Как создавался основной источник правовой информации в Казахстане – интервью с главой Комитета по правовой статистике

2086
Руслан Исаков
Формирование правовой информации: уникальность казахстанской модели
В этом году Казахстан отмечает 30-летие со дня обретения Независимости. Одним из правовых институтов, успешно функционирующих все это время, является Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Об истории создания этой структуры и его влиянии на правовые реформы рассказывает председатель комитета Сабит Нурлыбай.

Сабит Нурлыбаевич, какие исторические предпосылки привели к созданию Комитета по правовой статистике и специальным учетам?
– В период начала независимости в стране наблюдалась тенденция роста преступности, активной миграции, преобладал межрегиональный характер организованности преступников. Это требовало от руководства страны новых подходов к обеспечению безопасности граждан и государства.

Ключевым звеном в решении данного вопроса как тогда, так и сейчас была полная и достоверная уголовно-правовая статис­тика, которая отражает динамику и характер преступности с учетом реальной социально-экономической ситуации в обществе. Действующие в системе ГСК и МВД центры криминальной информации осуществляли информационное обеспечение этих ведомств.

Отсутствие координации и согласованности в формировании статистики правоохранительных и судебных органов отрицательно сказывалось на общем использовании статданных о преступности, раскрываемости, работе органов следствия и дознания, судов и правильной оценке деятельности этих органов. В связи c этим Совет безопасности высказал мнение о необходимости выведения уголовно-правовой статистики из заинтересованных ведомств и предложил руководству страны образовать Центр правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре страны. Таким образом, передача правовой статистики надзорному органу явилась важным этапом правовой реформы. Сейчас, уже приближаясь к 25-летию с момента передачи правовой статистики в органы прокуратуры, можно с уверенностью утверждать о важности и правильности данного решения.

Центру в новых организационных условиях удалось создать систему статистической отчетности, последовательно охватывающую весь цикл уголовного процесса. Все усилия были направлены на обеспечение руководства страны реальной картиной о преступности, что позволило принимать дальнейшие меры по укреплению безопасности.

Следующим этапом стало подписание Первым Президентом – Елбасы 28 марта 2003 года Указа об образовании Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. При этом была изменена вертикаль подчинения территориальных органов комитета, которые уже не входили в состав областных прокуратур, а стали самостоя­тельными.

Изначально к компетенции комитета относилось формирование правовой статистики только в уголовной сфере, в последующем функции были расширены с охватом гражданской и административной сфер, а также введены дополнительные учеты в межотраслевых сферах. В декабре 2003 года был принят Закон «О государственной правовой статистике и специальных учетах», которым определены статус, задачи и функции уполномоченного органа в сфере правовой статистики, а также перечень ее субъектов, в число которых вошли правоохранительные органы, судебные и иные государственные органы, обязанные в соответствии с законодательством предоставлять правовую статистическую информацию.

Основными задачами комитета определены: эффективное и достаточное информационное обеспечение государственных органов, физических и юридических лиц о состоянии законности и правопорядка в стране, а также постоянное совершенствование и развитие государственной правовой информационной статистической системы. С этого периода комитет как единый источник полной и дос­товерной информации о правовых явлениях в стране стал обеспечивать Администрацию Президента, Совет безопасности, Правительство, правоохранительные, судебные и другие государственные органы официальными статданными о состоянии борьбы с преступностью и правонарушениями, коррупцией, наркоманией, о рассмотрении обращений граждан, проведении проверок бизнеса, рассмотрении дел в судах и соблюдении законности в стране в целом.

Следующий период развития с 2004 по 2009 год – это начало процесса автоматизации. Правительством страны была принята среднесрочная Программа развития, предусматривающая комплексное материально-техническое перевооружение и внед­рение современных информационных систем на
2005–2007 годы. Она придала мощный импульс совершенствованию государственной правовой информационной статис­тической системы республики и позволила создать актуальную и современную базу для всех наших последующих инноваций.

