Глава государства в Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» дал ряд конкретных поручений, касающихся развития нефтехимической отрасли и перехода к «зеленой» экономике. О мерах, принимаемых для решения поставленных Президентом задач, мы попросили рассказать министра энергетики
Нурлана Ногаева.
– Президент отметил, что западные регионы должны стать центром развития нефтехимии и газопереработки высоких переделов. Нурлан Аскарович, расскажите, пожалуйста, о первых итогах этой работы и потенциале отечественной нефтегазохимической отрасли.
– На сегодняшний день Правительством ведется работа по развитию нефтегазохимии в рамках перехода от сырьевой направленности экономики к производству продукции высокого передела.
В стране созданы и успешно действуют предприятия по выпуску смазочных материалов, ароматических углеводородов, полипропилена и присадок, повышающих октановое число бензина.
Объем подобной продукции с высокой добавленной стоимостью в 2019-м составил 231 тысячу тонн, что в 3,6 раза выше по сравнению с 2016 годом. План на текущий 2020-й определен уже в 350 тысяч тонн.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что потенциал нефтегазохимической отрасли республики еще до конца не раскрыт, в первую очередь в западных регионах. Важным стимулом для создания здесь новых производств по принципу кластерного развития выступает доступность сырьевой базы.
На западе Казахстана расположены крупнейшие нефтегазовые месторождения, характеризующиеся сравнительно низкой долей метана и повышенным содержанием насыщенных фракций углеводородов – этана, пропана, бутана. Эти компоненты считаются экономически наиболее эффективными для развития газохимических комплексов.
Однако надежная сырьевая база еще не гарантирует привлечения инвестиций. Чтобы стимулировать их приток, Правительством практикуется акцентированная господдержка. В частности, в ее рамках в Атырауской области создана специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (СЭЗ НИНТ. – Авт.), на территории которой действуют налоговые и таможенные преференции.
Размещение здесь основных нефтегазохимических производств дает возможность консолидировать ресурсы, налаживать кооперационные связи между отраслевыми предприятиями, интегрировать проекты между собой, используя единую инфраструктуру, а также экономить на логистике, развивать смежные отрасли. Решен вопрос прямого применения международных стандартов при проектировании и строительстве.
В прошлом году приняты изменения в Закон РК «О газе и газоснабжении» в части предоставления права приобретения сжиженного нефтяного газа и установления механизма ценообразования товарного газа промышленным потребителям, использующим газ в качестве сырья для производства нефтегазохимической продукции. Данный механизм позволяет обеспечить сырьем проекты нефтегазохимии.
В результате ряд отраслевых проектов осуществляется уже не только в западных регионах, но и на юге страны – в Туркестанской, Жамбылской областях. Кроме того, частные инвесторы изучают возможность открытия производства метанола в Западно-Казахстанской и Актюбинской областях.
В Туркестанской области строится предприятие по выпуску полипропилена и присадок для бензина. В перспективе здесь может быть налажено производство так называемых базовых масел (сырья для готовых масел). В Жамбылской области частный инвестор рассматривает возможность создания на территории СЭЗ «Химический парк «Тараз» комплекса по выпуску карбамида. Реализация этих проектов позволит создать более 10 тысяч рабочих мест на этапе строительства и свыше трех тысяч – после запуска предприятия в эксплуатацию.
Но вернемся к Атыраускому региону, где с 2018 года ведется строительство первого в Казахстане газохимического комплекса по производству полипропилена ежегодной мощностью 500 тысяч тонн. Его ввод запланирован на следующий год. Комплекс станет одним из крупнейших в странах СНГ и войдет в десятку ведущих производств в мире.
Также на территории СЭЗ НИНТ завершается сооружение комплекса по выпуску азота и сухого сжатого воздуха годовой мощностью 83 миллиона кубометров. На стадии проектирования находятся три завода по выпуску полиэтилена, олефинов и полиэтилентерефталата производительностью 1,25 миллиона, 800 тысяч и 430 тысяч тонн в год соответственно.
Одним из стратегически значимых проектов, реализуемых в Атырауской области, является газоперерабатывающий завод на месторождении Кашаган годовой мощностью 1 миллиард кубических метров сырого газа. Его ввод позволит выработать дополнительные объемы товарного и сжиженного нефтяного газа – ценного сырья для газохимических комплексов страны.
Таким образом, западные регионы станут центром развития нефтегазохимии, объемы производства которой к 2030 году увеличатся до 3 миллионов тонн ежегодно.
– В последние годы значительные инвестиции вкладываются в развитие «зеленой» энергетики. Как в связи с этим изменилась доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в структуре генерирующих мощностей Казахстана?
– Механизм фиксированных тарифов на начальном этапе развития «зеленой» энергетики позволил быстро запустить рынок ВИЭ и реализовать ряд проектов ветряной, солнечной энергетики. Инновационный потенциал возобновляемой энергетики последовательно поддерживается Правительством Казахстана.
Благодаря мерам экономического стимулирования сектор возобновляемой энергетики устойчиво растет. За последние 6 лет установленная мощность объектов ВИЭ повысилась почти десятикратно – с 177 МВт
в 2014-м до 1 528 – в 2020 году. Также увеличилось число объектов ВИЭ – с 35 в 2014-м до 110 в 2020 году.
Доля объема электроэнергии, вырабатываемой такими объектами, в общем объеме производства электрической энергии за 9 месяцев года составила 3,05%.
Действующие в республике 110 объектов ВИЭ суммарной мощностью 1 528 МВт за 9 месяцев выработали 2 377,9 миллиона кВт⋅ч электрической энергии.
