Глазами репортера: реально ли дождаться вечером автобус в спальном районе Павлодара

1911
Екатерина Бескорсая
В Павлодаре до сих пор полноценно не внедрена система электронного билетирования в городском общественном транспорте. А запланированные в бюджете
1,7 млрд на субсидии для перевозчиков все еще ждут своего часа.


А наличкой проще?

«Наверное, уже и не дождемся… У вас есть Интернет – можете посмотреть, когда будет «единица»? Придется такси вызывать», – с такими словами обращается ко мне пожилой мужчина, мы вместе стоим на остановке у Затонского рынка уже минут 40.

И вроде не слишком поздно, только начало девятого вечера, но автобусы не спешат забирать замерзающих павлодарцев. Да, вечерний график общественного транспорта уже давно стал непредсказуемым – это одна из самых распространенных жалоб. После восьми вечера на остановках быстрее окоченеешь, чем дож­дешься нужного тебе автобуса. Разве что в пригород по расписанию выезжают…

Смартфон, к сожалению, не спасает – на сайте go2.bus-pvl.kz, созданном несколько лет назад как раз для отслеживания всего общественного транспорта Павлодара, не видно ни одной «единички». Опытные пользователи говорят: здесь, бывает, не все автобусы отображаются. Вот и подъезжающей «десятки» на сайте я не увидела – мой случайный сосед по ожиданию воспользовался этой удачей и запрыгнул в автобус, а мне он совсем не по пути.

Проклиная эксперимент, на который решилась ради материала (дождаться во что бы то ни стало вечером автобус в спальном райо­не), все-таки пошла на ближайшую трамвайную остановку. Этот вид транспорта павлодарцев не подводит. И ходит допоздна, и на трекинге отображается стопроцентно, и график выдерживает человеческий.

Захожу в долгожданную «пятерочку»: новый вагон – тепло, светло... Оплачиваю по привычке наличкой – заранее приготовила 80 тенге без сдачи. Кондуктор выдает талон, который при мне распечатал мобильный валидатор.

Электронное билетирование, внедрить которое в Павлодаре пытаются уже лет пять, именно в трамваях работает без сбоев. Это неудивительно – предприятие государственное, субсидируемое, все сотрудники входят в штат, за сокрытие дохода от продажи билетов здесь строго наказывают, а вот за большую выручку – поощряют. Так что кондукторам в трамваях все равно, как принимать оплату, с безналом даже возни меньше.

В трамвай со мной заходит и молодой человек – наличных у него не оказалось, а вот транспорт­ную карту для оплаты проезда он еще не получил.
– Ну нет, зайцем не проедешь, – улыбаясь, говорит ему кондуктор. – Есть Интернет? Скачивай приложение «Автобус», вот у нас по всему салону развешаны инструкции.

Парень молчаливо кивает в ответ и выполняет все буквально за минуту.



– Готово? Ну, давай пошагово авторизуйся – там только номер телефона нужен. А Kaspi у тебя есть? Отлично. Тогда пополни сразу и оплачивай через QR-код, – настойчиво опекает молодого пассажира совсем немолодая кондуктор. – А уже потом дома можно к приложению привязать банковскую карту, и будешь ее прикладывать. Только учти – банковская карта считается только на мобильном валидаторе – том, который мы в руках с собой носим. И для льготников она не подходит, потому что спишет полную стоимость проезда. Но тебе же не важно, ты же не льготник?

Обучение завершилось успешно – оплата принята. Недолго думая, и я скачала себе это приложение – в нем действительно легко разобраться, теперь буду платить только безналом.

…Продолжаю эксперимент следующим утром. Отказываюсь от привычки ходить пешком и на интервью в административный центр еду на 111-й маршрутке. В этом виде транспорта централизованной системы электронного билетирования нет вообще – никаких тебе стационарных валидаторов, никаких мобильных.

Поток пассажиров, которые заходят на остановке вместе со мной, просто проталкивает в конец салона. Я даже пикнуть не успеваю, что хочу оплатить проезд безналом, как и не успеваю увидеть табличку с номером водителя, куда делать мобильный перевод.

Здесь система такая: скидываешь водителю 100 тенге, потому что это минимальная сумма перевода, а он тебе наличкой дает сдачу, ведь проезд в Павлодаре на общих основаниях стоит 80 тенге, а для детей и пенсионеров – 40. В час пик вся эта возня просто нереальна, ведь водителю же еще и чек нужно показать, а вдруг сунешь ему экран своего смартфона под нос, а он в аварию попадет – за рулем все-таки. Кондукторов в павлодарских маршрутках не было никогда… Пришлось платить наличкой.

