Дайте дорогу!

1441
Елена Ульянкина

В конце января 2020 года в Караганде выпала двухмесячная норма снега, из-за чего случился транспортный коллапс. Когда буря утихла, стало ясно: подвели дорожные службы. У них не хватило бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, шнекороторов и другой спецтехники.

– По нашим данным, подрядные организации, которые занимаются зимним содержанием дорог, оснащены техникой только на 40%, – констатирует инженер карагандинского филиала Национального центра качества дорожных активов Асхат Шахаев. – Причем такая обстановка складывается по всем подрядчикам: тем, которые обслуживают и городские, и районные, и респуб­ликанские дороги.

Еще одна проблема – ограж­дения в виде криволинейного бруса. Они не нужны на дорогах с невысокой интенсивностью движения. Однако при ремонте или реконструкции брус «втыкают» повсеместно, прикрываясь необходимостью заботиться о безопасности водителей и пассажиров. Такие преграды мешают спецтехнике, отнимая драгоценное время при авральной расчистке дорог. А время этого процесса регламентировано. К примеру, проезд по дороге 1-й категории, к которой относится трасса Темиртау – Нур-Султан, нужно обеспечить спустя час после обильного снегопада, по 2-й категории – через 3 часа и по 3-й категории – через 5 часов.

– У нас не хватает грамотных проектировщиков, которые учли бы все эти нюансы и начертили действительно хороший план при строительстве дорог, – продолжает Асхат Шахаев. – В этом деле нет мелочей. Нужно учитывать интенсивность транспортного потока, пропускную способность и много других нюансов. Кроме того, наблюдается нехватка специалистов-дорожников в курирующих отделах и управлениях, которые могли бы четко сказать, что и где должно быть установлено.

Дорожные организации нуж­даются в квалифицированных специалистах и рабочих, некого сажать за руль грейдеров и рычаги экскаваторов. Сотрудники Национального центра качества дорожных активов пытались им помочь с решением кадрового вопроса. В 2020 году они обошли более 70 школ и лицеев, где встречались с учениками выпускных классов и агитировали их поступать в колледжи и вузы на специальности дорожной отрасли.

Надо сказать, что рабочие профессии не пользуются популярностью у молодежи. Да и зарплаты в дорожной отрасли невысокие. Они не дотягивают до среднего по республике уровня в 200 тыс. тенге. Подрядчики не скрывают: проблемы есть, но предпочитают не делать из этого трагедии. Мол, сами справимся.

– Если нам не хватает собственной спецтехники, то арендуем ее, – объясняет главный инженер карагандинского филиала ТОО «Казахавтодор» Толеутай Казенов. – Кроме того, в случае необходимости на помощь приходят шнекороторы, автогрейдеры и прочие спецмашины из других областей. Вот с 1 февраля мы приступили к зимнему содержанию платной автодороги Темиртау – Нур-Султан. Для этого заключили дополнительные договоры на аренду. В этом ничего страшного нет, обычная практика.

Какого количества техники не хватает, главный инженер «Казахавтодора» сказать не смог, а может, не захотел. Зато охотно заявил, что с финансированием со стороны заказчика, которым является дирекция платных дорог АО «НК «ҚазАвтоЖол», проблем нет. Платят по нормативу, в зависимости от категории дороги.

Дороже всего стоят работы по очистке от снега трасс 1-й категории – 513 тыс. тенге за километр. В месяц выходит около 400 млн тенге. Эту цифру корреспонденту «Казправды» назвали в карагандинском филиале «ҚазАвтоЖол».

С областными дорогами ситуация другая. За их обслуживание отвечают акиматы районов, которых в Карагандинской области девять. Они по итогам госзакупок заключают договоры с подрядчиками, причем ежегодно. Тендер – процедура небыстрая, она занимает около 2 месяцев. И получается, что пока идет бюрократический процесс, дороги заваливает снегом, а акиматы – жалобами от жителей.

Есть и другая проблема: потенциальные подрядчики, не будучи уверенными в победе в госзакупках, заранее не ремонтируют старую спецтехнику и не покупают новую. А вдруг проиграют? Тогда финансовые вливания пойдут прахом.

