![](/media/uploads/publication2/191/28/191288-image.jpg)
Прежде всего принято решение о продлении режима ЧП до 11 мая текущего года, что продиктовано текущими реалиями. Пик заболеваемости, к сожалению, не пройден. В случае немедленного снятия карантинных мер все достигнутые результаты, а именно – контроль над распространением вируса, пропадут, и мы столкнемся с новой волной заболеваемости.
– Нельзя преуменьшать опасность болезни. Сегодня, когда весь мир признал, что столкнулся с инфекцией, которая несет большую угрозу здоровью человека, пустая бравада недопустима. По словам Президента, утверждать обратное – значит идти против здравого смысла или преследовать злой умысел, – говорит Зарема Шаукенова, директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК.
– Решение Президента о продлении режима чрезвычайного положения до 11 мая – продуманный и выверенный шаг, основанный на выводах специалистов-эпидемиологов и трезвой оценке опасности коронавирусной инфекции, – говорит политолог Жанар Тулиндинова.
По ее данным, своевременные и решительные меры, принятые Казахстаном сразу после выявления первых случаев заражения COVID-19, не допустили распространения коронавирусной инфекции в геометрической прогрессии.
На 27 апреля число инфицированных казахстанцев составляет 2 791 человек, выздоровевших – 682, количество жертв COVID-19 достигло 25 человек, темпы прироста – свыше ста выявленных заражений в сутки. Действия Казахстана получили положительную оценку со стороны Всемирной организации здравоохранения и международных экспертов, что отметил в своем выступлении и Президент.
В то же время, по мнению Жанар Тулиндиновой, стабилизация показателей – это не повод для утраты бдительности. Опыт стран, где принятие жестких карантинных мер было отложено, в том числе и по причинам экономического характера, демонстрирует, насколько критичными могут быть последствия.
Принятые Казахстаном карантинные меры позволили оттянуть во времени прирост числа инфицированных и дали отечественной системе здравоохранения время для подготовки медицинской инфраструктуры и персонала для диагностики и лечения COVID-19.
Во-первых, в форсированные сроки построены два специализированных госпиталя для коронавирусных больных – в Нур-Султане на 200 коек, в Алматы – на 280 коек.
Во-вторых, с апреля в Алматы и Нур-Султане начато массовое экспресс-тестирование населения на наличие коронавирусной инфекции. Эта мера позволяет выявить и изолировать зараженных на ранней стадии. Массовое тестирование наряду с карантином является одной из эффективных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Глава государства поставил перед Министерством здравоохранения задачу увеличить объемы тестирования минимум до 20–25 тыс. исследований в сутки.
В-третьих, коллективы казахстанских ученых разработали отечественные тестовые системы для диагностики COVID-19 и наладили их производство. Таким образом продемонстрировали свою компетентность и состоятельность в борьбе с коронавирусной инфекцией.
В период глобальной пандемии, когда ощущается острая нехватка средств диагностики, лечения и защиты от коронавирусной инфекции, возрастает значение способности каждой страны самостоятельно обеспечить себя тестовыми системами, медикаментами, а в будущем – и вакциной. В современных условиях это один из показателей суверенитета страны.
Поэтому Президент поручил в кратчайшие сроки вывести производство отечественных тест-систем на промышленные масштабы. Важно также, чтобы Казахстан не зависел от поставок медикаментов из-за рубежа.
Кроме того, Глава государства заявил о том, что в посткризисный период приоритетное внимание будет уделено развитию системы здравоохранения. Это, пожалуй, основной урок, который извлекает Казахстан из сложившейся ситуации. Правительству поручено внести в Парламент проект нового кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения.
Вместе с тем потеря привычного образа жизни, изменение планов, доходов порой приводят к снижению социального самочувствия. Данные вопросы решаются Правительством и находятся на постоянном контроле Касым-Жомарта Токаева. Они также в фокусе пристального внимания Елбасы как Председателя Совета безопасности и партии «Nur Otan». Эта работа будет продолжена на системной основе.
– Объем средств, направленных на поддержку граждан и бизнеса, составил почти 6 триллионов тенге, – указывает Жанна Каримова, руководитель отдела социально-экономических исследований КИСИ.
По ее словам, в период чрезвычайного положения Главой государства обнародовано два внушительных пакета антикризисных мер, в рамках которых осуществляется комплексная поддержка субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, предоставляется финансовая помощь медицинским работникам, социально уязвимым категориям населения, лицам, лишившимся доходов вследствие введения чрезвычайного положения.
При этом, как подчеркивает Жанна Каримова, несмотря на беспрецедентность принимаемых мер, государство достаточно критично подходит к оценке своих достижений. Отмечая недостатки реализации антикризисных мер, Глава государства акцентирует внимание на необходимости извлечения уроков и принятия мер по оживлению экономики после карантина. На важность подготовки к посткризисному периоду указал и Елбасы в ходе заседания Совета безопасности 24 апреля.
В связи с этим по поручению Главы государства до 11 мая Правительством и Национальным банком будет разработан Комплексный план по восстановлению экономического роста. В рамках мер, направленных на оживление экономики в посткарантинный период, Глава государства также заявил о формировании в стране Реестра системообразующих компаний и индивидуальных предпринимателей.
– Радует, что поддержка государством социально уязвимых слоев населения и бизнеса будет продолжена, даже несмотря на возможное снятие карантина после 11 мая, – говорит руководитель отдела социально-политических исследований КИСИ Алуа Жолдыбалина. – Необходимо дать возможность восстановиться экономике, ряду промышленных секторов. Для этого понадобится время.
В свою очередь доктор юридических наук Марат Жумагулов отметил, что в условиях пандемии в Казахстане обеспечена социально-экономическая стабильность. Более 1,6 млн граждан и 11,5 тыс. субъектов МСБ получили отсрочку по выплатам займов и кредитов на общую сумму более 360 млрд тенге.
Эксперт напомнил, что в целях поддержки малого и среднего бизнеса применены меры налогового стимулирования к более 700 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей, что позволит им сэкономить около 1 трлн тенге. Запущены проекты по кредитованию по приемлемым ставкам.
К числу важных и долгосрочных задач определена работа в аграрном секторе. Так, 200 млрд тенге направлены на финансирование весенне-полевых работ и форвардный закуп, в том числе 70 млрд выделены на закуп семян, приобретение удобрений и пестицидов.
– Министерству национальной экономики необходимо определить критерии и принципы для подготовки списков компаний, которым будет оказана помощь от государства, – говорит в связи с этим председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов.
По его словам, позиция Нацпалаты остается неизменной: помогать нужно в первую очередь малому бизнесу, в том числе фермерам. Для этого будет правильным открыть программу беззалогового кредитования под 2–4%, когда банк выступает не кредитором, а агентом, либо выделять «дешевые» деньги для предпринимателей и самозанятых через микрофинансовые организации.
Таким образом, не на словах, а на деле реализуются инициативы Президента по поддержке населения.