Формирование правовой информации: уникальность казахстанской моделиВ этом году Казахстан отмечает 30-летие со дня обретения Независимости. Одним из правовых институтов, успешно функционирующих все это время, является Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Об истории создания этой структуры и его влиянии на правовые реформы рассказывает председатель комитета Сабит Нурлыбай.
–
Сабит Нурлыбаевич, какие исторические предпосылки привели к созданию Комитета по правовой статистике и специальным учетам?– В период начала независимости в стране наблюдалась тенденция роста преступности, активной миграции, преобладал межрегиональный характер организованности преступников. Это требовало от руководства страны новых подходов к обеспечению безопасности граждан и государства.
Ключевым звеном в решении данного вопроса как тогда, так и сейчас была полная и достоверная уголовно-правовая статистика, которая отражает динамику и характер преступности с учетом реальной социально-экономической ситуации в обществе. Действующие в системе ГСК и МВД центры криминальной информации осуществляли информационное обеспечение этих ведомств.
Отсутствие координации и согласованности в формировании статистики правоохранительных и судебных органов отрицательно сказывалось на общем использовании статданных о преступности, раскрываемости, работе органов следствия и дознания, судов и правильной оценке деятельности этих органов. В связи c этим Совет безопасности высказал мнение о необходимости выведения уголовно-правовой статистики из заинтересованных ведомств и предложил руководству страны образовать Центр правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре страны. Таким образом, передача правовой статистики надзорному органу явилась важным этапом правовой реформы. Сейчас, уже приближаясь к 25-летию с момента передачи правовой статистики в органы прокуратуры, можно с уверенностью утверждать о важности и правильности данного решения.
Центру в новых организационных условиях удалось создать систему статистической отчетности, последовательно охватывающую весь цикл уголовного процесса. Все усилия были направлены на обеспечение руководства страны реальной картиной о преступности, что позволило принимать дальнейшие меры по укреплению безопасности.
Следующим этапом стало подписание Первым Президентом – Елбасы 28 марта 2003 года Указа об образовании Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. При этом была изменена вертикаль подчинения территориальных органов комитета, которые уже не входили в состав областных прокуратур, а стали самостоятельными.
Изначально к компетенции комитета относилось формирование правовой статистики только в уголовной сфере, в последующем функции были расширены с охватом гражданской и административной сфер, а также введены дополнительные учеты в межотраслевых сферах. В декабре 2003 года был принят Закон «О государственной правовой статистике и специальных учетах», которым определены статус, задачи и функции уполномоченного органа в сфере правовой статистики, а также перечень ее субъектов, в число которых вошли правоохранительные органы, судебные и иные государственные органы, обязанные в соответствии с законодательством предоставлять правовую статистическую информацию.
Основными задачами комитета определены: эффективное и достаточное информационное обеспечение государственных органов, физических и юридических лиц о состоянии законности и правопорядка в стране, а также постоянное совершенствование и развитие государственной правовой информационной статистической системы. С этого периода комитет как единый источник полной и достоверной информации о правовых явлениях в стране стал обеспечивать Администрацию Президента, Совет безопасности, Правительство, правоохранительные, судебные и другие государственные органы официальными статданными о состоянии борьбы с преступностью и правонарушениями, коррупцией, наркоманией, о рассмотрении обращений граждан, проведении проверок бизнеса, рассмотрении дел в судах и соблюдении законности в стране в целом.
Следующий период развития с 2004 по 2009 год – это начало процесса автоматизации. Правительством страны была принята среднесрочная Программа развития, предусматривающая комплексное материально-техническое перевооружение и внедрение современных информационных систем на
2005–2007 годы. Она придала мощный импульс совершенствованию государственной правовой информационной статистической системы республики и позволила создать актуальную и современную базу для всех наших последующих инноваций.
Необходимо отметить, что с 1997 по 2011 год формирование статистики осуществлялось вручную путем введения в системы первичных учетных документов, представленных субъектами в бумажном варианте. Поэтому в 2011 году комитетом была внедрена электронная регистрация заявлений в органах уголовного преследования. Это позволило существенно увеличить оперативность рассмотрения заявлений, сократить остаток неразрешенных заявлений, стимулируя более качественную, полную и объективную их проверку.
В целях пресечения укрытия преступлений в стране была введена уголовная ответственность за это сотрудников органов уголовного преследования. В Законе «О правоохранительной службе» была предусмотрена ответственность руководителя в виде увольнения за непринятие мер по недопущению укрытия преступлений.
–
Какие страны бывшего СССР, помимо Казахстана, пошли по пути передачи правовой статистики в ведение прокуратуры? – Аналогов комитету на постсоветском пространстве долгие годы не имелось. Преобразование института правовой статистики, в том числе ведение специальных учетов путем передачи полномочий органам прокуратуры, было осуществлено только в Казахстане. Наш опыт изучается коллегами, как из постсоветских стран, так и дальнего зарубежья. Из-за схожести правовых систем сравнительно недавно в России, Кыргызстане, Узбекистане и Украине правовая статистика была передана в ведение органов прокуратуры. В этих странах это направление правоохранительной деятельности находится на стадии становления.
По словам экспертов ООН, единая правовая статистика Казахстана – это эффективный инструмент контроля преступности. В целях интеграции в международную информационную систему мы также осуществляем международное сотрудничество и взаимный обмен информацией с другими государствами. Обеспечивается взаимодействие с Межгосударственным информационным банком Главного информационно-аналитического центра МВД России, Евростатом и Бюро по статистике Министерства юстиции США. Также комитет является национальным контактным центром в сфере борьбы с преступлениями на почве ненависти и представляет Казахстан на встречах, организованных ОБСЕ и ОЭСР.
–
Конституцией нашей страны каждому гражданину Республики Казахстан гарантировано право на собственность, свободу предпринимательской деятельности. Какая работа ведется комитетом по защите прав предпринимателей?– Учет проверок предпринимателей органами контроля и надзора, их регистрация являются одним из видов специальных учетов комитета. При этом с 2003 года комитет имеет право отказать в регистрации незаконной проверки, что является реальным механизмом по защите конституционных прав и обеспечению свободы предпринимательской деятельности.
С 2014 года комитет осуществляет функции координации проверок, что позволило навести порядок в критериях риска, по которым оценивали необходимость проверок предпринимателей, исключить абсурдные требования проверяющих органов, тем самым снизить давление на бизнес. В целях выполнения этих полномочий с 2019 года функционирует информационная система «Единый реестр субъектов и объектов проверок» (ЕРСОП), в которой автоматизирован механизм осуществления проверок субъектов бизнеса.
Весь процесс от назначения проверок до формирования графиков проверок, включая продление, приостановление, возобновление, вынесение акта о результатах и предписание о выявленных нарушениях, формируется в электронном формате. ЕРСОП обеспечил прозрачность государственного контроля и надзора, сократил коррупционные риски и субъективный подход при назначении проверок. При этом и сам предприниматель заранее узнает о назначенных проверках, при несогласии с этим или с результатами проверки может обжаловать действия проверяющих посредством мобильного приложения системы ЕРСОП – Qamqor для предпринимателей «Бизнес тірегі». Результаты этой работы существенны.
–
Сабит Нурлыбаевич, какая роль отведена комитету Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, введенными в действие с 1 января 2015 года?– Любое досудебное расследование начинается с момента регистрации факта в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), в котором каждый день работают оперативно-следственные сотрудники, прокуроры, фиксируются следственные действия и принимаемые процессуальные решения. Комитет является администратором и оператором ЕРДР. С 2015 года, с момента вступления в силу действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства система ЕРДР постоянно совершенствовалась. Созданные в системе функционалы стали основой для перевода досудебного расследования в электронный формат.
С 2018 года в ЕРДР функционирует модуль электронного уголовного дела. То есть следственные действия и процессуальные решения оформляются непосредственно в ЕРДР на основании электронных шаблонов документов и подписываются электронной цифровой подписью должностного лица. После этого исправить или заменить такие документы невозможно.
Электронная процедура расследования уголовных дел уже стала повседневной практикой в работе органов досудебного расследования. Если вначале в электронном формате расследовалось только 5% дел, то на сегодня их доля составляет почти 75,5%.