Необходимо отметить, что с 1997 по 2011 год формирование статистики осуществлялось вручную путем введения в сис­темы первичных учетных до­кументов, представленных субъектами в бумажном варианте. Поэтому в 2011 году комитетом была внедрена электронная регистрация заявлений в органах уголовного преследования. Это позволило существенно увеличить оперативность рассмотрения заявлений, сократить остаток неразрешенных заявлений, стимулируя более качественную, полную и объек­тивную их проверку.

В целях пресечения укрытия преступлений в стране была введена уголовная ответственность за это сотрудников органов уголовного преследования. В Законе «О правоохранительной службе» была предусмот­рена ответственность руководителя в виде увольнения за непринятие мер по недопущению укрытия преступлений.

Какие страны бывшего СССР, помимо Казахстана, пошли по пути передачи правовой статистики в ведение прокуратуры?
– Аналогов комитету на постсоветском пространстве долгие годы не имелось. Преобразование института правовой статистики, в том числе ведение специальных учетов путем передачи полномочий органам прокуратуры, было осущест­влено только в Казахстане. Наш опыт изучается коллегами, как из постсоветских стран, так и дальнего зарубежья. Из-за схожести правовых систем сравнительно недавно в России, Кыргызстане, Узбекистане и Украине правовая статистика была передана в ведение органов прокуратуры. В этих странах это направление правоохранительной деятельности находится на стадии становления.

По словам экспертов ООН, единая правовая статистика Казахстана – это эффективный инструмент контроля преступности. В целях интеграции в международную информационную систему мы также осуществляем международное сотрудничество и взаимный обмен информацией с другими государствами. Обеспечивается взаимодействие с Межгосударственным информационным банком Главного информационно-аналитического центра МВД России, Евростатом и Бюро по статистике Министерства юстиции США. Также комитет является национальным контактным центром в сфере борьбы с преступлениями на почве ненависти и представляет Казахстан на встречах, организованных ОБСЕ и ОЭСР.

Конституцией нашей страны каждому гражданину Республики Казахстан гарантировано право на собственность, свободу предпринимательской деятельности. Какая работа ведется комитетом по защите прав предпринимателей?
– Учет проверок предпринимателей органами контроля и надзора, их регистрация являются одним из видов спе­циальных учетов комитета. При этом с 2003 года комитет имеет право отказать в регистрации незаконной проверки, что является реальным механизмом по защите конституционных прав и обеспечению свободы предпринимательской деятельности.

С 2014 года комитет осущест­вляет функции координации проверок, что позволило навести порядок в критериях риска, по которым оценивали необходимость проверок предпринимателей, исключить абсурдные требования проверяющих органов, тем самым снизить давление на бизнес. В целях выполнения этих полномочий с 2019 года функционирует информационная система «Единый реестр субъектов и объектов проверок» (ЕРСОП), в которой автоматизирован механизм осуществления проверок субъектов бизнеса.

Весь процесс от назначения проверок до формирования графиков проверок, включая продление, приостановление, возобновление, вынесение акта о результатах и предписание о выявленных нарушениях, формируется в электронном форма­те. ЕРСОП обеспечил проз­рачность государственного контроля и надзора, сократил коррупционные риски и субъек­тивный подход при назначении проверок. При этом и сам предприниматель заранее узнает о назначенных проверках, при несогласии с этим или с результатами проверки может обжаловать действия проверяю­щих посредством мобильного приложения системы ЕРСОП – Qamqor для предпринимателей «Бизнес тірегі». Результаты этой работы существенны.

