Дайте дорогу!

1535
Елена Ульянкина

В конце января 2020 года в Караганде выпала двухмесячная норма снега, из-за чего случился транспортный коллапс. Когда буря утихла, стало ясно: подвели дорожные службы. У них не хватило бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, шнекороторов и другой спецтехники.

– По нашим данным, подрядные организации, которые занимаются зимним содержанием дорог, оснащены техникой только на 40%, – констатирует инженер карагандинского филиала Национального центра качества дорожных активов Асхат Шахаев. – Причем такая обстановка складывается по всем подрядчикам: тем, которые обслуживают и городские, и районные, и респуб­ликанские дороги.

Еще одна проблема – ограж­дения в виде криволинейного бруса. Они не нужны на дорогах с невысокой интенсивностью движения. Однако при ремонте или реконструкции брус «втыкают» повсеместно, прикрываясь необходимостью заботиться о безопасности водителей и пассажиров. Такие преграды мешают спецтехнике, отнимая драгоценное время при авральной расчистке дорог. А время этого процесса регламентировано. К примеру, проезд по дороге 1-й категории, к которой относится трасса Темиртау – Нур-Султан, нужно обеспечить спустя час после обильного снегопада, по 2-й категории – через 3 часа и по 3-й категории – через 5 часов.

– У нас не хватает грамотных проектировщиков, которые учли бы все эти нюансы и начертили действительно хороший план при строительстве дорог, – продолжает Асхат Шахаев. – В этом деле нет мелочей. Нужно учитывать интенсивность транспортного потока, пропускную способность и много других нюансов. Кроме того, наблюдается нехватка специалистов-дорожников в курирующих отделах и управлениях, которые могли бы четко сказать, что и где должно быть установлено.

Дорожные организации нуж­даются в квалифицированных специалистах и рабочих, некого сажать за руль грейдеров и рычаги экскаваторов. Сотрудники Национального центра качества дорожных активов пытались им помочь с решением кадрового вопроса. В 2020 году они обошли более 70 школ и лицеев, где встречались с учениками выпускных классов и агитировали их поступать в колледжи и вузы на специальности дорожной отрасли.

Надо сказать, что рабочие профессии не пользуются популярностью у молодежи. Да и зарплаты в дорожной отрасли невысокие. Они не дотягивают до среднего по республике уровня в 200 тыс. тенге. Подрядчики не скрывают: проблемы есть, но предпочитают не делать из этого трагедии. Мол, сами справимся.

– Если нам не хватает собственной спецтехники, то арендуем ее, – объясняет главный инженер карагандинского филиала ТОО «Казахавтодор» Толеутай Казенов. – Кроме того, в случае необходимости на помощь приходят шнекороторы, автогрейдеры и прочие спецмашины из других областей. Вот с 1 февраля мы приступили к зимнему содержанию платной автодороги Темиртау – Нур-Султан. Для этого заключили дополнительные договоры на аренду. В этом ничего страшного нет, обычная практика.

Какого количества техники не хватает, главный инженер «Казахавтодора» сказать не смог, а может, не захотел. Зато охотно заявил, что с финансированием со стороны заказчика, которым является дирекция платных дорог АО «НК «ҚазАвтоЖол», проблем нет. Платят по нормативу, в зависимости от категории дороги.

Дороже всего стоят работы по очистке от снега трасс 1-й категории – 513 тыс. тенге за километр. В месяц выходит около 400 млн тенге. Эту цифру корреспонденту «Казправды» назвали в карагандинском филиале «ҚазАвтоЖол».

С областными дорогами ситуация другая. За их обслуживание отвечают акиматы районов, которых в Карагандинской области девять. Они по итогам госзакупок заключают договоры с подрядчиками, причем ежегодно. Тендер – процедура небыстрая, она занимает около 2 месяцев. И получается, что пока идет бюрократический процесс, дороги заваливает снегом, а акиматы – жалобами от жителей.

Есть и другая проблема: потенциальные подрядчики, не будучи уверенными в победе в госзакупках, заранее не ремонтируют старую спецтехнику и не покупают новую. А вдруг проиграют? Тогда финансовые вливания пойдут прахом.

– Мы видим выход из сложившейся ситуации в заключении долгосрочных контрактов с подрядчиками – на 3–5 лет, – говорит инженер карагандинского филиала Национального цент­ра качества дорожных активов. – Тогда у них будет стимул выполнять работу качественно, закупать новые спецмашины и ремонтировать технику летом, готовя ее к зиме. Хочу отметить положительный пример акимата Каркаралинского района. Он уже заложил в бюджет деньги на содержание дорог сразу на 3 года.

Позитивные изменения грядут и в Караганде. Потому что с 1 января 2021 года городские дороги, находившиеся на балансе отдела коммунального хозяйства, переданы в ведение двух районных акиматов. Теперь они будут заключать с подрядчиками новые, рассчитанные на 3 года договоры на содержание дорог.

– Для чего это нужно? Чтобы подрядчики, уверенные в том, что будут работать в течение длительного времени, оформляли кредиты и закупали снего­уборочную технику, – объясняет аким Октябрьского района Караганды Мейрам Кожухов. – Для обслуживания только нашего района необходимо не менее 100 спецмашин. Такого количества техники нет ни в одной дорожной организации. Но им не запрещается брать машины в аренду. Главное, чтобы при необходимости вовремя вышли на очистку дорог. А мы, в свою очередь, готовы платить за качественную работу.

Отметим, что в бюджете Караганды на 2021 год на содержание городских дорог преду­смотрено 3 млрд тенге. Этого, уверяют власти, достаточно для того, чтобы содержать в чистоте и проезжую часть, и тротуары.

Популярное

Все
Бесплатные кружки на грани закрытия
Центральная Азия – регион больших перспектив и возможностей
Что мешает развитию ИИ в Казахстане
«Келешек мектептері»: равные условия и возможности
В «Ясной поляне» и сеют, и жнут, и... рыбачат
«Ұстаз»: поворот в профессии педагога
Роль выпускников в работе вузов: глобальные тренды и опыт
Качество жизни растет
Насколько реальны техногенные катастрофы?
Надежный старт
Нет производств без технарей
Откровения сельского художника
Очистить от хлама поля
Всем миром и со всем миром
От мундиров до радиостанций
Резонансное дело приняло новый оборот
Субсидии есть, скота – нет
На полигон отправятся студенты
Достоин памяти потомков
Истоки силы и характера
В Казахстане резко изменится погода
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Жару сменят дожди в Казахстане
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Бесценное богатство из отходов
Если вы подверглись цифровой атаке...
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Торговать не зерном, а крупами
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Началась вторая фаза сохранения Северного Арала
Актуально и сто лет спустя
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Актау проложили 1,5 км новых магистральных инженерных сетей
Токаев не будет праздновать свой день рождения
Глава Сената встретился с Председателем Национального Собрания Армении
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Удивительная судьба Масима Якубова
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Трижды обманувший смерть

Читайте также

По факту гибели жительницы Алматы в июле прошлого года след…
Республиканские учения «Өрт-2025» проходят в стране
Место встречи Востока и Запада
Заслон на пути уклонистов и махинаторов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]