Истоки казахстанского конституционализма

3031
Аманжол Нурмагамбетов, член Конституционного совета РК

Конституционализм любого государства не создается в одночасье, а имеет глубокие исторические корни, и наша страна в этом плане – не исключение. Так, неотъемлемой составляющей функционирования казахского общества в течение многих столетий вплоть до начала ХХ века являлось обычное право, которое поэтапно сформировалось в недрах кочевой цивилизации на территории Казахстана.

Начиная с XVI века, неоднократно предпринимались попытки кодифицировать основные положения обычного права. К ним относятся "Қасым ханның қасқа жолы", "Есім ханның ескі жолы" и, конечно, составленный знаменитыми биями в эпоху правления Тәуке хана "Жеті жарғы".

К сожалению, вышеназванные кодифицированные акты не сохранились в полном объеме, однако и при анализе имеющихся данных можно прийти к выводу о наличии элементов конституционализма в ранний период становления государственности казахов. В частности, в "Жеті жарғы" были закреплены нормы, регулирующие право собственности на пастбища и водоемы, семейно-брачные отношения, имущественные и личные права вдов и сирот, другие положения, оказавшие огромное влияние на развитие кочевого хозяйства, способствующие всестороннему обеспечению прав соплеменников, особенно социально незащищенных членов общества.

Уместно отметить, что после присоединения Казахстана к России царская администрация в течение длительного времени стремилась заменить обычное право российским законодательством, но данный замысел в полной мере так и не был реализован вплоть до крушения царизма.

Российская империя, в составе которой Казахстан находился около двух веков, имеет свою насыщенную, противоречивую историю становления и развития конституционализма. В частности, на разных этапах здесь предпринимались попытки по ограничению верховной, царской власти конституцией, закреплению демократического государственного устройства. При этом идеи конституционализма зачастую выдвигались как передовой частью правящего класса России, так и самими самодержцами. Известны попытки начать конституционную реформу М. Сперанским, декабристами, а император Александр I дважды намеревался принять Конституцию, но безуспешно.

Начало ХХ века для многонацио­нальной России ознаменовалось массовыми протестами рабочих и крестьян против царской политики, ростом национально-освободительного движения на окраинах империи. В этих условиях царь вынужден был пойти на уступки и согласиться на провозглашение политических свобод и принятие мер по совершенствованию государственного устройства. Несмотря на то что полноценная конституционная реформа не была осуществлена, учреждение Государственной Думы, а также издание Свода основных государственных законов, согласно которому "государь император осуществлял законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой", стало новым этапом становления конституционализма в Российской империи.

Избранные от казахского населения депутаты Государственной Думы А. Букейханов, Б. Каратаев, Ш. Кожагулов и другие широко использовали депутатские мандаты для защиты коренных интересов своих избирателей, выступали против изъятия земель у казахского населения.

В результате свержения в 1917 году царского самодержавия и установления советской власти на большей части бывшей Российской империи все проживавшие на этой огромной территории народы были вовлечены в ломку прежнего государственного аппарата и в строительство социалистического государства. В этом аспекте примечательна программа партии "Алаш", разработанная А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым и другими и опубликованная в газете «Қазақ» 21 ноября 1917 года.

Согласно ей, Россия должна была стать демократической федеративной республикой. Каждое отдельное государство в ней автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное собрание, в промежутках – Президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной Думой.

Президент управляет через Совет министров, ответственен перед Учредительным собранием и Государственной Думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной Думы, которой принадлежит право контроля над Правительством. Правом выбора пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым, равным и тайным голосованием.

Программа "Алаш" предусмат­ривала равноправие, неприкосновенность личности и свободу слова, печати и союзов. Взимание налогов должно было происходить по степени богатства и имущественного состояния: богатый платит больше, бедный – меньше. Кроме того, по наиболее сложным вопросам предлагалось учитывать интересы коренных жителей.

Так, при выработке земельного закона в основу должно было ложиться наделение землей в первую очередь туземцев (коренных жителей) и только затем переселенцев-крестьян. К сожалению, этот документ партии "Алаш" не был воспринят советской властью. Между тем его прогрессивность налицо. Как отметил Президент Казахстана Н. Назарбаев, программа несла в себе больше конституционализма, нежели все конституции советской модификации.

Согласно первой Конституции РСФСР 1918 года, Советская Российская Республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. В Основном законе закреплялось положение о том, что советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы.

Декретом ВЦИК и СНК Российской Федерации от 26 августа 1920 года была образована Автономная Киргизская (Казахская) Советская Республика как часть РСФСР, органом управления которой являлись местные Советы депутатов, ЦИК и СНК. Учрежденные органы управления подчинялись непосредственно центральным органам РСФСР.

Историческая значимость вышеназванного Декрета для Казахстана заключалось в том, что, во-первых, были очерчены административно-территориальные границы с преимущественным проживанием казахского населения, которые составили территорию созданной автономной республики. Во-вторых, Казахстан приобретал основу самостоятельного экономического и культурного возрождения, а также начальный опыт государственного строительства в новых условиях.

Кстати, в 1926 году был разработан проект Конституции Казахской Автономной Социалистической Советской Республики, и ЦИК республики даже принял его, но центральная власть не утвердила Основной закон, хотя ничего нового, выходящего за рамки положений Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 26 августа 1920 года, в нем не было.

При исследовании историографии конституционализма недостаточное внимание уделяется Конституции СССР 1924 года, которая по праву считается конституционным оформ­лением образованного в 1922 году Советского Союза, в состав которого вошли РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Азербайджан, Армения, Грузия). Основу данной Конституции составили Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании СССР.

В Конституции закреплялись предметы ведения верховных органов власти СССР, суверенные права союзных республик и конкретные полномочия органов государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик. При этом было зафиксировано, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно.

В Конституции указывалось, что за каждой из республик сохраняется право свободного выхода из Союза. Такое право было закреплено и в других советских конституциях. Однако вряд ли руководители СССР, устанавливая такую конституционную норму, воспринимали ее всерьез. Они прекрасно понимали, что в тех условиях выйти из состава СССР было нереально, что и подтвердилось в последующем на практике. Вместе с тем данное конституционное положение осуществилось в полной мере в начале 90-х годов прошлого столетия при распаде Советского Союза.

Новый этап становления конституционализма в Казахстане непосредственно связан с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР, в соответствии с которой наша республика обрела статус союзной республики.

Согласно установке И. Сталина союзная республика должна была граничить с сопредельными государствами, а также иметь значительную, компактно заселенную численность коренного населения. Этим требованиям Казахстан соответствовал, несмотря на гибель миллионов казахов во время насильственной коллективизации и массового голода в начале 30-х годов.

Конституция Казахской ССР 1937 года юридически закрепила политическую и экономическую основу, общественное и государственное устройство республики, высшие и местные органы государственной власти и управления, статус суда и прокуратуры, избирательную систему, а также основные права и обязанности граждан.

Казахстанцы искренне и исключительно доброжелательно восприняли первую в истории республики Конституцию. К примеру, выборы в Верховный Совет Казахской ССР первого созыва в марте 1938 года прошли при беспрецедентной активности избирателей, что вполне объяснимо, так как стиснутое в тис­ках тоталитаризма и задавленное массовыми политическими репрессиями население остро нуждалось в демократических свободах.

К сожалению, Основной закон не стал правовой базой демократических реформ в стране. Следует сказать, что он априори не мог быть таковым, так как в Конституции отсутствовали классический четко выраженный принцип разделения властей, система сдержек и противовесов и так далее. В политическую основу Конституции был заложен ленинский принцип функционирования совета как "работающей корпорации" посредством закреп­ления статьи о том, что вся власть в Казахской ССР принадлежит трудящимся в лице Советов депутатов трудящихся.

Однако весь парадокс заключался в том, что реальная власть во всей своей полноте давно принадлежала компартии, которая, согласно Конституции Казахской ССР 1937 года, являлась передовым отрядом трудящихся и руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. Таким образом, Основной закон юридически оформил приоритет директивных документов единственной партии над законами.

Именно в тридцатые годы под лозунгом усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму миллионы наших соотечественников, зачастую по надуманным обвинениям, направлялись в лагеря, на крупнейшие стройки советских пятилеток, где нещадно эксплуатировались. Зажиточная часть крестьянства (кулаки, баи) была ликвидирована как класс, а вступившие в колхоз крестьяне в течение нескольких десятилетий находились в полукрепостническом состоянии, так как большинству из них не выдавались паспорта, не предоставлялся минимум материального обеспечения, предусмотренный Конституцией, и многое другое.

Конституция Казахской ССР 1978 года не внесла концептуальных новаций в конституционное строительство, несмотря на существенную либерализацию многих сфер жизни общества и государства.

Мировая история показывает, что любая империя и тоталитарные режимы рано или поздно рушатся. Стагнация советской административно-командной системы стала особенно заметной к середине 80 годов ХХ века. Инициированная М. Горбачевым перестройка лишь ускорила распад СССР. Одним из характерных моментов того времени был, не без оснований, все возрас­тающий правовой нигилизм, в том числе и в отношении Конституции.

Безусловно, конституции советского периода не были актами прямого действия и в немалой степени носили декларативный характер, в результате большинство людей к ним были равнодушны. Однако именно Конституция СССР и конституции союзных республик обеспечили юридическое оформление административно-территориальных границ, раздела госсобственности и, в конечном счете, суверенитет вновь образованных государств. Благодаря этому наряду со взвешенной, дальновидной политикой большинства лидеров СССР и союзных республик удалось избежать "балканизации", кровавых сценариев, нередко сопутствующих распаду империи.

Важной вехой в общественной жизни советского народа накануне развала СССР стало внесение изменений и дополнений в Конституцию СССР, затем и в конституции союзных республик, связанные, в частности, с либерализацией избирательной системы, совершенствованием органов государственной власти. В итоге впервые в истории казахстанского парламентаризма депутатский корпус Верховного Совета ХII созыва был избран на альтернативной основе.

Судьбоносным для Казахстана событием стало принятие Закона Казахской ССР от 24 апреля 1990 года "Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон)" и избрание первого Президента страны Н. Назарбаева. Это правовое решение на пороге независимости обеспечило устойчивость и преемственность государственной власти в республике, создание в той непростой обстановке основ экономического и политического суверенитета.

По инициативе Нурсултана Назарбаева 25 октября 1990 года Верховным Советом была принята Декларация "О государственном суверенитете Казахской ССР", положившая начало новому этапу развития конституционализма в нашей стране. По содержанию данный документ был ориентирован на полный государственный суверенитет. Он предусматривал, что Казахстан в будущем самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социально-культурным строительством в республике, а также ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов власти и управления, закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Затем был принят ряд законов по изменению действующей Конституции. 1 декабря 1991 года прошли первые всенародные выборы Президента страны, когда 98,78% избирателей проголосовали за Нурсултана Назарбаева. Венцом законотворчества того периода стало принятие 16 декабря 1991 года Конституционного Закона "О государственной независимости Рес­публики Казахстан".

Вместе с тем было ясно, что необходима конституционная реформа, способная адекватно регулировать общественные отношения в новых условиях. Еще до обретения независимости была создана конституционная комиссия под непосредственным патронажем Верховного Совета. Итогом двухлетней напряженной работы стало принятие 28 января 1993 года первой Конституции независимого Казахстана.

При всей своей внешней демократичности новая Конституция таила в себе немало противоречий, нестыковок, которые рано или поздно привели бы к противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти. При обзоре истории советов как атрибута прежней государственной системы следует обратить внимание на трансформацию этого органа народовластия. Советы возникли в России во время революции 1905–1907 годов и были символом революционного рабочего движения. Как известно, большевики пришли к власти под лозунгом "Вся власть Советам", но к реальной власти сами советы допущены не были.

В то же время они, как неотъемлемая часть государственной машины, выполняли представительские функции и многие десятилетия верно служили интересам компартии. Однако значимость советов в общественно-политической жизни СССР существенно выросла в связи с внесением изменений в избирательную систему, проведением на демократической волне и на альтернативной основе выборов депутатов Верховного Совета СССР и верховных советов союзных рес­публик. Эти события происходили накануне распада Советского Союза, и по мере ослабления былой мощи компартии влияние советов всех уровней усиливалось, и они на переломном этапе нашей недавней истории сыграли позитивную роль.

Так, Верховный Совет Респуб­лики Казахстан ХII созыва создал адекватную законодательную базу и тем самым обеспечил правовое оформление основ политического и экономического суверенитета. Однако первые шаги формирования государственности в постсоветском Казахстане подтвердили опасения в том, что Верховный Совет не впишется в новые реалии.

Конечно, оптимальным выходом было бы самораспуститься, но этого не случилось. Даже при принятии Конституции 1993 года в переходных положениях была закреплена норма, предусматривающая осуществление Верховным Советом полномочий до истечения срока, на который он был избран. Между тем возникал вопрос о легитимности части депутатов.

