«Давайте, дети, учиться!»

15963
Евгения Ермакова, Костанайская область

В стремлении к знаниям

Ибрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как замечательный просветитель-педагог, поэт, писатель, этнограф, переводчик. Он один из основоположников казахской реалистической литературы и литературного языка. Сложно однозначно сказать, почему Алтынсарин стал выдающимся учителем и всю жизнь стремился просвещать свой народ. Вклад в формирование его личности внесли многие люди и события.

Ибрай (настоящее имя Ибрагим) родился в 1841 году в семье зажиточных и уважаемых казахов. Его дед был авторитетным бием и уделял огромное внимание образованию внука. Именно Байгожа Джанбурчин добился, чтобы мальчика взяли в первую открывшуюся в Оренбурге школу для казахских детей. Ибраю на тот момент исполнилось 9 лет.

Сегодня, говоря о важности образования, мы порой забываем о традициях и системе обучения прошлых столетий. Между тем в школе Алтынсарин изучал не только русский, но и арабский, татарский, персидский языки. Большое внимание тогда уделяли Корану и его толкованию, изучению классиков мировой литературы. И это помимо точных наук, географии, истории и других предметов. Именно эти годы пробудили в молодом человеке жажду к новым знаниям и желание этими знаниями делиться.

По задумке создателей оренбургской школы, ее выпускники должны были стать чиновниками, образованными служащими. Его дед же надеялся использовать внука для укрепления влия­ния семьи. Ибрай Алтынсарин далеко вышел за эти рамки, став не только служащим, но и созидателем. Он, безусловно,
повлиял на многих людей, организовав целую систему обучения в казахских аулах.

Алтынсарин первое время пос­ле окончания школы действительно работал писарем и переводчиком, в том числе у своего деда. Но его не оставляли мысли о том, что образование должно стать доступным каждому. Это настойчивое стремление стать педагогом привело к тому, что 19-летнему парню поручили открыть школу в торгайских степях. Деньги Ибрай собирал сам. Сегодня историки и исследователи его жизни и творчества отмечают, что немалую помощь ему оказала родня. Но несмотря на эту поддержку, времени и сил, чтобы убедить людей отдать своих детей в школу, ушло немало.

В общей сложности начинающий учитель потратил 4 долгих года, чтобы построить здание и начать занятия. Школой стал простой одноэтажный беленый дом с окнами. Но усилия того стоили. Ибрай Алтынсарин смог убедить состоятельных людей, и именно они оплачивали обучение и полный пансион 16 ребятишек, которые проживали при школе. Сегодня, если вы увидите здание той первой школы, то вам оно покажется совсем неказистым. Но не стоит судить нынешними мерками, тогда это был настоя­щий прорыв. Именно в этих стенах началось массовое образование в казахских степях.

«Школы – это главные пружины образования киргизов, казахов, – писал Ибрай Алтынсарин. – ...на них, и в особеннос­ти на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа».

Нельзя умолчать и о том, что Алтынсарину в его стремлении начать учить детей из аулов противостояли многие. На него писали кляузы, подозревая, как сказали бы сейчас, в коррупции, что стало поводом для проведения нескольких расследований. Но молодой тогда педагог устоял и не прекращал призывать людей к учебе:

Кел, балалар, оқылық,

Оқығанды көңілге

Ықыласпен тоқылық.

Оқысаңыз, балалар,

Шамнан шырақ жағылар,

Тілегенің алдыңнан

Іздемей-ақ табылар.

Ибрай Алтынсарин был и поэтом. В стихотворениях проявлялась его гражданская позиция, он обращается к молодежи, говорит о пользе знаний и науки в жизни человека. «Давайте, дети, учиться!» – одно из самых известных его произведений.

Личным
примером

Если проводить параллели с сегодняшним днем, то Ибрай Алтынсарин, будучи простым чиновником, сумел убедить как своих начальников, так и прос­тых людей в том, что образование важно и нужно каждому. В воспоминаниях современников Алтынсарина немало рассказов, как молодой человек лично ездил по аулам и убеждал-убеждал-убеж­дал. На такие поездки и встречи он тратил огромное количество времени. Не меньше – на само обучение детей.

С момента открытия первой школы пройдет 20 лет, и в Северном Казахстане распахнут двери еще несколько школ, которые построили на деньги, соб­ранные Алтынсариным. Опять же народные. Чуть позже в торгайских степях появится первая женская школа. Именно Алтынсарин убедил многочисленных чиновников, что женщин тоже нужно учить. На это потребовались годы кропотливой работы... Первая школа была открыта в Иргизе. Еще 2 года потребовалось ему, чтобы открыть женские училища во всех уездах Торгайской области: самом Торгае, Костанае, поселке Карабутак и Актобе.

Все это время он параллельно занимал различные государственные должности: был делопроизводителем Торгайского управления, продолжительный период работал уездным судьей, помощником начальника уезда, а порой и выполнял его обязанности. Ибрай Алтынсарин также занимал пост инспектора школ Торгайской области, которая охватывала тогда всю территорию нынешней Костанайской, часть Актюбинской и Оренбургской областей. Алтынсарин непосредственно руководил делом народного образования и в Троицке, входившем в то время в состав Оренбургской губернии.

Наследием Ибрая Алтынсарина стали не просто школы (здание первой до сих пор сохранилось в Торгае). Он стал автором нескольких учебников. В 1879-м вышла его знаменитая «Киргизская хрестоматия». Тогда педагог писал, что вышла она на русском языке исключительно для того, чтобы дети, обучающиеся по ней, имели доступ к литературе, изданной на русском языке. А это огромный багаж знаний.

Зная несколько иностранных языков, Ибрай Алтынсарин понимал, что сам язык – лишь инструмент, дающий большие возможности. Он хотел, чтобы дети изучали и знали свой родной казахский язык. В рамках уроков Алтынсарин стремился привить детям любовь к Родине, истории и традициям казахского народа.

«Ибрай Алтынсарин – первый апостол народного просвещения Казахстана, – писал о нем Елбасы Нурсултан Назарбаев. – Десятки, сотни менее известных, но не менее ярких духовных учителей, выражающих в своих личных судьбах дух казахского народа, ждут своих исследователей, которые донесут до широких казахских слоев деяния своих предков по укреплению казахской идентичности».

Ибрай Алтынсарин стал учителем и наставником для таких известных казахских писателей и общественных деятелей, как Ахмет Биримжанов, Алиби Жангельдин, Спандияр Кобеев, Нуржан Наушабаев, Бекет Отеулов, Жиханша Сейдалин, Смагул Майоров, Билял Асфан­дияров, Ахмет Балгымбаев, Абубакир Алдияров.

Золотые правила педагога

В Костанайской области по сей день чтут принципы работы Ибрая Алтынсарина. Он был твердо уверен, что учитель – это призвание. Педагог, по его мнению, должен быть примером. Именно Алтынсарин разработал и адаптировал для казахских аулов систему общеобразовательного обучения и подготовки педагогов.

Краеугольным камнем в его философии было уважение педагога к ученикам. Сам учитель просто обязан быть высокообразованным квалифицированным специалистом. Большую роль Алтынсарин уделял нравственности. Несмотря на свои либеральные взгляды, рассказывал детям об основах ислама, считая, что это содействует нравственному воспитанию молодежи.

«Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их (учеников) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками, – писал Ибрай Алтынсарин. – Посмейтесь надо мною, я иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю, из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные, удобопонятные рассказы».

Сегодня, говоря о принципах работы образовательной сис­темы Алтынсарина, педагоги Костанайской области акцентируют внимание на нескольких важных и актуальных по сей день моментах. Во-первых, Ибрай Алтынсарин считал, что учить нужно согласно склонностям и успехам ребенка. Во-вторых, учитель должен любить детей и ни в коем случае не гасить в них любопытство, а стимулировать стремление к знаниям. Третьим золотым правилом было то, что знания должны приносить реальную пользу. Никакой бессмыс­ленной зубрежки, лишь преподавание по принципу «от простого к сложному» в интерес­ной форме. Удивительно, насколько актуальны сегодня эти заветы.

Ежегодно в Костанайской области проходят Алтынсаринские чтения. Педагоги стремятся, чтобы принципы работы выдающегося казахского педагога принимали на воору­жение студенты педагогических факультетов.

Чтобы помнили

В 2017 году был реконструирован мавзолей Алтынсарина, который расположен на берегу реки Тобол в живописнейшем мес­те. Этот объект вошел в карту сакральных мест Костанайской области.

Важно и показательно, что тропинки к мавзолею не зарастают. Сюда приезжают взрослые, для детей проводятся экскурсии. Этой осенью у мавзолея побывали сотни школьников области.

«Ибрай Алтынсарин – главный учитель Казахстана».

«Он построил первую школу, правда, она была не такой красивой…»

«Учитель сказал, что детей надо любить, а не ругать».