Сабит Нурлыбаевич, какая роль отведена комитету Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, введенными в действие с 1 января 2015 года?
– Любое досудебное расследование начинается с момента регистрации факта в Единый ­реестр досудебных расследований (ЕРДР), в котором каждый день работают оперативно-следственные сотрудники, прокуроры, фиксируются следственные действия и принимае­мые процессуальные решения. Комитет является администратором и оператором ЕРДР. С 2015 года, с момента вступления в силу действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства система ЕРДР постоянно совершенствовалась. Созданные в системе функционалы стали основой для перевода досудебного расследования в электронный формат.

С 2018 года в ЕРДР функционирует модуль электронного уголовного дела. То есть следственные действия и процес­суальные решения оформляются непосредственно в ЕРДР на основании электронных шаблонов документов и подписываются электронной цифровой подписью должностного лица. После этого исправить или заменить такие документы невозможно.

Электронная процедура расследования уголовных дел уже стала повседневной практикой в работе органов досудебного расследования. Если вначале в электронном формате расследовалось только 5% дел, то на сегодня их доля составляет почти 75,5%.

В ЕРДР создан функционал SMS-оповещений, который уведомляет заявителя о принятых решениях органами следствия по результатам рассмотрения его заявления. В случае несогласия с данным решением заявитель может обратиться с жалобой к прокурору. Реализован механизм дистанционного рассмотрения судами ходатайств о санкционировании содержания лиц под стражей. Это позволяет исключить рис­ки побега преступников, сэкономить бюджетные средства и кадровые ресурсы на конвои­рование и оптимизировать процессуальное время.

В соответствии с Планом нации создан интернет-портал «Карта уголовных правонарушений». Сведения на карту передаются из ЕРДР. Граждане наглядно могут видеть криминогенные места, могут выбрать наиболее безопасные районы для проживания, полиция – выстраивать маршруты патрулирования, а исполнительные органы – принимать меры по благоустройству и обеспечению общественной безопасности. Это также позволяет общественности не только контролировать работу правоохранительных и других государственных органов по профилактике преступности, но и принимать активное участие в обеспечении правопорядка.

Одно из важнейших направлений развития страны это цифровизация, в том числе и в правоохранительном блоке. Какую задачу выполняет комитет по внедрению передовых цифровых технологий?
– В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» мы реализуем цифровые проекты: «Электронное уголовное дело», «Единый реестр административных правонарушений», «Единый реестр субъектов и объектов проверок», «Аналитический центр» и совместно с Министерством цифрового развития и аэрокосмической промышленности проект «Электронные обращения».

Про электронное уголовное дело и Единый реестр субъек­тов и объектов проверок я уже отметил выше. Что касается проекта ЕРАП «Единый ­реестр административных производств», комитет приступил к оцифровке всего процесса привлечения к административной ответственности.

Поэтапная автоматизация процессов вывела из тени скрытые правонарушения, которые раньше не фиксировались. Если в 2010 году по стране регистрировалось около трех миллионов правонарушений, то к 2015 году их количество возросло до четырех миллионов, а по итогам 2020 года и 10 месяцев текущего года – свыше семи миллионов административных правонарушений.

Эта статистика не означает, что граждане стали меньше ­соблюдать правопорядок и больше совершать правонарушения. Повсеместное внедрение средств видеофиксации явилось одним из эффективных инструментов для соблюдения принципа «неотвратимости наказания». Нарушения незамедлительно попадают в процессинговый центр ЕРАП для обработки и оформления предписания о необходимости уплаты штрафа с автоматическим направлением SMS-уведомления о порядке сок­ращенного производства.

В ЕРАП интегрированы 19 банков второго уровня и Казпочта. Это дало возможность реализовать в мобильных приложениях банков второго уровня функцио­нал по оплате админист­ративных штрафов. В целом уполномоченными органами в электронном формате административное производство ведется по 88% правонарушений.

Благодаря цифровизации стало менее затратным как по времени, так и по процедурам фиксировать правонарушения. Если ранее сотрудник дорожной полиции, остановив автолюбителя за нарушение Правил дорожного движения, оформ­лял это нарушение полчаса, то сейчас на это затрачивается 5–7 минут. Все действия произ­водятся на планшете, и при этом гражданин может сразу оплатить штраф в сокращенном порядке с 50-процентной скидкой. И сотруднику полиции, и гражданину удобно.

