
Оснований для этого более чем достаточно. Каждый народ имеет духовные и нравственные опоры. Одной из таких фундаментальных опор в сознании казахского народа является творческое наследие выдающегося мыслителя, просветителя, поэта и композитора Абая Кунанбаева.
Согласно гуманистической философии Абая, благие намерения рождаются в светлой, чистой душе, порочный же человек имеет только недобродетельные цели и устремления.
Творчество Абая, включая его полные мудрости философские изречения, неповторимую поэзию, мелодичные песни, заботу о простом народе, основано на истинной духовности – исламе. Распространение по континентам этой религии, как известно, сейчас становится мировым трендом. В социуме существует закон Гармонии, основанной на данной истинной духовности. И нарушение его наказывается рано или поздно кризисом, остановкой в движении, современной пандемией коронавируса. Ничего бесследно не проходит! Причина всегда ведет за собой следствие! И в настоящее время глобальному кризису в здравоохранении и в экономике во всем мире предшествовала глубокая духовно-нравственная деградация многих современников. Словно об этом предостерегал великий Абай.
Он был духовным лидером нации, сверявшим свои поступки и чаяния с назиданиями самого Творца. Мыслитель далеко опередил свое время, построив свою философию на основе приемлемого синтеза мировоззрений Востока и Запада. Это привело к тому, что он одновременно воспринимал главные мировоззренческие подходы европейской и восточной культур и на их основе выработал синтетический образ мира и деятельности в нем. Если для Запада лозунгом было «изменение мира», а для Востока – «познание себя», то Абай выдвинул новый подход: «Будь всесторонне развитым человеком», что предельно ясно характеризует специфику его мировоззрения и жизни. Размышления Абая о человеке и его духовных основах, несомненно, имели философский характер. Проблемы духовности постоянно занимали Абая на протяжении всей его жизни.
Все изложенное выше придает уникальной личности Абая главные черты гармоничного человека, что встречается в истории, к сожалению, исключительно редко. Таковым он был в XIX веке и остается в нашей памяти в современных условиях.
Жизнь и творчество Абая стали совестью не только своей нации, но и миллиардов творящих добро людей всего мира. Его философские мысли и ставшие хитом песни хорошо знакомы как в Казахстане, так и во многих других странах. Изучение жизни и творчества Абая необходимо для духовно-нравственного воспитания людей независимо от национальности и расы. Его труды настолько уникальны, что неподвластны времени. Абай был, есть и будет путеводной звездой народов, связующим звеном прошлого, настоящего и будущего.
Поэтому есть все основания предложить ООН объявить казахстанский День Абая Международным днем памяти великого Абая. В наше сложное время, когда многие люди стали игнорировать духовные ценности в погоне за материальными благами и деньгами, такое мероприятие принесло бы только пользу всему человечеству.