомы наряду с первыми кооперативами и другими сообществами.

Во главе этих новообразованных общественных организаций – национальных культурных центров – встали самые известные, лучшие представители этносов, живущих в Казахстане, – люди с высоким уровнем образования и большим опытом: доктора наук, профессора, академики, ученые, исследователи, инженеры, руководители крупных промышленных предприятий. И все мы – корейцы, немцы, украинцы, турки, вайнахи – были едины в том, что необходимо поддерживать политику
Нурсултана Абишевича.

Я тоже был в начале этого пути. Стал одним из тех, кто возглавил НКЦ вайнахов в Мангистауской области. Мы хотели в независимой республике возродить национальную культуру, язык, религию, традиции, обычаи. И самое главное – казахстанский патриотизм, потому что в памяти каждого из нас сохранилось все то, что происходило со старшим поколением, с теми, кого депортировали в Казахстан.

Все они выжили благодаря тому, что в Казахстане сработал механизм взаимопомощи, поддержки, заботы о тех, кому было трудно. И в первую очередь огромную помощь оказывали казахи. Именно поэтому утвержден в нашей стране День благодарности, в который люди находят возможность выразить друг другу свои самые искренние чувства.

Я думаю, что самое острое чувство взаимопонимания в Казах­стане было именно в первые годы независимости. Когда по инициа­тиве Нурсултана Назарбаева в 1995 году была создана АНК, в этой организации люди почувствовали себя соратниками, друзьями, братьями. Во главе ассамблеи встал Первый Президент. Это было главным фактором мобилизации ресурсов, интеллектуальных и общественных сил для достижения общих целей – развития и процветания страны.

Нурсултан Абишевич нам показал, как сейчас модно говорить, «мастер-класс». Первый Президент собирал руководителей НКЦ – совет АНК – ежеквартально. Тогда еще в Алматы, в Доме дружбы за круглым столом собирал представителей этносов и руководителей госструктур. Все вопросы, требующие решения, обсуждались, и либо сразу принималось решение, либо Председатель ассамблеи давал соответствующие поручения.

Так мы сами участвовали в утверждении государственной национальной политики под руководством Елбасы. Конечно, это была мощнейшая мотивация и импульс для совместной работы. АНК стала площадкой политического, интеллектуального роста, взаимообогащения. Была создана реальная база, на которой любые межэтнические напряжения растворялись в зародыше, упреждались конфликты, решались проблемы, которые потенциально могли бы привести к обострению межэтнических отношений.

АНК на самом деле – мощный институт гражданского общест­ва и одновременно институт, конечным продуктом деятельности которого являются мир и согласие, единство и стабильность в нашей стране.

Сегодня АНК – это не только объединение этнокультурных центров, это уже уникальный общественный институт с парламентским представительством, большой исследовательский центр, организация, утвердившая такие структуры, как Совет матерей, Совет медиации, институты этнических исследований, молодежные организации.

Наш опыт Ассамблеи народа Казахстана интересен далеко за пределами страны, рекомендован к изучению во всех странах – участницах ОБСЕ. Наша казахстанская модель презентована в ООН.

В те годы, когда создавалась Ассамблея народа Казахстана, на Кавказе шла война. Нурсултан Абишевич тогда очень много усилий приложил к тому, чтобы найти мирное решение вопроса в переговорах с Борисом Ельциным, а затем с Владимиром Путиным.

Ясно, что каждая страна живет по своему алгоритму, и в этих условиях Нурсултан Абишевич дал прямую установку принимать беженцев из районов боевых действий и проявлять о них заботу в Казахстане. Он сказал тогда, что эти люди едут к себе домой. В Грозном был построен дом, куда поселились люди, у которых из-за войны ничего не осталось.

Сегодня в Грозном есть лицей имени Нурсултана Абишевича Назарбаева, один из главных прос­пектов назван в честь Елбасы.

Первый Президент Казахстана по своему характеру всегда был и остается Лидером, способным проявлять последовательность, политическую дальновидность, в необходимых случаях – жесткость и личное мужество.

Сегодня в любой стране, когда говорят о Казахстане, как отзыв на пароль звучит «Назарбаев». На международной политичес­кой арене Нурсултан Назарбаев признан как политик мирового уровня.

Казахстан стал площадкой для событий глобального значения, таких как съезды лидеров мировых и традиционных религий, саммит ОБСЕ, мирные переговоры, в ходе которых находятся решения для сложных международных проблем, таких как военный конфликт в Сирии.

Все это – признание авторитета Елбасы и знак высокого доверия, которое весь мир оказывает Казахстану и его основателю –
Нурсултану Назарбаеву.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Подруга для битья
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Жанакорганцы принимают активное участие в неделе «Жасыл Айм…
Жасыл аймақ: в акции приняли участие представители кызылорд…
Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]