Традиционную красную ленточку разрезали генеральный директор «Астана Опера» Толеген Мухамеджанов и Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Казахстане Михаил Бочарников. Москвичи привезли 27 костюмов, имеющих сегодня большую историческую и культурную ценность – в них на сцену выходили великие оперные и балетные артисты XIX–XX веков.
Посетителей встречает фотогалерея, где представлены портреты знаменитостей в образах тех героев, костюмы которых и демонстрируются в стеклянных витринах напротив. Например, можно внимательно рассмотреть невесомое нежно-розовое платье Джульетты – Улановой и наряд Ромео, украшенный натуральными камнями, в котором пел Собинов в опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Теперь гораздо легче представить, как выглядели самый знаменитый бас – Шаляпин в роли Мефистофеля в 1889 году и сводивший с ума поклонниц тенор – Лемешев в партии Ленского в 1931-м. Оказывается, пальто с пелериной, в котором перед дуэлью с Онегиным 18-летний поэт вспоминает «весны своей златые дни», не черного, как на старых фото, а темно-синего цвета.
Всем известна дружба двух великих – русской балерины Майи Плисецкой и французского модельера Пьера Кардена, создававшего наряды и для самой артистки, и для ее героинь. Черное, отделанное бархатом платье Анны Карениной помогает танцовщице создать на сцене трагический образ. Блещут парчой царские и боярские одежды – Ивана Грозного, Самозванца, князя Галицкого… Многие исторические костюмы были созданы Федором Федоровским (1883–1955), народным художником СССР, главным художником Большого театра.
Выставка «Большие имена» положила начало и фонду музея «Астана Опера», поскольку зрители увидели не только экспонаты из Москвы, но и фотолетопись нашего молодого театра. На фотографиях его история начинается с момента закладывания в фундамент капсулы – своеобразного послания будущим поколениям. В этой церемонии участвовал Президент Нурсултан Назарбаев. А дальше снимки запечатлели этапы строительства, первые репетиции и сцены из премьерных спектаклей – оперы «Биржан и Сара» М. Тулебаева в постановке народного артиста России Юрия Александрова и балета «Спящая красавица» П. Чайковского – новой версии выдающегося хореографа современности Юрия Григоровича.
Продолжением выставки по оригинальному замыслу ее организаторов стал концерт в недавно открывшемся камерном зале театра. В его программу вошли арии из опер и музыкальные фрагменты балетов, в которых и блистали «большие имена» Большого театра. Но подробнее о выставке и концерте мы расскажем в пятничном номере.
Елена КУЗНЕЦОВА