Дайте дорогу!

1479
Елена Ульянкина

В конце января 2020 года в Караганде выпала двухмесячная норма снега, из-за чего случился транспортный коллапс. Когда буря утихла, стало ясно: подвели дорожные службы. У них не хватило бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, шнекороторов и другой спецтехники.

– По нашим данным, подрядные организации, которые занимаются зимним содержанием дорог, оснащены техникой только на 40%, – констатирует инженер карагандинского филиала Национального центра качества дорожных активов Асхат Шахаев. – Причем такая обстановка складывается по всем подрядчикам: тем, которые обслуживают и городские, и районные, и респуб­ликанские дороги.

Еще одна проблема – ограж­дения в виде криволинейного бруса. Они не нужны на дорогах с невысокой интенсивностью движения. Однако при ремонте или реконструкции брус «втыкают» повсеместно, прикрываясь необходимостью заботиться о безопасности водителей и пассажиров. Такие преграды мешают спецтехнике, отнимая драгоценное время при авральной расчистке дорог. А время этого процесса регламентировано. К примеру, проезд по дороге 1-й категории, к которой относится трасса Темиртау – Нур-Султан, нужно обеспечить спустя час после обильного снегопада, по 2-й категории – через 3 часа и по 3-й категории – через 5 часов.

– У нас не хватает грамотных проектировщиков, которые учли бы все эти нюансы и начертили действительно хороший план при строительстве дорог, – продолжает Асхат Шахаев. – В этом деле нет мелочей. Нужно учитывать интенсивность транспортного потока, пропускную способность и много других нюансов. Кроме того, наблюдается нехватка специалистов-дорожников в курирующих отделах и управлениях, которые могли бы четко сказать, что и где должно быть установлено.

Дорожные организации нуж­даются в квалифицированных специалистах и рабочих, некого сажать за руль грейдеров и рычаги экскаваторов. Сотрудники Национального центра качества дорожных активов пытались им помочь с решением кадрового вопроса. В 2020 году они обошли более 70 школ и лицеев, где встречались с учениками выпускных классов и агитировали их поступать в колледжи и вузы на специальности дорожной отрасли.

Надо сказать, что рабочие профессии не пользуются популярностью у молодежи. Да и зарплаты в дорожной отрасли невысокие. Они не дотягивают до среднего по республике уровня в 200 тыс. тенге. Подрядчики не скрывают: проблемы есть, но предпочитают не делать из этого трагедии. Мол, сами справимся.

– Если нам не хватает собственной спецтехники, то арендуем ее, – объясняет главный инженер карагандинского филиала ТОО «Казахавтодор» Толеутай Казенов. – Кроме того, в случае необходимости на помощь приходят шнекороторы, автогрейдеры и прочие спецмашины из других областей. Вот с 1 февраля мы приступили к зимнему содержанию платной автодороги Темиртау – Нур-Султан. Для этого заключили дополнительные договоры на аренду. В этом ничего страшного нет, обычная практика.

Какого количества техники не хватает, главный инженер «Казахавтодора» сказать не смог, а может, не захотел. Зато охотно заявил, что с финансированием со стороны заказчика, которым является дирекция платных дорог АО «НК «ҚазАвтоЖол», проблем нет. Платят по нормативу, в зависимости от категории дороги.

Дороже всего стоят работы по очистке от снега трасс 1-й категории – 513 тыс. тенге за километр. В месяц выходит около 400 млн тенге. Эту цифру корреспонденту «Казправды» назвали в карагандинском филиале «ҚазАвтоЖол».

С областными дорогами ситуация другая. За их обслуживание отвечают акиматы районов, которых в Карагандинской области девять. Они по итогам госзакупок заключают договоры с подрядчиками, причем ежегодно. Тендер – процедура небыстрая, она занимает около 2 месяцев. И получается, что пока идет бюрократический процесс, дороги заваливает снегом, а акиматы – жалобами от жителей.

Есть и другая проблема: потенциальные подрядчики, не будучи уверенными в победе в госзакупках, заранее не ремонтируют старую спецтехнику и не покупают новую. А вдруг проиграют? Тогда финансовые вливания пойдут прахом.

– Мы видим выход из сложившейся ситуации в заключении долгосрочных контрактов с подрядчиками – на 3–5 лет, – говорит инженер карагандинского филиала Национального цент­ра качества дорожных активов. – Тогда у них будет стимул выполнять работу качественно, закупать новые спецмашины и ремонтировать технику летом, готовя ее к зиме. Хочу отметить положительный пример акимата Каркаралинского района. Он уже заложил в бюджет деньги на содержание дорог сразу на 3 года.

Позитивные изменения грядут и в Караганде. Потому что с 1 января 2021 года городские дороги, находившиеся на балансе отдела коммунального хозяйства, переданы в ведение двух районных акиматов. Теперь они будут заключать с подрядчиками новые, рассчитанные на 3 года договоры на содержание дорог.

– Для чего это нужно? Чтобы подрядчики, уверенные в том, что будут работать в течение длительного времени, оформляли кредиты и закупали снего­уборочную технику, – объясняет аким Октябрьского района Караганды Мейрам Кожухов. – Для обслуживания только нашего района необходимо не менее 100 спецмашин. Такого количества техники нет ни в одной дорожной организации. Но им не запрещается брать машины в аренду. Главное, чтобы при необходимости вовремя вышли на очистку дорог. А мы, в свою очередь, готовы платить за качественную работу.

Отметим, что в бюджете Караганды на 2021 год на содержание городских дорог преду­смотрено 3 млрд тенге. Этого, уверяют власти, достаточно для того, чтобы содержать в чистоте и проезжую часть, и тротуары.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Танцевальный марафон на Сабантуй
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Вводится новое общежитие
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Предстоит серьезное разбирательство
Разработан законопроект
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы перера…
Предстоит серьезное разбирательство
Танцевальный марафон на Сабантуй

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]