«Давайте, дети, учиться!» Славные имена Великой степи 15 ноября 2019 г. 8:53 16843 Евгения Ермакова, Костанайская область В стремлении к знаниямИбрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как замечательный просветитель-педагог, поэт, писатель, этнограф, переводчик. Он один из основоположников казахской реалистической литературы и литературного языка. Сложно однозначно сказать, почему Алтынсарин стал выдающимся учителем и всю жизнь стремился просвещать свой народ. Вклад в формирование его личности внесли многие люди и события.Ибрай (настоящее имя Ибрагим) родился в 1841 году в семье зажиточных и уважаемых казахов. Его дед был авторитетным бием и уделял огромное внимание образованию внука. Именно Байгожа Джанбурчин добился, чтобы мальчика взяли в первую открывшуюся в Оренбурге школу для казахских детей. Ибраю на тот момент исполнилось 9 лет.Сегодня, говоря о важности образования, мы порой забываем о традициях и системе обучения прошлых столетий. Между тем в школе Алтынсарин изучал не только русский, но и арабский, татарский, персидский языки. Большое внимание тогда уделяли Корану и его толкованию, изучению классиков мировой литературы. И это помимо точных наук, географии, истории и других предметов. Именно эти годы пробудили в молодом человеке жажду к новым знаниям и желание этими знаниями делиться.По задумке создателей оренбургской школы, ее выпускники должны были стать чиновниками, образованными служащими. Его дед же надеялся использовать внука для укрепления влияния семьи. Ибрай Алтынсарин далеко вышел за эти рамки, став не только служащим, но и созидателем. Он, безусловно, повлиял на многих людей, организовав целую систему обучения в казахских аулах.Алтынсарин первое время после окончания школы действительно работал писарем и переводчиком, в том числе у своего деда. Но его не оставляли мысли о том, что образование должно стать доступным каждому. Это настойчивое стремление стать педагогом привело к тому, что 19-летнему парню поручили открыть школу в торгайских степях. Деньги Ибрай собирал сам. Сегодня историки и исследователи его жизни и творчества отмечают, что немалую помощь ему оказала родня. Но несмотря на эту поддержку, времени и сил, чтобы убедить людей отдать своих детей в школу, ушло немало.В общей сложности начинающий учитель потратил 4 долгих года, чтобы построить здание и начать занятия. Школой стал простой одноэтажный беленый дом с окнами. Но усилия того стоили. Ибрай Алтынсарин смог убедить состоятельных людей, и именно они оплачивали обучение и полный пансион 16 ребятишек, которые проживали при школе. Сегодня, если вы увидите здание той первой школы, то вам оно покажется совсем неказистым. Но не стоит судить нынешними мерками, тогда это был настоящий прорыв. Именно в этих стенах началось массовое образование в казахских степях.«Школы – это главные пружины образования киргизов, казахов, – писал Ибрай Алтынсарин. – ...на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа».Нельзя умолчать и о том, что Алтынсарину в его стремлении начать учить детей из аулов противостояли многие. На него писали кляузы, подозревая, как сказали бы сейчас, в коррупции, что стало поводом для проведения нескольких расследований. Но молодой тогда педагог устоял и не прекращал призывать людей к учебе:Кел, балалар, оқылық,Оқығанды көңілгеЫқыласпен тоқылық.Оқысаңыз, балалар,Шамнан шырақ жағылар, Тілегенің алдыңнан Іздемей-ақ табылар.Ибрай Алтынсарин был и поэтом. В стихотворениях проявлялась его гражданская позиция, он обращается к молодежи, говорит о пользе знаний и науки в жизни человека. «Давайте, дети, учиться!» – одно из самых известных его произведений.Личным примеромЕсли проводить параллели с сегодняшним днем, то Ибрай Алтынсарин, будучи простым чиновником, сумел убедить как своих начальников, так и простых людей в том, что образование важно и нужно каждому. В воспоминаниях современников Алтынсарина немало рассказов, как молодой человек лично ездил по аулам и убеждал-убеждал-убеждал. На такие поездки и встречи он тратил огромное количество времени. Не меньше – на само обучение детей.С момента открытия первой школы пройдет 20 лет, и в Северном Казахстане распахнут двери еще несколько школ, которые построили на деньги, собранные Алтынсариным. Опять же народные. Чуть позже в торгайских степях появится первая женская школа. Именно Алтынсарин убедил многочисленных чиновников, что женщин тоже нужно учить. На это потребовались годы кропотливой работы... Первая школа была открыта в Иргизе. Еще 2 года потребовалось ему, чтобы открыть женские училища во всех уездах Торгайской области: самом Торгае, Костанае, поселке Карабутак и Актобе.Все это время он параллельно занимал различные государственные должности: был делопроизводителем Торгайского управления, продолжительный период работал уездным судьей, помощником начальника уезда, а порой и выполнял его обязанности. Ибрай Алтынсарин также занимал пост инспектора школ Торгайской области, которая охватывала тогда всю территорию нынешней Костанайской, часть Актюбинской и Оренбургской областей. Алтынсарин непосредственно руководил делом народного образования и в Троицке, входившем в то время в состав Оренбургской губернии.