Путь назад держу уже другим маршрутом – снова жду автобус, и приходит «единица экспресс». Попутчики, кстати, платят транс­портной картой, прикладывая ее к стационарному валидатору у центральной двери автобуса – кондуктор равнодушно наблюдает. К слову, еще пару месяцев назад эти валидаторы чудесным образом без конца отключались, а обладатели карт притягивали весь возможный негатив со стороны кондуктора. Сейчас как будто попривыкли.

– Хочу оплатить безналом, но транспортной карты у меня нет, есть банковская, привязанная к приложению, дайте, пожалуйста, мобильный валидатор, – прошу кондуктора об одолжении.

Уже и не утренний час пик, и толпы в автобусе нет, но помогать мне никто не планирует.

– Тогда платите через телефон, QR сканируйте, и все, нет у меня мобильного валидатора, – слышу раздраженный ответ.

Мое возражение о том, что сот­ка села на морозе, другого выхода нет, уперлось в громкий крик кондуктора: «Останавливай машину, у нас выходят!»

Признаюсь, я и не сразу сообразила, что это высаживают меня. Продолжать скандал не хотелось, хотя в идеале нужно было бы. И представители фирмы оператора системы, и городские чиновники постоянно говорят павлодарцам: если вам мешают платить так, как вы хотите, звоните в автопарки и в службу поддержки. Но реализовать это непросто: скандалить любят не все, телефонные номера нужно искать, на тебя с ненавис­тью смотрят уже и другие пассажиры, а не дай бог, кто-нибудь присоединяется к разборкам… В общем, вышла я и пошла пешком.

Такими историями пестрят социальные сети: и чаще всего в них попадают либо льготники, либо дети. Справедливости ради стоит сказать: кондукторы также регулярно рассказывают о том, что выявляют поддельные документы (проездные, справки, фотографии на них).

На линии работает контроль
Буквально неделю как в Павлодаре работает контрольно-ревизионная служба, организованная именно фирмой-оператором системы электронного билетирования. Проверяют и кондукторов, и пассажиров.

Пока ходят без полиции, но обе­щают, что вскоре пригласят с собой и правоохранителей. За каждого необилеченного пассажира кондуктора могут оштрафовать на 5 МРП, самого же безбилетника – на 3 МРП. А в Павлодаре даже простых билетиков почти нигде не выдают, не говоря уже о распечатанных мобильным валидатором.

Контрольная служба это только подтвердила: кондукторы просто берут с пассажиров деньги, а на замечания ревизоров «где билет?» отвечают что-то вроде «никому, кроме матери своей, я ничего не должна». В автопарках на них тоже повлиять не могут – в штате эти люди не состоят.

Но и со стороны пассажиров нарушений масса. Мало кто из спецкатегорий возит с собой не только транспортную карту, но и все документы, подтверждающие льготы, а также специальные цветные проездные. Конечно, никто им на слово не верит, да и по правилам: нет документа – плати полную стоимость.

– У нашего контролера с собой специальный мобильный валидатор, который показывает все данные по карте, в том числе, кому она принадлежит. И уже были случаи, когда льготными картами пользовались совсем не те люди, на кого они оформлены, например, из последнего: карту выдали мужчине-«афганцу» как льготнику, а в автобусе с ней попалась женщина, – рассказывает технический директор оператора системы ТОО «Смарт Павлодар ПВ» Талгат Токтаганов.

...Пришла в офис компании, чтобы задать несколько вопросов. Здесь же люди покупают транспортные карты: стоят они 450 тенге, кроме льготных – такие выдают бесплатно по определенному алгоритму, согласованному с госорганами. Кстати, застала скандал и тут: пенсионер очень уж был возмущен, что ему карту нужно покупать. Говорят, недовольных не так много, буквально единицы, но так и за картами приходили тоже далеко не все павлодарцы. Пока есть альтернатива в виде налички, внедрение электронного билетирования наверняка будет буксовать.

Вот и по данным на 2 января, в 350-тысячном Павлодаре оператор реализовал 7 282 стандарт­ные карты, 9 303 школьные, 9 920 пенсионных и 7 719 социаль­ных карт. Кажется, капля в море, но ведь и пользоваться ими получается не везде.

Впрочем, уже сейчас система фактически действует на транс­порте трех крупнейших транс­портных предприятий (пусть местами и с сопротивлением), а потому данные системы доступны в любой момент как для оператора, так и для перевозчиков, и для госструктур.


– Могу показать цифры, которые сейчас отображаются в системе, – продолжает Талгат Токтаганов. – Что я вижу, начиная с полпятого утра, когда вышел первый трамвай на линию, и до 14.53, – на маршрутах сейчас 143 автобуса и трамвая (маршруток пока нет в системе). Через нашу систему за это время прошло больше 883 тысяч тенге. Свыше 465 тысяч из них – это оплата через транспортные карты, 390 тысяч – наличными (когда кондуктор взял деньги и пробил билет через свой мобильный валидатор) и еще 27,5 тысячи тенге прошли через банковские карты. Сколько за это же время прошло через кондукторов неучтенной наличности – не знает никто. Теперь по транзакциям: на это же время было 14 234 пассажира, из которых 10 084 платили по 80 тенге, 2 192 – пенсионеры, 1 182 – льготники, 776 – школьники. Получается, что в нашем случае 71% пассажиров полностью оплатили проезд, чуть более 20% платили по 40 тенге, и только 8% ехали бесплатно.

Конечно, городу нужна полная и детальная аналитика. И дело не только в финансовых составляющих. Например, система позволяет понять до минуты, в какое время на какой остановке какой пассажиропоток, а исходя из этих данных, нужно выстраивать графики движения, выпускать транс­порт определенной вместимости и даже менять маршрутную сеть.

Абсолютно вне системы на данный момент маршрутные такси – это три перевозчика. Оператор системы пока еще даже договоры не заключил с данными фирмами, хотя согласие есть, но тут вмешались и внешние обстоятельства – болезни людей, коронавирус и так далее. И без того затянувшийся процесс к концу не приближается.

Пора бы ускориться
Почему система электронного билетирования забуксовала в Павлодаре, понять можно. На рынке немало частных перевозчиков: в транспортных фирмах водители – по сути, субарендаторы маршрутов, а кондукторы вообще вне официального поля – с большинством из них никаких договорных отношений нет. Сколько они зарабатывали все эти годы – никто сказать не может, как и оценить объективно объем рынка.

Да, в карантинные годы рынок просел, перевозчики схватились за головы, конфликты с льготниками и дачниками обострились. «Мы выживаем и работаем в убыток» – вот главный тезис со стороны водителей и кондукторов последние два года.

Плюс ко всему в городе много лет не было ни одного социально значимого маршрута, а соответственно, не было и субсидий из бюджета по принципу «возишь пассажиров по убыточным, но важным маршрутам – получи поддержку от государства».

Еще один важный момент: большое число льготных категорий. Часть из них перевозят транспорт­ники за свой счет, за других, в том числе и пенсионеров, городской бюджет платит компенсацию. Сложность в том, что без элект­ронного билетирования никто точно не может сказать, сколько на самом деле льготников пользуется общественным транспортом. Все расчеты были усредненными.

Но при этом водители и кондукторы несколько лет и очень громко кричат о том, что в их салонах буквально одни лишь льготники, что платит им город мало. Мало – это сотни миллионов, конечно, на всех. Например, в этом году на такую компенсацию предусмот­рели 468 млн тенге. Но нужно понимать, что деньги идут тем, с кем у городского отдела ЖКХ договорные обязательства, то есть фирмам. До водителей эти деньги не доходят.

Ситуацию усугубила еще и непоследовательность в действиях городских властей: еще в 2015 году, заявив о том, что нужно внедрять электронное билетирование, они несколько раз меняли правила игры. Ну и сами чиновники менялись, и хаос в отрасли становился все более очевидным. Сначала для реализации проекта пригласили одного оператора, то есть фирму, которая бы отвечала за оборудование и программное обеспечение. Часть техники купили за счет бюджета для государственного автопарка (сейчас он уже приватизирован) и государственного трамвайного управления.

После пары лет абсолютно вялого эксперимента появился новый оператор – его так усиленно рекламировали в отделе ЖКХ, что некоторые перевозчики даже обращались в департамент по защите конкуренции, мол, на них давят.

Представьте, какая путаница царит в умах пассажиров: кондукторы ругаются со всеми, требуя наличку, госструктуры сначала убеждали (иногда добровольно-принудительно через коллективы) купить карты одного оператора, потом переключились на второго. В трамваях еще в прошлом году можно было платить всеми возможными картами, в том числе банковскими, плюс через Kaspi QR, в автобусах кое-где принимали только одну транспорт­ную карту, в маршрутных такси вообще ничего, кроме налички, не использовали… И все это сопровож­дается регулярными выступлениями городских властей о том, что Павлодару нужна система электронного билетирования...

В конце прошлого года показалось, что ситуация близка к развязке. Акимат утвердил перечень социально значимых маршрутов, заложил в бюджет на 2022 год 1,7 млрд тенге именно на субсидии (правда, перевозчики давали предварительный расчет в 3 млрд – так они оценили свои убытки от обслуживания этих маршрутов). Взамен на субсидии власти будут требовать от автопарков обновления состава, строгое соблюдение графиков движения и то самое электронное билетирование. А значит, и четкую цифровую статистику – сколько павлодарцев всего ездят в общест­венном транс­порте, сколько из них льготников и бесплатников.