– Здесь, думается, будет уместно упомянуть о тех мероприятиях, которые проводятся государством для развития возобновляемых источников энергии...
– Вот уже третий год министерство практикует аукционный механизм при отборе проектов ВИЭ. С одной стороны, это позволило сделать прозрачным и понятным сам процесс отбора инвесторов, а с другой – сделать ставку на более эффективные технологии и проекты, позволяющие минимизировать влияние на тарифы для конечных потребителей от ввода мощностей ВИЭ. Так, в текущем году проведено 6 аукционных торгов на суммарную мощность в 210 МВт.
Для улучшения инвестиционной привлекательности совершенствуется законодательство в области ВИЭ и электроэнергетики. Недавно в Сенате Парламента прошло пленарное заседание, посвященное этому вопросу.
Законопроект по развитию ВИЭ и электроэнергетики предлагает несколько концептуальных нововведений. В частности, предоставление государственной финансовой поддержки со стороны Правительства расчетно-финансовому центру (РФЦ) в случае невыполнения им обязательств по покупке электроэнергии ВИЭ. Предполагается заключение 20-летнего контракта на покупку электроэнергии ВИЭ от энергопроизводящих организаций, использующих ВИЭ. Не менее важны новеллы о внедрении централизованной покупки-продажи паводковой электрической энергии через РФЦ и стимулировании строительства маневренных мощностей.
– Нурлан Аскарович, как ввод ВИЭ влияет на цены на электроэнергию для промышленных предприятий и населения?
– Проводимая министерством работа направлена не только на увеличение доли электроэнергии, генерируемой возобновляемыми источниками, но и на соблюдение баланса интересов потребителей и энергетиков. Мы стремимся к тому, чтобы увеличение выработки «чистой» энергии в стране не отразилось на росте тарифов.
Проведение такой государственной политики стало во многом решающим фактором перехода к механизму аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ, поскольку именно этот способ, используемый во многих странах мира, позволяет создать конкурентное поле, снизить цены и отобрать наиболее эффективные проекты. Казахстан решил следовать мировому тренду. В результате ожидается снижение уровня воздействия объектов по использованию ВИЭ на энерготарифы для конечных потребителей.
– Как это отразится на климатической политике страны?
– Казахстан нацелен на достижение целевых индикаторов в сфере возобновляемых источников энергии, предусмотренных Концепцией по переходу республики к «зеленой» экономике, – достижение 3% доли ВИЭ к 2020 году и 10% к 2030 году.
Сбалансированное развитие традиционной и альтернативной энергетики, достижение целевых показателей по развитию экологически чистых технологий позволит внести вклад в исполнение обязательств согласно Парижскому соглашению. В то же время это даст возможность обеспечить оптимальный баланс между традиционной и альтернативной энергетикой.
– Какие меры принимаются отраслевым министерством для «озеленения» угольных станций? И как это все будет способствовать улучшению экологической ситуации в крупных городах республики?
– В период действия программы «Тариф в обмен на инвестиции» осуществлена модернизация существующих электростанций. Их реконструкция позволила не только нарастить генерирующие мощности, но и снизить воздействие на окружающую среду. Средний уровень удельного расхода условного топлива на выработку электроэнергии уменьшился с 370 г. у.т.⁄кВт до 359 г.у.т.⁄кВт (или на 3–4%).
Так, котельные агрегаты 19 угольных станций оборудованы золоулавливающими устройствами второго поколения со степенью улавливания угольной пыли более 99%. Исходя из технических и финансовых возможностей, установлены электрофильтры на 6 тепловых электростанциях. Кроме того, на ряде котлоагрегатов проведены мероприятия по денитрации отходящих газов.
Наряду с этим ко вновь вводимому оборудованию применяются обязательные требования по уровням выбросов в окружающую среду. К примеру, на ТЭЦ-2 Нур-Султана в рамках реконструкции предусмотрена установка энергетических котлов ст. № 7, 8 с высокоэффективными многопольными электрофильтрами с коэффициентом полезного действия 99,9%.
Котлы будут оснащены установками полусухой десульфуризации дымовых газов, эффективностью 90% с применением низкоэмиссионных горелочных устройств.
При монтаже котлоагрегата ст. № 8 ТЭЦ-2 АО «Алматинские электрические станции» («АлЭС») установлены эмульгаторы второго поколения. Степень очистки выросла до 99,5%. Для соблюдения нормативов по выбросам оксидов азота на выходе из котла, помимо конструктивных характеристик горелки, особым образом организована подача в нее воздуха.
Подаваемый с большой скоростью, он способствует смешиванию дымовых газов, что приводит к полному сжиганию как остаточного угарного газа, так и оставшихся частиц топлива от первичного сгорания. Такое топочно-горелочное устройство способно обеспечить устойчивое в широком диапазоне нагрузок горение топлива, высокую экономичность и нормативные выбросы окислов азота.
Министерство уделяет большое внимание улучшению экологической ситуации в столице и Алматы. На ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в Нур-Султане уже ведутся пусконаладочные работы по установленному оборудованию в рамках перевода котлоагрегатов на газ. Для перевода Алматинской ТЭЦ-2
на голубое топливо определяются механизмы финансирования проекта, которые позволят снизить влияние на стоимость коммунальных услуг, предоставляемых АО «АлЭС».
Министерством энергетики РК также разработана программа модернизации теплоэлектростанций, предусматривающая улучшение технико-экономических показателей их работы с целью снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду. Документ предполагается доработать с учетом принятия нового Экологического кодекса и сопутствующих нормативно-правовых актов, таких как Единый технический справочник по наилучшим доступным технологиям.