![](/media/uploads/publication2/791/37/79137-image.jpg)
Проект капитального обновления дороги вошел в государственную программу инфраструктурного развития «Нұрлы жол». Его завершение планируется на 2019–2020 годы. Протяженность участка в пределах Атырауской области – 432 км. Проектно-изыскательские работы начались в прошлом году и должны завершиться в текущем.
Для эффективного управления и контроля за разработкой проектно-сметной документации дорога поделена на 10 участков. В 2016-м должны закончиться работы по разработке проектно-сметной документации: в I полугодии для четырех участков и во II полугодии – для шести протяженностью 422 км.
Проектно-сметная документация готова для участка в 10 км, уже определена подрядная организация, которая в апреле должна начать реконструкцию. На остальных участках работа должна начаться во II полугодии нынешнего года и в начале следующего года, сообщил на брифинге в региональной службе коммуникаций директор атырауского филиала АО «КазАвтоЖол» Жантас Шарипов.
После завершения реконструкции дорога перейдет из III технической категории во II. Ширина асфальтового покрытия увеличится на метр и составит 9 метров. Общая ширина автодороги увеличится на 3 метра и составит 15 метров. Все искусственные сооружения – 90 водопропускных труб и 25 мостов – будут демонтированы и построены заново. Возле населенных пунктов, расположенных вдоль дорог, будут сооружены автопавильоны, скотопрогоны, а сами участки будут освещены в темное время суток. По всей автотрассе через каждые 20 км планируется обустроить автостоянки, оборудованные эстакадами и санитарно-гигиеническими пунктами.
Ожидается, что во время реализации и после завершения проекта откроются новые рабочие места. В период строительства многие люди трудоустроятся непосредственно на строительных работах. Привлекаться будут и технические ресурсы. Кроме того, после окончания строительства ожидается появление множества дополнительных объектов сервиса вдоль дороги. Предполагается, что с улучшением автодороги увеличится и поток транспортных средств. Тем самым активизируется и создание новых объектов предпринимательства – АЗС, СТО, гостиниц и пунктов питания.
– По опыту Мангистауской области, где велась реконструкция 200 километров дороги, там работали порядка 1 200 человек. Раз здесь 432 километра, значит, около 2 500 человек будут задействованы, – предположил Ж. Шарипов, отвечая на вопрос о числе рабочих, которые будут непосредственно заняты на ремонтных работах.
Также он отметил, что, по предварительным расчетам, стоимость одного километра автодороги второй категории составит порядка 250 млн тенге. При этом 70–80% – это стоимость дорожно-строительных материалов.
К слову, автодорожники обещают высокое качество и долговечность, ведь будут использованы лучшие материалы и новейшие технологии. К примеру, верхний слой будет состоять из щебеночно-мастичного асфальтобетона, который используется при строительстве дорог последние несколько лет. Также в составе будет полимергрунтовая смесь Nicoflok. Эти технологии дают возможность сэкономить ресурсы – при повышенной прочности потребуется укладывать меньше традиционных материалов типа щебня.
Жители Атырауской области с нетерпением ждут реконструкции этой дороги. И дело не только в том, что поездка в соседнюю Астрахань и далее станет комфортной. Важнее для простого населения то, что между районами и областным центром будет налажено нормальное сообщение. Жители четырех из семи районов региона – Курмангазинского, Исатайского, Макатского и Кызылкогинского – смогут преодолевать расстояние до областного центра, экономя время и деньги. Сейчас же испещренная колеями и ямами разбитая дорога выматывает нервы и средства, которые уходят на ремонт машин.
В целом экономический эффект почувствуют все жители западного региона. По расчетам специалистов, грузооборот увеличится более чем в 1,5 раза, а объем перевозки транзитных грузов – в 2 раза.