– Мы видим выход из сложившейся ситуации в заключении долгосрочных контрактов с подрядчиками – на 3–5 лет, – говорит инженер карагандинского филиала Национального цент­ра качества дорожных активов. – Тогда у них будет стимул выполнять работу качественно, закупать новые спецмашины и ремонтировать технику летом, готовя ее к зиме. Хочу отметить положительный пример акимата Каркаралинского района. Он уже заложил в бюджет деньги на содержание дорог сразу на 3 года.

Позитивные изменения грядут и в Караганде. Потому что с 1 января 2021 года городские дороги, находившиеся на балансе отдела коммунального хозяйства, переданы в ведение двух районных акиматов. Теперь они будут заключать с подрядчиками новые, рассчитанные на 3 года договоры на содержание дорог.

– Для чего это нужно? Чтобы подрядчики, уверенные в том, что будут работать в течение длительного времени, оформляли кредиты и закупали снего­уборочную технику, – объясняет аким Октябрьского района Караганды Мейрам Кожухов. – Для обслуживания только нашего района необходимо не менее 100 спецмашин. Такого количества техники нет ни в одной дорожной организации. Но им не запрещается брать машины в аренду. Главное, чтобы при необходимости вовремя вышли на очистку дорог. А мы, в свою очередь, готовы платить за качественную работу.

Отметим, что в бюджете Караганды на 2021 год на содержание городских дорог преду­смотрено 3 млрд тенге. Этого, уверяют власти, достаточно для того, чтобы содержать в чистоте и проезжую часть, и тротуары.

Популярное

Все
Младенца оставили замерзать у подъезда дома в Караганде
Академия наук: миссия выполнима
Какого цвета «честный» мед?
Фильм о легендарном полководце Жалантос Бахадуре сняли в Узбекистане
Беспощадное избиение мальчика в детсаду попало на видео в Алматы
Доверие основывается на справедливости
О точечной застройке и лазейках в законе
По вопросам электоральной системы
Президент Израиля назвал условие создания палестинского государства
Не надо бояться психолога
Танцы выбрали меня: бразильский артист балета рассказал о жизни в Казахстане
Килиан Мбаппе подписал пятилетний контракт с мадридским «Реалом»
Как попасть к узкому специалисту без направления терапевта, рассказали в Минздраве
Давайте по-доброму
Сын экс-акима Караганды подозревается в избиении престарелой матери
Почему налоги одинаковы для производственников и букмекерских контор?
«Снимите пеньюар и оденьте кофту потеплее»: аким Караганды призвал жителей не включать обогреватели
Китай стал главным торговым партнером Казахстана
Кто говорит? Вор!
Трассы закрыты из-за непогоды в 10 областях
Женщина погибла при пожаре в Астане
Зеленский позвонил Токаеву
Инвестиционный щит: прокуроры на страже экономики страны
Токаев подписал закон об укреплении инвестиционного сотрудничества Казахстана с Катаром
Алихан Смаилов обратился к премьер-министрам стран ЕАЭС
Ответственность перед предками и потомками
Назначен заместитель управделами президента
Перевод времени в Казахстане: как быть пассажирам, купившим билеты на полночь 1 марта
Казахстанский скакун выиграл скачки в Дубае
В трех мегаполисах страны возобновили требования по ношению масок
Информацию о митинге автовладельцев в Уральске опровергла полиция
Мальчик умер после обрезания в Акмолинской области
Казахстан и Франция договорились сотрудничать в борьбе с глобальным потеплением
Как часто будут пополняться спецсчета по программе «Нацфонд - детям»
Правила посадки и высадки пассажиров изменились в автобусах Астаны
День всех влюбленных: какие вопросы следует обсудить паре до брака, рассказали психолог и юрист
Казахстан глазами американца в начале XX века
Выдающийся казахский режиссер Шакен Айманов сегодня отметил бы свое 110-летие
Казахстанцы чаще других иностранцев посещают Россию
Детский сад горел в Семее
Время разъяснений о времени

Читайте также

Уникальный проект “Ұлы дала жорығы” продолжает свой путь на…
Услышать голос регионов
Маулен Ашимбаев: Поддержка бизнеса должна быть эффективной…
Меняем пленку

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]