Все это способствовало повышению исполняемости уплаты штрафов и повышению правовой дисциплины в обществе. Если в 2010 году штраф платил один из четырех правонарушителей, то сейчас – уже трое из четырех. В суммарном выражении взыскиваемость штрафов выросла с 27% до 70%.

Внедрение проекта «Элект­ронное обращение» (единая платформа для работы с обращениями граждан) позволила всем государственным органам от центра до сельских регионов работать с обращениями в единой информационной среде. Автоматизация процессов в информационной системе (регист­рация, порядок проведения процедур и принятия решений) ориентирована на требования нового Административного процедурно-процессуального кодекса, вступившего в действие с 1 июля 2021 года.

В соответствии с поручением Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева работа по внедрению передовых цифровых технологий в повседневную деятельность правоохранительных органов продолжается на постоянной основе.

Какие приоритетные задачи Вы ставите перед комитетом на будущее?
– Задач много, но хотелось бы отметить основные. 1 сентября прошлого года Глава государства в своем Послании «Казах­стан в новой реальности: время действий» поручил внедрить в стране трехзвенную модель с четким разделением полномочий. В связи с этим совместно со всеми органами досудебного расследования комитету необходимо продолжить по­этапный переход к полноценной трехзвенной модели уголовного процесса в информационной системе ЕРДР. Уже сейчас это позволило обеспечить экономию времени следователей. Не нужно ездить с делом к прокурору, ходить по кабинетам, ждать, когда прокурор согласует решение.

Более того, электронное сог­ласование позволяет руководству органов следствия и надзирающему прокурору в режиме онлайн контролировать ход расследования уголовных дел. Прокурор, который должен следить за законностью, включается в процесс не перед поступлением дела к нему, а с самого начала участвует в его расследовании.

Следующий этап – это передача прокурору полномочий по составлению обвинительного акта по уголовным делам. Комитет – также активный участник этого процесса. Мы продолжим совершенствовать и адаптировать ЕРДР к работе в новых условиях. Также продолжается работа по разработке аналитических инструментов для реализации политики «слышащего государства» по своевременному решению проблем граждан, а также обеспечение достоверной правовой информации в административной, гражданской и уголовной сферах, исполнительном производстве.

Из-за незнания своих прав либо имеющихся возможнос­тей люди зачастую вынуждены обивать пороги различных госучреждений, не знают, как действовать в той или иной ситуации. Какую помощь в рамках своей компетенции комитет оказывает простым гражданам?

– В соответствии с законодательством комитет оказывает информационно-справочное обслуживание граждан. То есть главная задача – это информирование человека, гражданина и общества о правовых процессах в стране, как в целом, так и индивидуально каждой личности.

Во-первых, это общая безопас­ность общества. Если каждый будет знать о криминогенной ситуации в стране, районе или месте своего проживания, то человек уже будет защищен, так как может не только потребовать от госорганов принятия мер, но и сам принять усилия по собственной защищенности.

Во-вторых, лица, вовлеченные в уголовный процесс, зная, что делается по их заявлению или как расследуется уголовное дело в отношении них, могут отстаи­вать свои права и требовать выполнения прямых обязанностей от органов расследования. Для этого мы обеспечиваем достоверность сведений ЕРДР от начала и до завершения расследования, вплоть до вынесения приговора судом и его исполнения. В этих же целях сотрудники комитета на постоянной основе проводят проверки соблюдения учетно-регистрационной дисциплины со стороны органов досудебного расследования. Принимаются меры, чтобы все заявления граж­дан рассматривались в установленные сроки, по ним принимались законные решения и не укрывались ­преступления. И от того, насколько правильными и достоверными будут сведения, зависят интересы людей, вовлеченных в орбиту уголовного процесса. В рамках цифровизации для участников уголовного или административного производства создана возможность в онлайн-режиме иметь доступ не только к сведениям, но и процессуальным документам по электронным делам через «Публичный сектор» ЕРДР, который доступен всем гражданам на портале «Информационный сервис» (Qamqor.gov.kz).

