Фото ©Адильбека Тауекелова/Kazpravda.kz
На заседании Правительства, прошедшем под председательством Премьер-министра РК Алихана Смаилова, рассмотрели комплексные планы по развитию системы образования и науки. О том, какие реформы планирует осуществить Министерство образования и науки РК, доложил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, сообщает
Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу Премьера.
По дошкольному образованию
Министр образования доложил, что охват детскими садами детей в возрасте от 3 до 6 лет достиг 99%. В рамках реформ дошкольного образование планируется реализация 3 пунктов:
Во-первых, принята модель дошкольного воспитания и обучения. Реализуем его в этом году. Если раньше для маленьких детей, как и в школе, проводились 20-минутные занятия по расписанию, то теперь по новой модели педагог будет осуществлять обучение и воспитание по специальной методике с момента прибытия ребенка в сад и через игру и коммуникации по физиологическим и психологическим потребностям детей этого возраста. Исследования зарубежного опыта также показывают важность данной методики.
Во-вторых, для обеспечения качества детских садов будут ужесточены требования к ним. Это будут материально-техническая база, система видеонаблюдения, квалификация педагогов, соответствие санитарным, противопожарным нормам, главные требования по выдаче госзаказа. В том числе из частных детских садов требуется создать комфортные условия для детей.
В-третьих, для обеспечения прозрачности при распределении мест в детских садах, все электронные очереди в областях теперь будут интегрированы и интегрированы в единую базу по республике.
По уровню среднего образования Министерством образования и науки помимо вышеизложенного были представлены основные направления в предстоящей реформе среднего образования.
«Наряду с академическими знаниями учащимся будет предложен курс по выбору «глобальные компетенции», направленный на приобретение жизненно важных навыков», — сказал министр.
В ходе заседания Правительства РК, глава МОН РК также затронул дальнейшую модернизацию учебных программ.
«Президент дал поручение по развитию специальностей технического направления. Для ее выполнения необходимо повысить качество математических знаний. Для этого мы обновляем учебные программы, методические пособия и учебники. Например, изучение математики школьниками с делением по группам», — сказал Аймагамбетов.
Для подготовки детей к будущему трудоустройству большое внимание Министерством уделяется ранней профессиональной ориентации, соответствующие изменения в программу будут внедрены МОН РК.
В рамках улучшения качества, будут ужесточены требования к кандидатам на «Алтын белгі».
«С этого года будет полностью внедрена внешняя оценка качества образования. Процедура государственной аттестации проводится в форме профилактического контроля за уровнями детского сада, школы, колледжа. Внесены необходимые изменения в закон», — сказал министр в ходе заседания Правительства.
Для решения проблем дефицита учителей-предметников Министерство образования и науки использует механизм переподготовки. Путем переподготовки к преподаванию будут допущены специалисты, не обладающие профильным педагогическим образованием, но имеющие достаточные профессиональные компетенции.
«По поручению Главы государства курсы повышения квалификации теперь будут проводиться для педагогов не раз в 5 лет, а раз в 3 года. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в парламенте. Существенно меняется и содержание курсов педагогов» — сказал А. Аймагамбетов.
В целях решения проблем дефицита ученических мест, аварийных и трехсменных школ планируется открытие 200 новых школ, запланирована модернизация 1003 сельских школ. Пройдут капитальный и комплексный ремонты 560 школ, будет приобретено 2068 предметных кабинетов. В 598 школах обновят мебель, 862 библиотеки проходят модернизацию. Будет приобретено не менее 2 млн художественной и познавательной детской литературы.
«По поручению президента мы ведем работу по внедрению на законодательном уровне норм недопущения приватизации дворцов школьников, музыкальных и художественных школ. Для большего охвата детей кружками и курсами впервые в этом году будет реализован механизм размещения государственного заказа на дополнительное образование. Также впервые будет введен государственный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку особых детей», — сказал министр.
По колледжам По планам Министерства образования и науки РК, для охвата выпускников специальностями в этом году количество госзаказа увеличится на 20 тыс. мест.
Работодатели будут привлечены к разработке учебных программ и управлению колледжами для подготовки необходимых специалистов с вступлением в попечительские и индустриальные советы. Крупные предприятия возьмут под шефскую опеку отраслевые колледжи, таких предприятий в этом году будет доведено до 100.
«Будет разработан ряд мер по поддержке дуального обучения. Колледжам предоставляется полная академическая самостоятельность в подготовке кадров. Все учебные программы будут согласованы с работодателями и подвергнуты экспертизе со стороны работодателя. Для подготовки кадров совместно с работодателями, мы впервые в этом году, в пилотном режиме будем выдавать госзаказ самим предприятиям», — сказал Асхат Аймагамбетов.
Высшее образование
В 2022 году общее количество грантов увеличится на 10%. Доля грантов на технические направления будет увеличена с 40% до 60%, сельская квота в этом году составит 35%.
«Абитуриентам регионов с расхождением в качестве образования будут выделены дополнительные 10 000 целевых грантов по техническим направлениям. Мы провели анализ и определили регионы. Это Мангистауская, Атырауская области. Согласно плану, студенты будут обучаться в ведущих вузах страны. Также по окончании обучения предусматривается возмещение с выездом по месту жительства», — сказал министр.
В рамках реформы высшего образования Министерство образования и науки планирует внедрить норму по предоставлению образовательных грантов детям сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов, погибших при выполнении задач по охране общественного порядка.
«Для ускоренной подготовки кадров для экономики в этом году в пилотном режиме начнется внедрение прикладного бакалавриата с 2,5 - 3 годами обучения. В высшем образовании планируется внедрение новой формы «онлайн-обучения». Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе. Это мера, отвечающая потребностям цифровизации», — сказал Аймагамбетов.
По поручению главы государства МОН РК будут открыты 5 филиалов престижных зарубежных университетов.
«В настоящее время в стране начал функционировать филиал британского Университета Де Монтфорт Лестер. Северо-Казахстанский государственный университет передан в доверительное управление Университету Аризоны. Также ведутся переговоры по открытию филиала лучших вузов по техническим направлениям. Ведутся переговоры по открытию филиала еще одного британского университета. В целях обеспечения доступа молодежи Западного региона страны к образованию, основанному на высоких стандартах, будут открыты филиалы двух ведущих зарубежных технических университетов», — сказал глава МОН.
Поддержка науки Министерством образования и науки будут приняты комплексные меры по поддержке ученых. Будет организовано выделение 1000 грантов на исследования молодых ученых, направление 500 ученых на стажировку в ведущие зарубежные научные центры. Впервые в 2022 году будет введена постдокторантура в вузах и научно-исследовательских институтах.
«Если раньше ученые получали заработную плату только через конкурсы, то теперь ведущие ученые будут получать стабильную заработную плату. Это улучшит положение около 1200 ведущих ученых из 85 научных организаций», — сказал Асхат Аймагамбетов.
Кроме того, ученые Института истории и этнологии, Института языкознания, Института математики, Института ядерной физики, Института литературы и искусства, философии и др. институтов, занимающиеся важнейшими для страны фундаментальными исследованиями, теперь будут получать заработную плату в стабильном режиме и работать непрерывно.
Помимо вышеизложенного Министерство образования и науки в текущем году продолжит работу по модернизации материально-технической базы научно-исследовательских институтов.