​Где-то в Великой степи…

880
Любовь Доброта

Несколько десятков чугунных казанов – непременного атрибута кочевников – встречают всех, кто переступает порог областного музея изобразительного искусства. Дальше – больше. Взору посетителей предстает связка детских люлек – бесік, свисающих с потолка, огромные лошадиные головы из войлока, пластиковые седла и картины из полиэтиленовых пакетов.

Неподготовленному человеку надо время, чтобы осмыслить, какое оно, современное казахское искусство, о котором за рубежом знают, пожалуй, даже больше, чем в своей стране. И это тем более странно, если учесть, что группа «Қызыл Трактор», активно выставляющая­ся в странах Европы и Америке, родом из Шымкента. Ее работам в экспозиции отведено чуть ли не цент­ральное место.

Почти четверть века назад шымкентские художники Молдакул Нарымбетов, Саид Атабеков, Арыс­танбек Шалбаев, Смаил Баялиев и Виталий Симаков соз­дали арт-группу современных художников. В ее состав вошли преподаватели и наиболее прод­винутые студенты местного художественного училища. Живописцы тогда буквально взорвали город перформансами и инсталляциями, которые устраивали прямо на улицах города.

Под стать им было и название группы – «Қызыл Трактор», которым художники увековечили мини-трактор, установленный на постаменте перед зданием Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея, в котором в начале 90-х годов прошлого столетия располагалась галерея современного искусства.

Все эти годы художники время от времени напоминали о себе в родном городе, пытаясь вмес­те и поодиночке приобщить земляков к мировым трендам современного искусства. Такое эпизодическое появление в отличие от самых известных международных выставок современного искусства, биеннале, квадриналле, проводимых в странах Европы и в Америке, на которых «Қызыл Трактор» стал завсегдатаем, не делало особой погоды на творческом небосклоне Шымкента, хотя и не проходило бесследно.

Сегодня «Красный Трактор», как и многие другие современные художники, стремится показать казахскую идентичность как уникальную часть человеческой цивилизации, обращаясь к архаичным корням номадской культуры. Такое желание при помощи contemporary art рассказать миру о всаднической культуре, металлургии Великой степи, Золотом человеке, колыбели тюркского мира, Великом шелковом пути, о том, что именно Казахстан является родиной яблок и тюльпанов, вызывает интерес за рубежом, обеспечивая теплый прием нашим художникам.

После победного шествия за рубежом выставка «Истории Великой степи» вернулась в родные степи. На ней представлены более сотни работ, многие из которых ранее еще нигде не экспонировались. Экспозиция включает как традиционные техники, такие как скульптура, живопись, графика, так и относительно новые – инсталляция, объект, перформанс, видео и медиа-арт.

Посетители получили возможность познакомиться с творчеством ведущих мастеров современного искусства. Кроме группы «Қызыл Трактор» свои работы представили художники Сауле Сулейменова, Асхат Ахмедьяров, Алмагуль Менлибаева, Сауле Дюсенбина, Рашид ­Нурекеев и Алибай Бапанов.

Алматинская художница Сау­ле Сулейменова свои картины «пишет» полиэтиленовыми пакетами, которые в последние десятилетия буквально заполонили города и села. Таким способом она пытается донести до людей свою озабоченность проблемой мусора и загрязнения нашей планеты, включая казахскую степь. Серию своих работ она так и наз­вала – «Где-то в Великой степи», хотя экологическая катастрофа грозит цивилизации, активно использующей полиэтиленовые пакеты и пластик, повсеместно. Своей целлофановой живописью художница словно предостерегает человечество от непоправимого шага.

Организатор выставки «Истории Великой степи» Жанель Бисимбаева считает, что это самый крупный арт-проект в регионе за последние 10 лет. По ее мнению, город, ставший мегаполисом, дорос до осознания и понимания языка современного искусства, при помощи которого художники несут в мир истории Великой степи, позволяющие жителям Казахстана понять время и ­место, отведенное им в мировой цивилизации.

– Недаром искусство нашего времени искусствоведы называют современным, то есть соз­вучным времени, его приметам, технологиям и образам, – говорит Жанель Бисимбаева. – В чем особенность мироощущения народов, веками живущих в аридной зоне, в центре евразийского материка? Чем отличается азиатское «ощущение континента» от европейского «ощущения моря»? Какие ценности прив­нес народ-всадник в копилку человеческой культуры? Какие стратегии развития современной культуры возможны на древних просторах Великой степи? Этими и другими вопросами десятки лет задается художественное сообщество Казах­стана, как сообщество-преемник степного начала. Наша выставка как целостное высказывание и все ее элементы опосредованно визуа­лизируют основные постулаты программной­ статьи Первого Президента «Семь граней Великой степи». Произведения, представленные здесь, рассказывают истории, связанные с культурным кодом кочевников.

Каждый художник, участвую­щий в выставке, рассказывает свою историю, перенося ее в контекст современности и актуализируя с помощью новых техник, практик и материалов мирового искусства. Алибай Бапанов, к примеру, выбрал для этого традиционные для казахов техники войлоковаляния и ткачества. Его фольклорно-авангардные стилизации в сырмаках и гобеленах используют традиционные наработки казахских мастеров, но в то же время, по мнению экспертов, звериный стиль ковров Алибая Бапанова отсылает зрителей в урочища наскальных росписей и к сокровищам курганных кладов.

На открытие выставки приехала из США международный независимый куратор, искусствовед, директор Asia Cantemporary Art Week Лиза Ахмади, высоко оценив представленные на экспозиции работы.

– Эти художники создают работы международного уровня, используя аутентичные образы, традиции и работая с местными материалами, – отметила Лиза Ахмади. – Свою душу и внутренние переживания они вкладывают в материальные объекты, которые можно увидеть и пощупать руками. Вам очень повезло, что вы можете вот так вот спокойно с ними пообщаться, спросить их, что они хотели сказать своими работами. У нас, за рубежом, художники – звезды, и пообщаться с ними, как с простыми людьми, невозможно. Казахстанское контемпорари искусство у вас не сильно отличается от нашего, оно сильное и колоритное. Такие выставки нужно проводить как можно чаще – и тогда Шымкент станет для туристов еще более востребованным.

С Лизой Ахмади солидарна и куратор выставки, искусствовед и арт-критик Юлия Сорокина, полагающая, что современное искусство Казахстана нуждается в поддержке. Она подчеркивает, что в международном культурном сообществе художники contemporary art Казахстана давно воспринимаются как признанный феномен постсоветского искусства, они прославляют культуру своей страны, участвуя в знаменитых и престижных форумах. Их работы приобретают коллекцио­неры, ведущие аукционы выставляют на торги и успешно продают их произведения, в то время, как отечественные музеи и галереи могут похвалиться наличием единичных произведений искусства современных художников.

– С помощью новых медиа и распространения информации онлайн Казахстан включается в процесс рассказывания степных историй в обновленном качестве, позволяя новым воплощениям художников-жырау нести свои размышления-постулаты человечеству. Так что инициатива познакомить жителей регионов с современным искусством дорогого стоит, – считает Юлия Сорокина. 

Популярное

Все
Есть о чем и есть кому снимать
Талхиз – транзитный хаб средневековья
В детских садах внедряют программу Baby Tennis
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
«Завтра возвращаюсь на фронт…»
Художник, страстно влюбленный в жизнь
Берегите друг друга!
Творческая память жива
Отрасль уверенно движется по пути диверсификации
Природные мотивы глиняных узоров
Отечественные атлеты все увереннее чувствуют себя среди элиты
Не бойтесь просить о помощи
Когда есть второй шанс
Место силы и вдохновения
В вихре музыки, песен и танцев
Олимпиада посвящается педагогу
О чем поведает камча
Вакцина – барьер для инфекции
Oregon объединяет писателей
Берег надежды
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Куриное яйцо продолжает дешеветь в Казахстане
85% марганца добывали на Жездинских месторождениях
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Казахстанско-китайский международный промышленный город строят в области Жетысу
В Жамбылской области дан старт строительству завода по глубокой переработке кукурузы
Год перемен для Баянаула
Инвестпроекты по развитию дорог рассмотрели в Правительстве РК
Культурное наследие Золотой Орды показали в Туркестане
Северо-западный циклон ворвался в Казахстан - Казгидромет
Десять новых горных маршрутов обустроят в Алматы
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Актау
Сфера спорта претерпит серьезные изменения
Начато возведение крупного металлургического завода
Кызылжар встает на крыло
В Колумбии объявили режим ЧС из-за желтой лихорадки
Победила врага хрупкая женщина
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Пятибалльное землетрясение произошло на юге Казахстана

Читайте также

Берег надежды
Защищать права, создавая условия
Дорожное строительство нуждается в научном подходе
Задачи малых сел в формате «макро»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]