Байтурсыновский букварь Қазақ тілі 30 июля 2020 г. 7:12 7535 Бижомарт Капалбек Даже без учета советской эпохи с момента обретения независимости было написано несколько различных вариантов букваря. Но все они, как оказалось, не имели должного научного обоснования, и теперь нам предстоит написать новый букварь на основе латинской графики.Создавая учебники, мы долго предпочитали заимствовать, брать пример с других. Ряд чиновников, которые занимаются этим вопросом, словно не знают, что у нас в начале прошлого века были и продвинутая графика, и, следовательно, эффективный букварь.У нас есть своя история, которая началась с реформатора алфавита, выдающегося ученого Ахмета Байтурсынова. Можно легко и быстро освоить грамоту, используя его алфавит.Алашординец, лингвист-тюрколог, педагог Тельжан Шонанов писал: «...дети, постепенно находя сходства и различия слов, легко и свободно, без особой поддержки учителя, незаметно для себя переходят от простого к сложному, обучаясь в то же время читать самостоятельно. Практика показала: чтобы научиться писать и читать по новому букварю, вполне достаточно четырех недель при средней способности детей». То есть, если мы будем соблюдать принципы алфавита Ахмета Байтурсынова, срок обучения грамоте по букварю будет значительно сокращен.Ахмет Байтурсынов создал казахский алфавит на основе арабской графики, назвал его төте жазу (прямое написание). Его методика сыграла решающую роль в процессе ликвидации неграмотности в Степи. Конечно, сегодня нам предстоит адаптировать ее к современным условиям, задачам латинской графики. Но опыт Ахмета Байтурсынова, несомненно, заслуживает внимания, изучения и применения.Как известно, в СССР после 30-х годов идеология и политика преобладали в науке, особенно это коснулось гуманитарных дисциплин. После Ахмета Байтурсынова было написано 40 разных букварей, включая нынешнюю «Сауат ашу». Но никогда не было такой комплексной работы, как «Баяншы» для учителей, а также «Тіл жұмсары», которая объединяла произношение, чтение, письмо, основанные на звуках, как при Байтурсынове.Ознакомление с алфавитом по сегодняшней школьной программе «Сауат ашу» завершается в марте. Это совершенно неправильно. Авторы смешали грамотность с развитием речи ребенка. Цель букваря – обучить буквам. Ахмет Байтурсынов отмечает: «Основная цель букваря – научить писать нужные слова и читать эти слова». У букваря и не должно быть другой цели. Развитие речи ребенка должно сопровождаться аудированием, работой над произношением еще в раннем возрасте. Для этого в первом классе нужно ввести отдельный предмет по развитию речи.Отметим, что материалы в букваре предназначены только для освоения букв, слогов, чтения слов и коротких предложений. Объем букваря – менее 300 слов, и лексикон моноязычного ребенка выходит далеко за его пределы. Например, доказано, что лексический запас 6-летнего ребенка – более 5 тыс. слов.Нам следует совершенствовать свой букварь, а не использовать чужой опыт. Не требуется специальных знаний, чтобы понять, что языковые системы отличаются друг от друга. Например, русская звуковая система имеет много условностей. Так, может потребоваться некоторое время, чтобы объяснить, как одни и те же по написанию слова могут иметь разные значения в зависимости от ударения: заˊмок – замоˊк.Система казахского языка совершенно иная, отличающаяся даже от родственных – тюркских языков, не говоря уже о русском. Так как наш язык до ХХ века развивался в устной форме, независимо от письменного языка. В звуковой системе казахского языка нет ничего лишнего. В парах и системах каждый звук находится в своем классе, каждая буква – в своей группе. Здесь нет места посторонним или несвойственным звукам.Насильственно вставленный в эту систему звук, как вирус, нарушает артикуляционную основу языка. В советское время мы использовали много несвойственных символов в алфавите – ц, ч, е, ю, я, щ, ь, ъ… Звуковая система языка демонстрирует его национальную идентичность. Любой несвойственный звук нарушает логичность, гармоничность и смысл.Звуковая система казахского языка: 9 гласных, 19 согласныхГласные звукиТвердые а о ұ ы -Мягкие ә ө ү і еСогласные звукиГлухие п к қ т ш сЗвонкие б г ғ д ж зСонорные р, л, й, у, м, н, ңВ казахском языке 28 звуков. Они сохраняют свое индивидуальное звучание в начале, середине и в конце слова. В этой системе невозможно найти место для символа һ, который используется только в нескольких словах в современных словарях (Қаһар, Гауһар). Поэтому его можно не включать в алфавит и букварь. Также нельзя «поместить» Й или У в парадигму твердых-мягких гласных звуков, которые, как сейчас говорят некоторые ученые, иногда бывают гласными, иногда согласными. Сама система не примет подобных отклонений. Эти звуки в казахской звуковой системе относятся только к согласным (тау, тұу, сай, сый).Надо активно использовать знания и опыт Ахмета Байтурсынова. Недавно стало известно, что в Государственный стандарт образования внесены изменения. И одним из важных нововведений стало то, что со следующего учебного года в первом классе вместо «Сауат ашу» («Уроки просвещения») дети будут изучать «Әліппе» и «Ана тілі». Программа «Әліппе» рассчитана на первые две четверти, в течение двух последующих дети будут учить «Ана тілі». При этом методологической платформой подготовки «Әліппе» станет методика Ахмета Байтурсынова.
19 мая 2025 г. 8:44 Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
6 мая 2025 г. 14:00 Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
7 мая 2025 г. 13:17 Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы