![](/media/news/2022/default.png)
Серый лом
Поводом для депутатского запроса послужили проблемы рынка отходов и лома цветных и черных металлов.
Сегодня металлофонд страны составляет от 150 до 250 млн тонн. Ежегодное ломообразование отходов и лома черных металлов превышает 5 млн тонн, а его сбор находится на уровне 3–3,5 млн тонн. При этом более 80% первичной заготовки и сбора лома занимаются физические лица, которые фактически являются самозанятыми, а их количество составляет не менее 100 тыс. человек. Кроме того, по стране функционируют порядка 7 тыс. приемных пунктов, из которых более 90% работают нелегально.
Следует отметить, что сегодня лом является товаром и стратегическим сырьем, который может приносить существенные доходы государству и требует особого внимания. Вместе с тем нынешняя ситуация со сбором лома оставляет желать лучшего.
Данный вопрос неоднократно поднимался на всех уровнях и в целом нашел поддержку и понимание у уполномоченных органов. Наряду с этим в 2017 году депутатами Сената в налоговое законодательство были внесены изменения касательно деятельности по сбору, заготовке, хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов. Эти изменения являются основой для перехода на совершенно новый формат организации управления отраслью вторичной металлургии, учитывающий мировой опыт и возможности Закона «О саморегулировании».
Вместе с тем для реализации новой системы управления отраслью необходимо было принять ряд подзаконных актов, проекты которых были предварительно согласованы с соответствующими уполномоченными органами. Эти проекты решали, в частности, вопросы соответствия субъектов рынка определенным квалификационным требованиям, позволяющим производить товарный лом согласно Национальным стандартам. Кроме того, была предусмотрена обязанность представления субъектами рынка в режиме реального времени отчетов уполномоченному органу о закупленном и реализованном ломе, что является требованием цифровизации экономики. Также решалась проблема легализации самозанятых, которых в сфере сбора лома не менее 100 тыс. человек.
Однако уже начался 2019 год, но ни один из подзаконных актов не принят. Поэтому система в целом в данной отрасли по упорядочению субъектов рынка, их отчетности, легализации самозанятых, росту налоговых поступлений, к сожалению, не сработала.
В чем-то ситуация стала даже парадоксальной. С одной стороны, согласно действующей норме Налогового кодекса РК, уполномоченный орган должен сдавать отчетность в Министерство финансов о закупленном ломе и начисленных налогах. И это правильное требование, которое направлено на мониторинг роста налоговых поступлений. С другой стороны, уполномоченный орган не может это делать, так как нет приказа, обязывающего субъектов рынка предоставлять такую информацию.
Если бы Министерство труда и социальной защиты населения в 2018 внесло норму, обязывающую субъектов рынка, ведущих закуп лома, оплачивать налоги за самозанятых, то с учетом имеющихся данных о ломозаготовке в 2018 году одних только пенсионных отчислений за самозанятых можно было бы получить не менее полутора миллиардов тенге.
Ни государству, ни добросовестным участникам рынка нет никакого смысла терять еще год, работая полулегально. Поэтому прошу дать необходимые поручения для того, чтобы современная, использующая потенциал саморегулирования система управления отрасли реально заработала.
Из запроса депутата Сената Парламента Едиля Мамытбекова