Наследием Ибрая Алтынсарина стали не просто школы (здание первой до сих пор сохранилось в Торгае). Он стал автором нескольких учебников. В 1879-м вышла его знаменитая «Киргизская хрестоматия». Тогда педагог писал, что вышла она на русском языке исключительно для того, чтобы дети, обучающиеся по ней, имели доступ к литературе, изданной на русском языке. А это огромный багаж знаний.Зная несколько иностранных языков, Ибрай Алтынсарин понимал, что сам язык – лишь инструмент, дающий большие возможности. Он хотел, чтобы дети изучали и знали свой родной казахский язык. В рамках уроков Алтынсарин стремился привить детям любовь к Родине, истории и традициям казахского народа. «Ибрай Алтынсарин – первый апостол народного просвещения Казахстана, – писал о нем Елбасы Нурсултан Назарбаев. – Десятки, сотни менее известных, но не менее ярких духовных учителей, выражающих в своих личных судьбах дух казахского народа, ждут своих исследователей, которые донесут до широких казахских слоев деяния своих предков по укреплению казахской идентичности».Ибрай Алтынсарин стал учителем и наставником для таких известных казахских писателей и общественных деятелей, как Ахмет Биримжанов, Алиби Жангельдин, Спандияр Кобеев, Нуржан Наушабаев, Бекет Отеулов, Жиханша Сейдалин, Смагул Майоров, Билял Асфандияров, Ахмет Балгымбаев, Абубакир Алдияров.Золотые правила педагогаВ Костанайской области по сей день чтут принципы работы Ибрая Алтынсарина. Он был твердо уверен, что учитель – это призвание. Педагог, по его мнению, должен быть примером. Именно Алтынсарин разработал и адаптировал для казахских аулов систему общеобразовательного обучения и подготовки педагогов.Краеугольным камнем в его философии было уважение педагога к ученикам. Сам учитель просто обязан быть высокообразованным квалифицированным специалистом. Большую роль Алтынсарин уделял нравственности. Несмотря на свои либеральные взгляды, рассказывал детям об основах ислама, считая, что это содействует нравственному воспитанию молодежи.«Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их (учеников) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками, – писал Ибрай Алтынсарин. – Посмейтесь надо мною, я иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю, из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные, удобопонятные рассказы».Сегодня, говоря о принципах работы образовательной системы Алтынсарина, педагоги Костанайской области акцентируют внимание на нескольких важных и актуальных по сей день моментах. Во-первых, Ибрай Алтынсарин считал, что учить нужно согласно склонностям и успехам ребенка. Во-вторых, учитель должен любить детей и ни в коем случае не гасить в них любопытство, а стимулировать стремление к знаниям. Третьим золотым правилом было то, что знания должны приносить реальную пользу. Никакой бессмысленной зубрежки, лишь преподавание по принципу «от простого к сложному» в интересной форме. Удивительно, насколько актуальны сегодня эти заветы.Ежегодно в Костанайской области проходят Алтынсаринские чтения. Педагоги стремятся, чтобы принципы работы выдающегося казахского педагога принимали на вооружение студенты педагогических факультетов.Чтобы помнилиВ 2017 году был реконструирован мавзолей Алтынсарина, который расположен на берегу реки Тобол в живописнейшем месте. Этот объект вошел в карту сакральных мест Костанайской области.Важно и показательно, что тропинки к мавзолею не зарастают. Сюда приезжают взрослые, для детей проводятся экскурсии. Этой осенью у мавзолея побывали сотни школьников области.«Ибрай Алтынсарин – главный учитель Казахстана».«Он построил первую школу, правда, она была не такой красивой…»«Учитель сказал, что детей надо любить, а не ругать».«Алтынсарин – наш земляк, он здесь и работал для нас, чтобы мы могли ходить в школу».Эти и многие другие выводы сделали ученики начальных классов после посещения мавзолея Алтынсарина. Их учителя справедливо полагают, что при первом знакомстве с известной исторической личностью самое главное, чтобы дети запомнили этого человека, заинтересовались его жизнью. Сейчас Ибрай Алтынсарин для многих из них – добрый учитель. Со временем, когда по школьной программе они будут получать новые знания о казахском педагоге и просветителе, ребята осознают огромную роль Алтынсарина в становлении казахстанского образования.Лучше понять Ибрая Алтынсарина поможет и поход в мемориальный музей, который расположен в самом центре Костаная. Здесь тоже часто бывают школьники. Интересные экспозиции, подлинные экспонаты, связанные с Алтынсариным, погружают в прошлое, воссоздают атмосферу, царившую в доме педагога и открытых им школах.Сегодня, осмысливая факты из жизни Ибрая Алтынсарина, удивляешься, как много сделал этот человек за столь короткое время. Он ушел из жизни в 1889 году, в 48 лет. Две трети из отпущенного ему судьбой срока он посвятил борьбе за то, чтобы его народ стал образованным и просвещенным. И мог ли предположить Ибрай Алтынсарин, какое огромное влияние окажет он сам и его деятельность на современное образование?..
26 декабря 2024 г. 16:44 Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
20 декабря 2024 г. 0:00 Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
17 декабря 2024 г. 12:33 Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
31 декабря 2024 г. 16:04 Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом