![](/media/news/2022/default.png)
План нации, разработанный по инициативе Президента страны, подразумевает повышение благосостояния не каких-то отдельных или привилегированных слоев общества, а всех и каждого! Как показывает мировая практика, одним из фундаментальных условий роста конкурентоспособности и благополучия государства является достижение гендерного равенства. Поэтому Глава государства не раз подчеркивал в своих выступлениях, что «мы должны и дальше расширять возможности женщин активно участвовать в политической и общественной жизни. Во всем мире признается, что представительное участие женщин в разработке и принятии решений является показателем развития общества. Там, где женщины составляют 30–40% в структурах власти, общество развивается более стабильно и социально ориентированно».
Казахстан последовательно включает вопросы гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин в долгосрочные стратегические документы. Например, в Стратегии гендерного равенства на 2006–2016 годы была поставлена задача – добиться 30% представительства женщин среди руководителей госорганов. И хотя эта задача еще находится на стадии решения, наше государство в рейтинге гендерного равенства заняло 41-е место среди 134 стран. То есть по этому показателю мы вошли в число 50 прогрессивных держав, опередив 14 государств Евросоюза. Международным признанием успешности нашей гендерной политики также стало избрание Казахстана в Исполнительный совет ООН по гендерному равенству и расширению возможностей женщин.
Вместе с тем мы осознаем, что достижение фактического гендерного равенства потребует от нас качественной трансформации социокультурного фона. Убеждена, что нам всем необходимо начертать на своих знаменах слова Главы государства о необходимости изменения трациционной культурной ментальности. Какими бы естественными и родными нам ни казались древние традиции и обычаи, в их основе лежат все-таки идеи превосходства и подчинения разных людей по разным социальным статусам, в том числе по полу. А это противоречит международному праву, конституционным нормам и целям долгосрочного национального развития.
Кроме того, мы не можем ожидать так нужной нам международной инвестиционной активности без укрепления своего статуса как правового, светского, социального государства. Надежды на то, что нам удастся стать конкурентоспособным государством в обход модернизации общества, наивны и не состоятельны. Глобальный мировой кризис поставил на повестку дня первоочередность развития нематериальных активов: человеческого капитала и экономической свободы. Ясно, что и то и другое достижимо только в условиях формирования общества равных возможностей.
Именно равенство возможностей для мужчин и женщин способно сцементировать Нацию Единого Будущего, наполнить идею единого народа практикой сотрудничества разных и равных. Ведь, как показывает история, консервация и сохранение статуса-кво отношений превосходства/подчинения никогда не являлись источником народного сплочения и единства! Зато история стран, на опыте которых формировалась модель нашего перспективного развития (а это, к примеру, Канада, Австралия), говорит о том, что гендерное равенство одновременно повышает качество государственного управления, качество жизни и человеческого капитала. Каким образом? Доказано, что обладание гендерной чувствительностью и компетентностью развивает способность управленцев понимать цели планирования, ориентированного на результат. И более эффективно расходовать деньги налогоплательщиков на реальные потребности разных социально-демографических групп.
Пока же практика показывает, что чиновники на местах зачастую игнорируют гендерные аспекты и создают так называемые гендерно-нейтральные программы и услуги. Вот пример последствий таких программ. Месяц назад в Семее наша федерация проводила конференцию «Гендерные аспекты женского и семейного бизнеса в Казахстане». Одна из участниц, занимающаяся разведением племенного скота в отдаленном сельском районе Восточного Казахстана, подняла проблему с пастбищами. Оказалось, что большая часть земель находится в руках мужчин, и хотя не используются ими, доступ женщин к этому главному ресурсу животноводства – практически закрыт! Также выяснилось, что женщины, живущие в сельских округах, отнесенных к территориям городов областного значения, тоже испытывают затруднения в доступе к льготному кредитованию «Даму». По «Дорожной карте бизнеса-2020» господдержку могут получить сельские предпринимательницы, чей бизнес соответствует приоритетным секторам экономики или отраслям ФИИР. А много ли у нас на селе женщин, имеющих для этого необходимое залоговое имущество, например? Эта нормативно-правовая коллизия возникла в результате игнорирования гендерных аспектов предпринимательской деятельности. Таким образом гендерная нейтральность на практике оборачивается гендерной слепотой, культивирующей древние традиции гендерного неравенства и создающей для предприимчивых женщин барьеры. Все это находится в противовесе задачам, поставленным Главой государства по всемерному развитию МСБ.
Поэтому твердо убеждена, что только формирование общества и политики равных возможностей создадут в Казахстане условия для нашего нового социально-экономического прорыва, для повышения нашей инвестиционной привлекательности. И наконец, для становления нашей исторической самоидентификации как Нации Единого Будущего!
Ирина УНЖАКОВА, член Экспертного совета при Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, председатель правления ОО «Федерация женщин Status»