В сфере образования основное внимание уделяется развитию способности к быстрой адаптации и усвоению новых знаний. Актуальными становятся задачи по раннему развитию детей, привитию навыков успешной социализации и самообучения. В связи с этим реализуются комплексные меры, направленные на поэтапное совершенствование системы образования, включающие в себя переход на обновленное содержание, усиление качества преподавания математических и естественных наук, внедрение подушевого финансирования, повышение престижа профессии педагога.
Государством принимаются меры по улучшению материального положения учителей, которых в стране насчитывается порядка 300 тыс. Большая их часть, 184 тыс., проживает в сельской местности. На сегодня средняя заработная плата учителей составляет 114 тыс. тенге. По сравнению с доходами работников промышленности, финансовой и информационной сфер оплата труда учителей значительно ниже. Такая тенденция характерна для многих государств мира. Главной причиной выступает многочисленность работников социальной сферы и их преимущественное содержание за счет государственного бюджета. Вместе с тем за последние 15 лет заработная плата педагогов выросла более чем в 6,5 раза. Только в 2016 году в результате внедрения новой модели оплаты труда был достигнут рост до 29%. На это было потрачено 230 млрд тенге.
В своем Послании «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Глава государства обозначил задачу повышения должностных окладов учителей, перешедших на обучение в рамках обновленного содержания учебных программ, от 30 до 50% в зависимости от подтвержденной квалификации. В связи с чем с января текущего года учителям, преподающим по обновленному содержанию, предусмотрена доплата в размере 30% от должностного оклада. С нынешнего года более половины всех учителей получат эту доплату, остальные получат в соответствии с графиком перехода на обновленное содержание до 2020 года.
Еще одной мерой повышения заработной платы станет переход на новую модель аттестации педагогов, которая предполагает возможность повышения категории учителей. Этот вид доплат будет устанавливаться для педагогов, успешно прошедших национальный квалификационный тест. За повышение категории предполагается доплата в размере от 30 до 50% от должностного оклада, которая будет производиться с 1 сентября 2018 года.
На сегодня подготовлен проект национального квалификационного теста, который проходит процесс обсуждения. В целом в зависимости от подтвержденной квалификации с внедрением национального квалификационного теста заработная плата учителей вырастет от 30 до 50%. С внедрением новых видов доплат за работу в условиях обновленного содержания образования и при подтверждении квалификации педагогического мастерства размеры заработных плат примерно будут выглядеть следующим образом: при стаже работы до 3 лет, без категории – 107 421 тенге (город)/130 073 тенге (село).
При стаже работы 15 лет, с первой категорией – 147 097 тенге (город)/179 669 тенге (село). При стаже работы 25 лет и выше, с высшей категорией – 174 846 тенге (город)/214 255 тенге (село).
В целях реализации этих норм 7 февраля 2018 года министерством внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий». Для осуществления доплат при уточнении республиканского бюджета будут выделены 67 млрд тенге. До их выделения начисление и выплата доплат осуществляются за счет местного бюджета.
Вместе с названными мерами повышения статуса профессии педагога ежегодно внедряются новые механизмы дополнительной поддержки и стимулирования учителей. С прошлого года поддержана инициатива Министерства по повышению оплаты труда учителям, преподающим на английском языке по отдельным предметам. Им устанавливается доплата в размере 35 тыс. тенге. На эту меру в 2018 году выделено 2 352 млн тенге. Помимо того, предусмотрена доплата учителям, замещающим основного работника на период его обучения. На эти цели было выделено 1 159 млн тенге.
Учителям, преподающим в сельской местности, предусмотрена доплата в виде 25% от базового должностного оклада. Молодым педагогам по программе «С дипломом – в село!» выплачивается стимулирующая единовременная выплата подъемного пособия, а также предоставляется возможность оформления жилья в кредит. Также по решению местных представительных и исполнительных органов могут быть предусмотрены дополнительные меры поддержки.
В рамках внедрения подушевого финансирования предусматривается возможность формирования в школах фондов стимулирования для установления стимулирующих надбавок педагогическим работникам в зависимости от результатов их деятельности. Это даст возможность использовать аккумулированные средства для повышения зарплат учителей в среднем на 10%.
Все вышеназванные меры по увеличению заработных плат учителей, следовательно, повышению статуса педагога, стали возможны благодаря особому вниманию Главы государства к развитию образования страны.
Думаю, что меры по повышению заработных плат вместе с комплексом иных мер по совершенствованию сферы образования будут способствовать развитию человеческого капитала страны, ее дальнейшему росту и процветанию.