С директором Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества Айнур АБДИРАСИЛКЫЗЫ мы беседуем о направлениях работы нового ведомства и актуальных проблемах в сфере религии.
– Министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев недавно дал подробный анализ предстоящей работы министерства, – отмечает она. – Основными направлениями были названы реализация государственной политики в сфере религии, взаимодействие государства и гражданского общества и государственная молодежная политика. Они взаимосвязаны, точки соприкосновения присутствуют как в рамках законодательства, так и в общественных отношениях.
В первую очередь мы должны понимать, что сфера религии является многофункциональной, переплетающейся со всеми сферами общественной жизни. Религиозная политика регулирует государственно-конфессиональные отношения в целом и религиозные отношения в частности. А субъектами религиозных отношений выступают представители гражданского общества.
Это проявляется в узаконивании разного рода взаимоотношений, начиная с обеспечения свободы вероисповедания до использования гражданами информации религиозного содержания. Нельзя забывать и необходимости непротиворечия религиозных вероубеждений граждан с их обязательствами перед государством.
– Айнур Абдирасилкызы, одной из актуальных тем в сфере религии на сегодняшний день можно назвать комплекс мероприятий, проводимых в Актюбинской области. Какова роль Министерства по делам религий и гражданского общества в этом проекте?
– Как известно, в Актобе к работе приступила большая группа специалистов, состоящая из руководителей и сотрудников заинтересованных государственных органов в рамках проекта «Противодействие экстремизму и терроризму в Актюбинской области». Следует отметить, что этот проект – закономерное продолжение проводимой до этого масштабной работы. Он нацелен на достижение в кратчайшие сроки значительных результатов. Министерство по делам религий и гражданского общества руководит несколькими направлениями проекта.
Первое – масштабная информационно-разъяснительная деятельность. Создано 5 рабочих подгрупп. Первая проводит информационно-разъяснительную работу с широкими слоями населения Актюбинской области, вторая – с женской аудиторией, в частности по профилактике экстремистской идеологии, а также дерадикализации лиц, попавших под влияние радикальной идеологии. В центре внимания третьей подгруппы – приверженцы нетрадиционных религиозных течений. Специалисты четвертой работают в исправительной системе области с лицами, отбывающими наказание. Пятая подгруппа занимается со свободными верующими, то есть джамаатами в мечетях региона.
В рамках второго направления проекта представители министерства тесно сотрудничают со специалистами Духовного управления мусульман Казахстана.
– Вы возглавляете группу по работе с женской аудиторией. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Перед началом реализации системных проектов подготавливается методика работы. Так, к командировке в Актобе нами разработаны «Методические рекомендации по профилактике распространения радикальной идеологии среди женской аудитории и дерадикализации приверженцев деструктивных религиозных течений» и «Сборник материалов по вопросам проведения работы с женской аудиторией», которые помогают и в теоретическом, и в практическом плане.
Мы ориентируемся на три сегмента женской аудитории. Первый – аудитория государственных учреждений: ученики, студенты, учителя-преподаватели, сотрудники государственных органов. Здесь в основном речь идет о профилактике экстремистской идеологии. Мы информируем о современной религиозной ситуации, о вредоносной сущности идеологии нетрадиционных религиозных течений, о мерах профилактики экстремизма и терроризма.
Вторая целевая группа –джамаат мечети и местное население. Здесь много девушек и женщин, посещающих курсы повышения религиозной грамотности. Их в основном интересуют вопросы, относящиеся к повседневной религиозной жизни. Этой аудитории свойственны традиционные религиозные взгляды и осведомленность в положениях религии. Члены рабочей группы предоставляют всестороннюю информацию о положениях светского законодательства, отвечают на вопросы.
Третья группа – женщины, попавшие под влияние нетрадиционных религиозных течений. С ними проводятся индивидуальные встречи, беседы, в ходе которых определяется направление их вероубеждения, составляется психологический и теологический портреты. Фиксируем все имеющиеся социальные проблемы, пытаемся найти пути решения. Также специалисты дают необходимую религиозно-правовую информацию и консультации. Индивидуальные (адресные) работы обычно проводятся несколько раз, в случаях необходимости – на протяжении длительного времени, тогда ее продолжают местные специалисты, которым мы даем конкретные рекомендации.
– Несомненно, что для столь ответственной работы требуются специалисты высокой компетентности.
– Они есть, причем из разных регионов страны. В их числе следует особо отметить директора Центра изучения религиозных проблем Восточно-Казахстанской области Индиру Беркимбаеву, директора Центра анализа и развития межконфессиональных отношений Павлодарской области Гульназ Раздыкову. Они имеют огромный опыт.
Большую часть работы взяли на себя женщины-теологи ДУМК: это преподаватель курса повышения религиозной грамотности мечети «Хазрет Султан» г. Астаны, заведующая сектором девушек-женщин ДУМК Акбопе Тилегенова, преподаватель курса повышения религиозной грамотности мечети Халифа Алтай г. Усть-Каменогорска Талшын Кожахметова, преподаватель курса повышения религиозной грамотности мечети Хибатулла Тарази г. Тараза Зейнеп Усенова, преподаватель курса повышения религиозной грамотности мечети Машхура Жусупа г. Павлодара Карлыгаш Талканбаева.