Дело в том, что ряд депутатов Верховного Совета ХII созыва был избран от общественных объединений – компартии, комсомола, профсоюзов, кооперативных организаций и множества более мелких общественных объединений. Большинство из них при смене государственности канули в Лету, и, естественно, возникал вопрос, а чьи наказы будут выполнять депутаты, делегированные от прекративших свою деятельность общественных объединений? Кроме того, состав Верховного Совета был громоздким. Решение многих вопросов, связанных с законотворчеством, а также иными, входившими в его компетенцию, проходили нередко в бесплодных дискуссиях, между тем встающая на ноги республика крайне нуждалась в оперативном решении возникающих проблем.

Это видели многие, в том числе и депутаты советов разных уровней. Поэтому самороспуск депутатов Алатауского районного совета народных депутатов Алматы в конце 1993 года, а затем "триумфальный" самороспуск советов всех уровней, включая Верховный Совет ХII созыва, были с пониманием восприняты казахстанским обществом.

Верховный Совет ХIII созыва был избран согласно Конституции 1993 года и нового выборного законодательства. При этом депутаты выполняли свои полномочия на профессиональной основе. Однако в марте 1995 года, согласно постановлению Конституционного суда Республики Казахстан, Верховный Совет ХIII созыва был признан нелегитимным и распущен.

Анализ становления конституционализма в первые годы после обретения республикой государственности подтвердил приверженность нашей страны демократическим ценностям. Вместе с тем необходимо было определиться с формой правления, соблюдая, безусловно, принцип единства государственной власти, не допуская смешения полномочий субъектов государственной власти и управления, более четко закрепить права и свободы человека, осуществить административную и судебную реформы и так далее.

Конституция 1993 года не решала эти проблемы. Поэтому требовалась либо модернизация действующего Основного закона, либо принятие нового. Казахстанцы выбрали второй вариант, выразив свою волю на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. С этого времени берет начало новый этап становления Казахстанского конституционализма, согласно которому во главу угла ставятся общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа и казахстанский патриотизм.

55e0c9d868f431440795096.jpg

Популярное

Все
Вплавь покоряя моря и проливы
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спасатели, но и врачи
Ежедневно тысячи жизней спасают неравнодушные люди
Уральскую ТЭЦ отремонтируют без посредников
Овсянка, сэр!
Удовлетворенных исков граждан к госорганам стало в четыре раза больше
Стихия разрушила и... «запустила» строительство микрорайона
Сумма возвращенных государству активов превысила 1,7 триллиона тенге
Ледовый дворец возвращается в собственность города
Как популяризировать образ человека труда
Обеспечение верховенства права – приоритет справедливого государства
Партия «Ауыл»: ставка на молодежь
Улучшая рыночную среду
Вернуть землю государству
В Западно-Казахстанской области открыто около 500 новых спортивных секций
Аида Балаева высказалась о провокационном ролике в соцсетях
Театр завершил сезон премьерой
Сыр и кефир вопреки дефициту
Сауле Казыбаева: «К плодово-ягодной отрасли привыкли относиться как к делу второстепенному»
В Каспийском море спасли двух человек
Преодоление. Пять лет созидания
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Признать БВУ соучастниками мошеннических схем предлагают юристы
Семейный психолог, руководитель психологического центра и НПО «Мое возрождение» Альвина ЮСУПОВА говорит о том, как сохранить семью
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Строительство водопроводов затягивается в Костанайской области
Остановка по требованию аудита
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Очередную водную блокаду терпят жители многострадального села Жанатурмыс
Президент Казахстана выступил на казахско-корейском бизнес-форуме
Выставку «Ұлы дала алтыны» посетили президенты Казахстана и Кореи
Больница начинается с приемного покоя
За годы работы частный судебный исполнитель высудил у должников более одного миллиарда тенге
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Совместное заседание палат парламента пройдет 14 июня
Отряд «Жасыл ел» привлекут к строительству домов для пострадавших от паводков
Семнадцать видов вторсырья принимали на экоакции, посвященной Всемирному дню окружающей среды
20 процентов или шанс на жизнь?
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
У Казахстана уникальный культурный код

Читайте также

Обеспечить кибербезопасность на самом высоком уровне
Новоселов в регионе станет больше
Шымкентская республиканская школа «Жас улан» отмечает юбилей
Сыр и кефир вопреки дефициту

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]