Амуниция как национальный код

119
Любовь Доброта
собственный корреспондент по Туркестанской области и г. Шымкент

Город на один день превратился в столицу изготовления казахского конского снаряжения – ер-тұрман

фото автора

Мастер-класс собрал 11 мастеров из разных регионов страны, чтобы показать, каких высот они достигли в народном прикладном искусстве. Каждый привез не только свои работы, но и частичку истории своего рода, своей земли, своего учителя.

Просторный зал Центра обы­чаев и обрядов, уже десятый год целенаправленно занимающегося возрождением и документированием народных ремесел, наполнился тихим перешептыванием ремесленников, запахом свежей кожи, блеском серебра.

Как подчеркнула заведующая научно-­методическим отделом центра Дана Мамекова, конское снаряжение веками служило казахам не просто предметом быта, а символом статуса, культуры и мировоззрения. Так что расширение мастер-класса до республиканского уровня стало важным этапом.

– Мы начали с городского формата, – рассказывает Дана Мамекова. – Но ремесло оказалось настолько востребованным, что сегодня мы собрали мастеров со всей страны. Каждый из них – носитель уникальной традиции. Наша цель не просто показать технику, но и обеспечить преемственность поколений, чтобы искусство ер-тұрман не исчезло. Это не просто обучающая площадка, но и лаборатория живой культуры, место, где опыт старших встречается с интересом молодежи.

Для казахов седло – не просто вещь. Оно сопровождало человека всю жизнь – от детского миниатюрного седелка до массивных седел для аксакалов, украшенных символами мудрости и опыта. При этом у каждого региона – свои формы, методы обработки кожи, виды орнамента.

Седло могло рассказать о человеке больше, чем паспорт: о его происхож­дении, статусе, достатке, возрасте, роде занятий и даже местности, в которой он живет.

По праздникам седла украшали серебром, инкрустацией, плетением. Боевые седла имели более легкие конструкции, а, к примеру, жители горных районов укрепляли их дополнительными ремнями-тартпа. Именно поэтому ремесленники называют ер-тұрман «антропологией в материале».

Еркосай Абилов – мастер из Актобе. Сделанные его руками предметы прикладного искусства хранятся в коллекциях 14 мировых музеев. При этом у него нет специального образования. Мастер называет себя слушателем степной академии. Начав с изготовления домбр, он постепенно освоил процесс создания сундуков, кожаных изделий, а затем и конской амуниции.

Первая серьезная работа по ер-тұрман появилась два десятилетия назад, когда мастеру поручили создать экспонат для музея Кобланды-батыра. Он провел самостоятельное исследование кипчакской амуниции, изучил технологии XIII–XIV веков и соз­дал комплект, который сегодня считается эталонным.

Во время мастер-класса Еркосай Абилов делился секретами обработки кожи – процессом, который передавался не по книгам, а по памяти.

– Чтобы плести 12-жильную камшы, нужно правильно подготовить кожу, – посвящает в детали процесса Еркосай Абилов. – Сыромятину месяц держат в перекипяченном айране. Она становится мягкой, податливой. В степи всегда знали пять основных способов отделки кожи, это был бренд нашего народа.

Даулет Даркенбайулы, директор музея декоративно-прикладного искусства им. Даркенбая Шокпарулы, – потомственный мастер народного прикладного искусства. Его отец – легендарный мастер, восстановивший многие виды традиционного искусства. Он передал сыну не только инструменты, но и философию ремесла, суть которой в том, что «каждая вещь должна жить».

– Мои сыновья пошли по моим с отцом стопам, продолжают семейное дело и развивают народные традиции, – говорит Даулет Даркенбайулы. – В Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова они освоили ювелирное искусство, а в домашнем университете постиг­ли ремесло предков – ер-тұрман.

Мастер утверждает, что спрос на традиционные седла огромен. Стои­мость седла начинается от 1,5 млн тенге. Но главное – не цена, а душа мастера, которую он вкладывает в работу, и, конечно же, время.

В центре внимания оказался и шымкентский мастер Берик Бейсбеков – представитель известной ремесленной династии. Он владеет полным циклом изготовления седла – от сборки деревянной основы до тиснения орнаментов на коже и изготовления ювелирного декора.

– Седло – это ансамбль, – считает Берик Бейсбеков. – Орнаменты должны перекликаться. Не бывает случайных деталей.

У Берика Бейсбекова много необычных заказов. Один из них – седло с подковой, инкрустированной семью бриллиантами. Мастер пояснил, что у заказчика семь братьев, и драгоценные камни как бы подчеркнули высшую ценность родства.

Мастер-класс продолжался несколько часов. Студенты колледжей, художники, исследователи и любители традиционной культуры окружили мастеров плотным кольцом. Одни задавали воп­росы о пропорциях седла, другие – о символике орнаментов, третьи – о том, где достать правильную кожу. Молодежь снимала на телефоны плетение ремней, креп­ление деталей, резьбу по рогу, изготовление серебряных украшений для инкрустации, сборку седельного комп­лекта. Признанные мастера в ответ улыбались, радуясь, что ремесло снова в руках тех, кто готов его продолжить.

Республиканский мастер-класс стал убедительным доказательством: ер-тұрман – это не архаика, а востребованное, живое и развивающееся искусство. В условиях глобализации такие ремес­ла становятся тем мостом, который соединяет нас с предками, помогает сохранять идентичность и передавать культурный код детям.

Популярное

Все
Результат, вошедший в историю
В зоосаде Бурабая – пополнение
Связанные одной цепью...
Объединяя природу, спорт и досуг
Победа на Кубке мира
Звезды помогут выбрать профессию
Родом из детства
За честность и прозрачность
Пока живу – надеюсь
Сегодня – День бурильщика
Аккорды памяти
Казахстан – в тройке лидеров
Амуниция как национальный код
Свои чипсы и картофель фри
Востоковедческие грани деятельности академика Сеита Каскабасова
Земля помнит добрые руки
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Указ Президента Республики Казахстан О награждении
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Заработал кирпичный завод
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Жемчужина осеннего Шымкента
Сенсационное серебро из Японии
США исключили президента Сирии из списка террористов
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Водоемы рыбохозяйственного значения очищены от мусора и рыболовных сетей
АПК республики входит в новую агротехнологическую эпоху
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Медицина должна помогать мечтающим о материнстве
В аэропорту задержан правонарушитель
Токаев в Белом доме, «С5+1» и Авраамские соглашения: мнение зарубежных экспертов
В СКО ограничено движение транспорта
Чипсы из нарынкольской картошки
Алматы 2035: приоритеты развития мегаполиса обсудили на форсайт-сессии
Почему Рыбакина отказалась от фото с главой WTA
Театр отмечает юбилей
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели

Читайте также

Востоковедческие грани деятельности академика Сеита Каскаба…
Звезды помогут выбрать профессию
Аккорды памяти
Пока живу – надеюсь

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]