Организационными вопросами занимается начальник отдела информационно-разъяснительной и реабилитационной работы информационно-аналитического центра «Ансар» Актюбинской области Максат Кудайберген, документацией и отчетностью – специалисты нашего центра.
Отмечу, что возложенные на членов группы задачи не из легких. График работы непостоянен, иногда приходится проводить адресные встречи в ночное время. До сегодняшнего дня группа успела побывать в Алгинском, Мугалжарском и Шалкарском районах Актюбинской области. В следующей декаде запланировано охватить Темирский и Хромтауский районы. Работа продлится до конца октября.
Если говорить о цифрах, то за 20 дней группа провела 43 мероприятия с общим охватом 1 156 человек. Адресной работой было охвачено 202 жителя.
– За короткий период достигнуты немалые результаты, которые позволяют делать определенные выводы. Что бы вы отметили особо, какие тенденции обозначили?
– Как и в других регионах Казахстана, в Актюбинской области отмечается повышение уровня саморадикализации. Некоторые девушки, относящиеся к категории приверженцев нетрадиционных религиозных течений, знают и признают, что традиционным для Казахстана является ханафитский мазхаб. Однако сами даже не подозревают о том, что их воззрения и религиозная практика успели сформироваться на основе идеологии нетрадиционного религиозного течения. Как правило, такие личности не относятся к какому-либо джамаату, религиозную информацию ищут самостоятельно, в основном слушают проповеди в Интернете. Большинство из них – студенческая молодежь.
Данная ситуация подтверждает то, что в нашем информационном пространстве преобладает информация, относящаяся к идеологии нетрадиционного религиозного течения. Она доступна для интернет-пользователя. И одной из самых эффективных мер по профилактике экстремизма должен стать мониторинг информационного пространства. Утешает тот факт, что такие лица относятся к группе, которая имеет высокую степень вероятности переубеждения во взглядах, если с ними на постоянной основе ведется разъяснительная работа.
Вторым тревожным моментом является то, что сегодня наблюдается тенденция активного проявления в стране феминизации экстремизма, возросшего в результате современной глобальной религиозной ситуации.
На глобальном уровне данный феномен видится в росте количества женщин среди членов радикальных группировок; активном участии женщин в информационно-пропагандистской работе в интернет-пространстве, в частности в социальных сетях; использовании женщин в качестве военной силы; участии женщин в оказании помощи раненым в зонах боевых действий; использовании женщин в качестве лиц, оказывающих интимные услуги в рамках ложного призыва к «сексуальному джихаду»; воспитание женщинами нового поколения с радикальным воззрением.
Для явления феминизации экстремизма в Казахстане характерна специфическая особенность, что еще раз подтвердил анализ нашей деятельности в Актобе. По причине менталитета населения и конкретных жизненных ситуаций у привержениц женского джамаата нетрадиционных религиозных взглядов на первом месте стоит роль в семье.
– Выделите, пожалуйста, важные аспекты этого явления.
– Во-первых, следующие указаниям супругов последовательницы нетрадиционных джамаатов принимают непосредственное участие в воспитании детей, ограничивая в определенной степени их права и свободы, воспитывая их в рамках нетрадиционных взглядов. Это отражается в таких негативных моментах, как принуждение дочерей к ношению хиджаба, непосещение детьми некоторых школьных предметов (самопознание, биология (анатомия и физиология), рисование), кружков по физической культуре, искусству и танцам, отказ от вакцинации...
Во-вторых, членам обособленного (салафитского) джамаата свойственна идеализация образа жизни, основанного на крайних взглядах сторонников нетрадиционного религиозного течения. Существует неприятие светского образа жизни и светского воспитания, отрицаются положения ДУМК, расходящиеся с их собственными воззрениями. Формируются критические взгляды, отрицающие положения светского государства, не основывающегося на принципах шариата. Роль женщины в этих процессах, к сожалению, велика.
В-третьих, жены осужденных за религиозный экстремизм играют основную роль в продолжении и развитии связи супруга, находящегося в тюрьме, с джамаатом. Этому способствует постоянная материальная помощь представителей джамаатов нетрадиционных религиозных течений членам семьи заключенного. Кроме того, воспринимая себя и свои семьи в качестве пострадавших от законодательства светского государства, они преподносят светскую систему в качестве несправедливой и пропагандируют соответствующие взгляды в отношении светских принципов государства. В значительной доле в вышеназванных действиях участвуют жены выехавших в зону военных конфликтов на территории Сирии.
В результате вовлечения в деструктивную идеологию вероятность появления крайних религиозных взглядов, перерастающих в конкретные действия, у женщин значительно выше, чем у мужчин. Данные особенности используются заинтересованными сторонами в целях распространения радикальной идеологии, вследствие чего усиливается феминизация экстремизма.
– Что же необходимо делать в частности при работе с женской аудиторией?
– Повторю снова: основные усилия необходимо сконцентрировать на информационно-разъяснительной деятельности по профилактике религиозного экстремизма и терроризма, информировании о негативной сущности нетрадиционной идеологии, а также на формировании у граждан иммунитета против идей нетрадиционных течений. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания граждан, которые не подверглись влиянию радикальной идеологии.
На основе конкретного опыта есть основание утверждать, что взаимодействие представителей государственных структур и гражданского общества в Актюбинской области, а также проводимые на целевой и системной основе масштабные мероприятия могут способствовать преодолению феминизации экстремизма.