Также шла речь о внедрении дифференцированного тарифа: чтобы поездка при безналичной оплате стоила 80 тенге, а за наличный расчет – 150 тенге. Сейчас, видимо, в связи с президентским запретом на пересмотр тарифов этот вопрос отложен. Но есть немало других, которые предстоит решить.

И самое главное – город наконец убедил перевозчиков, чтобы они сами выбрали единого оператора системы. Сошлись на том самом ТОО «Смарт Павлодар ПВ».
Откровенно говоря, заслуга в «начале порядка» принадлежит нынешнему акиму Павлодара Асаину Байханову, который регулярно отслеживает тему и лично встречается со всеми заинтересованными сторонами. Очередная такая встреча прошла на днях: градоначальник беседовал с самими громкими возмутителями спокойствия – инициативной группой водителей и кондукторов автобусов большого класса, которые являются субарендаторами маршрутов в качестве ИП.

Как сообщил Асаин Байханов, первое, что нужно понять всем, – список льготных категорий граждан, утвержденный в предыдущие годы маслихатом города, пересматриваться не будет.

– Мы не будем сначала предос­тавлять льготу, а потом ее снимать. Но мы гарантируем свое­временное и полное возмещение стоимости проезда за всех граж­дан, имеющих право на льготный проезд, которые реально воспользовались общественным транспортом и провели соответствующую транзакцию путем электронной карты, – пояснил аким Павлодара.

Ну и, конечно, возмещать эти затраты будут именно фирмам, с которыми у отдела ЖКХ есть договор на обслуживание марш­рутов. Это вопрос из юридической плоскости.

– Мы не можем выплачивать компенсацию субарендаторам, так как они не владельцы марш­рутов и у них нет соответствующего договора с акиматом. Здесь нужно отметить, что на основе полученных выплат автобусными парками производилось снижение арендной платы для ИП за использование маршрута. Например, если ранее аренда составляла от 7 000 до 10 000 тенге за день, то после увеличения суммы возмещения со стороны акимата субаренда маршрута для ИП была снижена в два раза. Например, за 22-й маршрут – с 8 000 тенге до 3 900, за 41-й – с 10 000 тенге до 5 100 тенге и так далее, – добавил Асаин Байханов.

Чтобы окончательно расставить все точки на i, аким добавил, что монетизацию льгот (о ней просят не льготники, а кондукторы) вводить не будут, так как это недос­таточно эффективная практика, судя по опыту других городов.

Самый болезненный нюанс – действующий с 2017 года тариф на проезд. Очевидно, что цены на ГСМ и прочие расходные материалы значительно выросли, но в акимате предлагают пока единственное возможное решение – субсидирование. Но, повторюсь, чтобы эти субсидии получить, нужно играть по правилам.

Кстати, одно из этих правил – штатные водители, а не субарендаторы. И сейчас два крупнейших автопарка Павлодара приглашают водителей на таких условиях – оклад от 260 тыс. тенге, сменный график, меньше обязанностей по ремонту и обслуживанию транс­порта. Сказать, что желающих масса, пока нельзя, да и дефицит таких опытных водителей сказался. Многие работали без сменщика, а теперь на один марш­рут нужно два человека. И все же такое предложение очертило хоть какую-то перспективу.

Впрочем, говорить о полном успехе тоже еще рано: в январе город готов был выплатить 230 млн тенге в качестве субсидий для перевозчиков, но ни один из трех автопарков, обслуживающих со­циально значимые маршруты, такой заявки не подавал. Просто потому, что пока не готовы к порядку.

Популярное

Все
В Байсеите родились герои Бреста
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Подвиг на все времена
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
Защищали Отечество, спасая раненых
Имя казахстанца увековечили на Орловщине
Детство, опаленное войной
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
Они освобождали Европу
Спасибо, ветераны, за Победу!
Диорама расскажет о былом
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»
Отцу не было и восемнадцати
Ищем ровесников следы…
Незабываемые огненные годы
На медицинской передовой
Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государства
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Израиль запросил международную помощь в тушении лесных пожаров
Поэты Карагандинской области презентовали в Астане альманах «Летят по небу журавли Победы»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Дату последнего звонка перенесли в школах Казахстана
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в праздничные дни мая
Краснокнижный снежный барс вновь попал в объектив фотоловушки на Алтае
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Праздник музыки: более 30 мероприятий пройдет в рамках международного фестиваля «Опералия»
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Трамп уволил советника по национальной безопасности Майка Уолтца
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика

Читайте также

TurkісSkills-2025: первый чемпионат профмастерства пройдет …
Они освобождали Европу
В Минобороны обратились к казахстанцам
КНБ сделал заявление о фейке в соцсетях

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]