В-третьих, это оказание государственных услуг. В основном граждане ранее знали комитет как орган, выдающий справки о наличии либо отсутствии судимости. Данная государственная услуга «Выдача справки о наличии либо отсутствии судимости» ранее предоставлялась территориальными органами комитета при личном обращении гражданина с выдачей бумажной справки.

После 2014 года госуслуга была автоматизирована. Сейчас справки выдаются автоматически в течение 10 минут, если для этого не требуется дополнительная проверка. В целом комитетом ежегодно выдаются более 3,5 миллиона справок о наличии либо отсутствии судимости в рамках оказания госуслуги.

Еще одной госуслугой, оказываемой комитетом является апостилирование официальных документов, исходящих из органов прокуратуры, органов следствия и дознания. Сейчас гражданин имеет возможность, не выходя из дома, подать одно заявление онлайн и получить справку с апостилем в любом выбранном им городе страны.

Кроме того, на портале Информационный сервис (Qamqor.gov.kz) комитета реализована возможность подать заявление в полицию в режиме онлайн, не выходя из дома, а также можно узнать о своих штрафах и своевременно их оплатить, получить информацию о ходе рассмотрения своих обращений по уникальному номеру талона, который выдается государственными органами, и другую интересную правовую информацию.

Также хочу отметить, что сегодня, не обращаясь письменно в комитет, можно получить все правовые статистические данные на портале Информационный сервис комитета (Qamqor.gov.kz). Тем самым правовая информация стала открытой и доступной для физических и юридических лиц.

Популярное

Все
Казахстан обыграл Польшу и сохранил место в элите хоккейного ЧМ
В Астане состоялся симпозиум в честь векового юбилея Героя Советского Союза, Халық Қаһарманы Сагадата Нурмагамбетова
Не только ужесточение, но и упрощение. На законодательном уровне совершенствуют отношения в области миграции
Посвящается поэту и гражданину
Казахстан – не проходной двор
Что связывает Пушкина с областью Абай?
Как сохранить любовь после многих лет совместной жизни?
«Тайник-KZ» стал брендом
Фундамент языка закладывается с колыбели
Отечественные инвесторы намерены соединить «Шымбулак» и «Ой-Карагай» канатной дорогой
Служил профессии, чтил силу слова
Экспонаты ожили
В Алматинской области усилили борьбу с нелегальными застройщиками
Сначала отремонтируют, потом снесут?
Синергия стратегического партнерства для устойчивого развития страны
Народный губернатор всегда помнил о своих корнях
Как отечественному бизнесу стать социально-ответственным?
День работников культуры и искусства отмечают в Казахстане
Палитра цвета и настроений
Первооткрыватель и звезда первой величины в науке
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Будущее – за казахским языком
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Героями стали в двадцать лет
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Аким Атырауской области рассказал о развитии Кульсары
Ни проехать, ни пройти
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
Анастасия Куценко из Кокшетау утверждает: казахский язык не так сложен в изучении, как поначалу кажется
Одно громкое «доколе»?
Без стабильно работающей техники не выполнить ни одну боевую задачу
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Ветеранам – везде почет
Почти 400 фильмов создали в Казахстане за прошлый год
Штурмовики идут в бой с пехотой
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области

Читайте также

Лето - 2024: места для купания определили в Астане
Как должники по алиментам скрывают свои доходы, выявляет Ми…
Казахстанцам выплатили пенсии на сумму более 1,2 трлн тенге
За рассылку фейков о паводках в стране арестовано 6 человек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]