В ЕРДР создан функционал SMS-оповещений, который уведомляет заявителя о принятых решениях органами следствия по результатам рассмотрения его заявления. В случае несогласия с данным решением заявитель может обратиться с жалобой к прокурору. Реализован механизм дистанционного рассмотрения судами ходатайств о санкционировании содержания лиц под стражей. Это позволяет исключить риски побега преступников, сэкономить бюджетные средства и кадровые ресурсы на конвоирование и оптимизировать процессуальное время.
В соответствии с Планом нации создан интернет-портал «Карта уголовных правонарушений». Сведения на карту передаются из ЕРДР. Граждане наглядно могут видеть криминогенные места, могут выбрать наиболее безопасные районы для проживания, полиция – выстраивать маршруты патрулирования, а исполнительные органы – принимать меры по благоустройству и обеспечению общественной безопасности. Это также позволяет общественности не только контролировать работу правоохранительных и других государственных органов по профилактике преступности, но и принимать активное участие в обеспечении правопорядка.
–
Одно из важнейших направлений развития страны –
это цифровизация, в том числе и в правоохранительном блоке. Какую задачу выполняет комитет по внедрению передовых цифровых технологий?– В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» мы реализуем цифровые проекты: «Электронное уголовное дело», «Единый реестр административных правонарушений», «Единый реестр субъектов и объектов проверок», «Аналитический центр» и совместно с Министерством цифрового развития и аэрокосмической промышленности проект «Электронные обращения».
Про электронное уголовное дело и Единый реестр субъектов и объектов проверок я уже отметил выше. Что касается проекта ЕРАП «Единый реестр административных производств», комитет приступил к оцифровке всего процесса привлечения к административной ответственности.
Поэтапная автоматизация процессов вывела из тени скрытые правонарушения, которые раньше не фиксировались. Если в 2010 году по стране регистрировалось около трех миллионов правонарушений, то к 2015 году их количество возросло до четырех миллионов, а по итогам 2020 года и 10 месяцев текущего года – свыше семи миллионов административных правонарушений.
Эта статистика не означает, что граждане стали меньше соблюдать правопорядок и больше совершать правонарушения. Повсеместное внедрение средств видеофиксации явилось одним из эффективных инструментов для соблюдения принципа «неотвратимости наказания». Нарушения незамедлительно попадают в процессинговый центр ЕРАП для обработки и оформления предписания о необходимости уплаты штрафа с автоматическим направлением SMS-уведомления о порядке сокращенного производства.
В ЕРАП интегрированы 19 банков второго уровня и Казпочта. Это дало возможность реализовать в мобильных приложениях банков второго уровня функционал по оплате административных штрафов. В целом уполномоченными органами в электронном формате административное производство ведется по 88% правонарушений.
Благодаря цифровизации стало менее затратным как по времени, так и по процедурам фиксировать правонарушения. Если ранее сотрудник дорожной полиции, остановив автолюбителя за нарушение Правил дорожного движения, оформлял это нарушение полчаса, то сейчас на это затрачивается 5–7 минут. Все действия производятся на планшете, и при этом гражданин может сразу оплатить штраф в сокращенном порядке с 50-процентной скидкой. И сотруднику полиции, и гражданину удобно.
Все это способствовало повышению исполняемости уплаты штрафов и повышению правовой дисциплины в обществе. Если в 2010 году штраф платил один из четырех правонарушителей, то сейчас – уже трое из четырех. В суммарном выражении взыскиваемость штрафов выросла с 27% до 70%.
Внедрение проекта «Электронное обращение» (единая платформа для работы с обращениями граждан) позволила всем государственным органам от центра до сельских регионов работать с обращениями в единой информационной среде. Автоматизация процессов в информационной системе (регистрация, порядок проведения процедур и принятия решений) ориентирована на требования нового Административного процедурно-процессуального кодекса, вступившего в действие с 1 июля 2021 года.
В соответствии с поручением Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева работа по внедрению передовых цифровых технологий в повседневную деятельность правоохранительных органов продолжается на постоянной основе.
–
Какие приоритетные задачи Вы ставите перед комитетом на будущее?– Задач много, но хотелось бы отметить основные. 1 сентября прошлого года Глава государства в своем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» поручил внедрить в стране трехзвенную модель с четким разделением полномочий. В связи с этим совместно со всеми органами досудебного расследования комитету необходимо продолжить поэтапный переход к полноценной трехзвенной модели уголовного процесса в информационной системе ЕРДР. Уже сейчас это позволило обеспечить экономию времени следователей. Не нужно ездить с делом к прокурору, ходить по кабинетам, ждать, когда прокурор согласует решение.