«Алтынсарин – наш земляк, он здесь и работал для нас, чтобы мы могли ходить в школу».

Эти и многие другие выводы сделали ученики начальных классов после посещения мавзолея Алтынсарина. Их учителя справедливо полагают, что при первом знакомстве с известной исторической личностью самое главное, чтобы дети запомнили этого человека, заинтересовались его жизнью. Сейчас Ибрай Алтынсарин для многих из них – добрый учитель. Со временем, когда по школьной программе они будут получать новые знания о казахском педагоге и просветителе, ребята осознают огромную роль Алтынсарина в становлении казахстанского образования.

Лучше понять Ибрая Алтынсарина поможет и поход в мемориальный музей, который расположен в самом центре Костаная. Здесь тоже часто бывают школьники. Интересные экспозиции, подлинные экспонаты, связанные с Алтынсариным, погружают в прошлое, воссоз­дают атмосферу, царившую в доме педагога и открытых им школах.

Сегодня, осмысливая факты из жизни Ибрая Алтынсарина, удивляешься, как много сделал этот человек за столь короткое время. Он ушел из жизни в 1889 году, в 48 лет. Две трети из отпущенного ему судьбой срока он посвятил борьбе за то, чтобы его народ стал образованным и просвещенным. И мог ли предположить Ибрай Алтынсарин, какое огромное влияние окажет он сам и его деятельность на современное образование?..

Популярное

Все
Судебные тяжбы могут оставить диабетиков без доступных лекарств
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Создание института послов доброй воли обсудил секретариат Съезда лидеров мировых и традиционных религий
Автомобиль за знания подарили преподавателю в Туркестанской области
Высшая школа расширит подготовку инженеров для атомной отрасли
Президент Казахстана принял участие в заседании Совета глав государств СНГ в Москве
«Конечно, нужно строить!» – бывший оператор реакторной установки
Болеть надо уметь!
Сельских новоселов становится больше в Жамбылской области
Почти полвека отдал медицине
Жители села Лепсинск увековечили память воинов
Коммуникации со СМИ в условиях кризисов
Экспорт зерна: конкуренция на рынке обостряется
Казахстанские животноводы приняли участие в саммите во Франции
Климатические инициативы Астаны представили в Баку
Идет борьба с огнем
Упустили последний шанс
Подросткам – об экологической культуре
Стартовали чемпионаты по баскетболу среди мужских и женских команд
Астана принимает XXVII чемпионат Азии по настольному теннису
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Жезказган увеличит потребление питьевой воды из подземных источников
Мажилис ратифицировал договор с Вьетнамом о передаче осужденных
Безопасность превыше всего
Нужны дополнительные мощности
Чемпионат мира IBSA по пауэрлифтингу пройдет в Астане
Кадры для атомной отрасли
Ждут туристов в Атырау
Primus inter pares
Казахстанский дизайнер создал одноразовый чемодан для туристов
Без атомной генерации энергопереход не состоится
До 5 апреля 2025 года казахстанцы должны установить номерные знаки на свои мопеды
Президент подписал поправки по вопросам дорожной безопасности
Не остаться бы сырьевым придатком
Касым-Жомарт Токаев принимает участие в форуме депутатов маслихатов
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Труба пока не готова
На энергетической безопасности экономить... опасно
Перуашев прокомментировал задержание своего заместителя
Казахстанцы просят изменить призывной возраст срочников
Отбасы банк и акимат области Жетісу запускают жилищную программу для жителей районов и сел
В Атырау появится дендрологический парк
Шоу мирового уровня: иностранцы поделились впечатлениями от концерта Димаша Кудайбергена в Астане
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре Института ядерной физики
Школьница находилась в секс-рабстве в Кызылорде: стали известны подробности дела
В Таразе начали подготовку специалистов для химической промышленности
Президент назначил новых послов Казахстана в ряде стран
«Сам просил»: подростки грозились сбросить ребенка с балкона в Астане
Члены Народного штаба за строительство АЭС провели встречи с жителями Туркестанской области
Иностранные гости – о ВИК в Астане: «Это удивительно, невероятно и круто»
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто
ВИК - 2024: определился первый чемпион по қазакша курес
Схрон оружия нашли по маршруту кортежа Токаева в Туркестанской области
Недостроенные объекты и жилье принимал акимат Жезказгана
О важности развития казахского языка высказался сенатор Жусип

Читайте также

Последний хан
Жизнь во имя народа
Свой Абай
Эра казахстанской космонавтики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]