![](/media/uploads/publication2/210/79/210799-image.jpg)
В конце января 2020 года в Караганде выпала двухмесячная норма снега, из-за чего случился транспортный коллапс. Когда буря утихла, стало ясно: подвели дорожные службы. У них не хватило бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, шнекороторов и другой спецтехники.
– По нашим данным, подрядные организации, которые занимаются зимним содержанием дорог, оснащены техникой только на 40%, – констатирует инженер карагандинского филиала Национального центра качества дорожных активов Асхат Шахаев. – Причем такая обстановка складывается по всем подрядчикам: тем, которые обслуживают и городские, и районные, и республиканские дороги.
Еще одна проблема – ограждения в виде криволинейного бруса. Они не нужны на дорогах с невысокой интенсивностью движения. Однако при ремонте или реконструкции брус «втыкают» повсеместно, прикрываясь необходимостью заботиться о безопасности водителей и пассажиров. Такие преграды мешают спецтехнике, отнимая драгоценное время при авральной расчистке дорог. А время этого процесса регламентировано. К примеру, проезд по дороге 1-й категории, к которой относится трасса Темиртау – Нур-Султан, нужно обеспечить спустя час после обильного снегопада, по 2-й категории – через 3 часа и по 3-й категории – через 5 часов.
– У нас не хватает грамотных проектировщиков, которые учли бы все эти нюансы и начертили действительно хороший план при строительстве дорог, – продолжает Асхат Шахаев. – В этом деле нет мелочей. Нужно учитывать интенсивность транспортного потока, пропускную способность и много других нюансов. Кроме того, наблюдается нехватка специалистов-дорожников в курирующих отделах и управлениях, которые могли бы четко сказать, что и где должно быть установлено.
Дорожные организации нуждаются в квалифицированных специалистах и рабочих, некого сажать за руль грейдеров и рычаги экскаваторов. Сотрудники Национального центра качества дорожных активов пытались им помочь с решением кадрового вопроса. В 2020 году они обошли более 70 школ и лицеев, где встречались с учениками выпускных классов и агитировали их поступать в колледжи и вузы на специальности дорожной отрасли.
Надо сказать, что рабочие профессии не пользуются популярностью у молодежи. Да и зарплаты в дорожной отрасли невысокие. Они не дотягивают до среднего по республике уровня в 200 тыс. тенге. Подрядчики не скрывают: проблемы есть, но предпочитают не делать из этого трагедии. Мол, сами справимся.
– Если нам не хватает собственной спецтехники, то арендуем ее, – объясняет главный инженер карагандинского филиала ТОО «Казахавтодор» Толеутай Казенов. – Кроме того, в случае необходимости на помощь приходят шнекороторы, автогрейдеры и прочие спецмашины из других областей. Вот с 1 февраля мы приступили к зимнему содержанию платной автодороги Темиртау – Нур-Султан. Для этого заключили дополнительные договоры на аренду. В этом ничего страшного нет, обычная практика.
Какого количества техники не хватает, главный инженер «Казахавтодора» сказать не смог, а может, не захотел. Зато охотно заявил, что с финансированием со стороны заказчика, которым является дирекция платных дорог АО «НК «ҚазАвтоЖол», проблем нет. Платят по нормативу, в зависимости от категории дороги.
Дороже всего стоят работы по очистке от снега трасс 1-й категории – 513 тыс. тенге за километр. В месяц выходит около 400 млн тенге. Эту цифру корреспонденту «Казправды» назвали в карагандинском филиале «ҚазАвтоЖол».
С областными дорогами ситуация другая. За их обслуживание отвечают акиматы районов, которых в Карагандинской области девять. Они по итогам госзакупок заключают договоры с подрядчиками, причем ежегодно. Тендер – процедура небыстрая, она занимает около 2 месяцев. И получается, что пока идет бюрократический процесс, дороги заваливает снегом, а акиматы – жалобами от жителей.
Есть и другая проблема: потенциальные подрядчики, не будучи уверенными в победе в госзакупках, заранее не ремонтируют старую спецтехнику и не покупают новую. А вдруг проиграют? Тогда финансовые вливания пойдут прахом.
– Мы видим выход из сложившейся ситуации в заключении долгосрочных контрактов с подрядчиками – на 3–5 лет, – говорит инженер карагандинского филиала Национального центра качества дорожных активов. – Тогда у них будет стимул выполнять работу качественно, закупать новые спецмашины и ремонтировать технику летом, готовя ее к зиме. Хочу отметить положительный пример акимата Каркаралинского района. Он уже заложил в бюджет деньги на содержание дорог сразу на 3 года.
Позитивные изменения грядут и в Караганде. Потому что с 1 января 2021 года городские дороги, находившиеся на балансе отдела коммунального хозяйства, переданы в ведение двух районных акиматов. Теперь они будут заключать с подрядчиками новые, рассчитанные на 3 года договоры на содержание дорог.
– Для чего это нужно? Чтобы подрядчики, уверенные в том, что будут работать в течение длительного времени, оформляли кредиты и закупали снегоуборочную технику, – объясняет аким Октябрьского района Караганды Мейрам Кожухов. – Для обслуживания только нашего района необходимо не менее 100 спецмашин. Такого количества техники нет ни в одной дорожной организации. Но им не запрещается брать машины в аренду. Главное, чтобы при необходимости вовремя вышли на очистку дорог. А мы, в свою очередь, готовы платить за качественную работу.
Отметим, что в бюджете Караганды на 2021 год на содержание городских дорог предусмотрено 3 млрд тенге. Этого, уверяют власти, достаточно для того, чтобы содержать в чистоте и проезжую часть, и тротуары.