Более того, электронное согласование позволяет руководству органов следствия и надзирающему прокурору в режиме онлайн контролировать ход расследования уголовных дел. Прокурор, который должен следить за законностью, включается в процесс не перед поступлением дела к нему, а с самого начала участвует в его расследовании.
Следующий этап – это передача прокурору полномочий по составлению обвинительного акта по уголовным делам. Комитет – также активный участник этого процесса. Мы продолжим совершенствовать и адаптировать ЕРДР к работе в новых условиях. Также продолжается работа по разработке аналитических инструментов для реализации политики «слышащего государства» по своевременному решению проблем граждан, а также обеспечение достоверной правовой информации в административной, гражданской и уголовной сферах, исполнительном производстве.
–
Из-за незнания своих прав либо имеющихся возможностей люди зачастую вынуждены обивать пороги различных госучреждений, не знают, как действовать в той или иной ситуации. Какую помощь в рамках своей компетенции комитет оказывает простым гражданам?
– В соответствии с законодательством комитет оказывает информационно-справочное обслуживание граждан. То есть главная задача – это информирование человека, гражданина и общества о правовых процессах в стране, как в целом, так и индивидуально каждой личности.
Во-первых, это общая безопасность общества. Если каждый будет знать о криминогенной ситуации в стране, районе или месте своего проживания, то человек уже будет защищен, так как может не только потребовать от госорганов принятия мер, но и сам принять усилия по собственной защищенности.
Во-вторых, лица, вовлеченные в уголовный процесс, зная, что делается по их заявлению или как расследуется уголовное дело в отношении них, могут отстаивать свои права и требовать выполнения прямых обязанностей от органов расследования. Для этого мы обеспечиваем достоверность сведений ЕРДР от начала и до завершения расследования, вплоть до вынесения приговора судом и его исполнения. В этих же целях сотрудники комитета на постоянной основе проводят проверки соблюдения учетно-регистрационной дисциплины со стороны органов досудебного расследования. Принимаются меры, чтобы все заявления граждан рассматривались в установленные сроки, по ним принимались законные решения и не укрывались преступления. И от того, насколько правильными и достоверными будут сведения, зависят интересы людей, вовлеченных в орбиту уголовного процесса. В рамках цифровизации для участников уголовного или административного производства создана возможность в онлайн-режиме иметь доступ не только к сведениям, но и процессуальным документам по электронным делам через «Публичный сектор» ЕРДР, который доступен всем гражданам на портале «Информационный сервис» (Qamqor.gov.kz).
В-третьих, это оказание государственных услуг. В основном граждане ранее знали комитет как орган, выдающий справки о наличии либо отсутствии судимости. Данная государственная услуга «Выдача справки о наличии либо отсутствии судимости» ранее предоставлялась территориальными органами комитета при личном обращении гражданина с выдачей бумажной справки.
После 2014 года госуслуга была автоматизирована. Сейчас справки выдаются автоматически в течение 10 минут, если для этого не требуется дополнительная проверка. В целом комитетом ежегодно выдаются более 3,5 миллиона справок о наличии либо отсутствии судимости в рамках оказания госуслуги.
Еще одной госуслугой, оказываемой комитетом является апостилирование официальных документов, исходящих из органов прокуратуры, органов следствия и дознания. Сейчас гражданин имеет возможность, не выходя из дома, подать одно заявление онлайн и получить справку с апостилем в любом выбранном им городе страны.
Кроме того, на портале Информационный сервис (Qamqor.gov.kz) комитета реализована возможность подать заявление в полицию в режиме онлайн, не выходя из дома, а также можно узнать о своих штрафах и своевременно их оплатить, получить информацию о ходе рассмотрения своих обращений по уникальному номеру талона, который выдается государственными органами, и другую интересную правовую информацию.
Также хочу отметить, что сегодня, не обращаясь письменно в комитет, можно получить все правовые статистические данные на портале Информационный сервис комитета (Qamqor.gov.kz). Тем самым правовая информация стала открытой и доступной для физических и юридических лиц.