В ходе брифинга, прошедшего в Службе центральных коммуникаций, заведующий отделом экономических исследований Института евразийской интеграции Владимир Тельнов и руководитель службы стратегических исследований и прогнозирования Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации Михаил Мироненко озвучили свое видение важности пяти институциональных реформ для дальнейшего государственного строительства Казахстана в мировом контексте.
Как отметил В. Тельнов, во всем мире на первое место выходит вопрос повышения эффективности государства, которое должно не утопать в разглагольствованиях и согласованиях, а работать и решать конкретные проблемы. В Казахстане такой подход всегда ставит во главу угла Президент, что позволило стране стать одним из 50 конкурентоспособных государств мира и поставить задачу по вхождению в топ-30 самых развитых. Матрицу движения к этой цели, по словам эксперта, составляют Стратегия-2050, вторая пятилетка индустриально-инновационного развития и новая экономическая политика «Нұрлы жол».
Политическая воля ясно выражена, задачи очерчены – теперь весь вопрос упирается в реализацию, а следовательно, в эффективность действий государственного управления. И здесь на первый план выходит выдвинутая Главой государства программа пяти институциональных реформ и «100 конкретных шагов», нацеленных на их реализацию. В. Тельнов обратил внимание на то, что в Плане нации содержится, по сути, пошаговая инструкция для госаппарата. А созданный механизм в виде Национальной комиссии по модернизации будет обеспечивать ее выполнение.
– Стратегия Президента – это выстраивание эффективной государственности. Выдвинув План нации, Глава государства утвердил новую парадигму модернизационного процесса. Пять реформ – это пять векторов силы, которые в сумме своей определят поступательное движение Казахстана вперед, – подчеркнул эксперт Института евразийской интеграции.
При этом В. Тельнов отметил, что важно не превратить значимый этап трансформации нашего государства в кампанейщину и не замутить ясную и четкую программу модернизации. А для этого требуются чиновники-патриоты, которые бы ставили общественные интересы выше личных. Нужны решительные шаги по повышению качества управления, ужесточение системы контроля над реализацией базовых программ, повышение ответственности госаппарата, усиление общественного контроля, тщательный отбор чиновников, строгий контроль их доходов и расходов, постановка их вознаграждения и карьеры в зависимость от результатов, а не красиво написанных отчетов.
В свою очередь М. Мироненко добавил, что ключевая роль в пяти реформах отводится человеку как гражданину Казахстана, как непосредственному участнику процесса и, что более важно, как основному выгодополучателю от их реализации.
– Мобилизация внутренних резервов, консолидация общества, развитие национальной компетенции, рост сознательности и ответственности граждан перед страной, а также за будущее свое и своих детей являются необходимыми условиями для успешного противостояния внешним вызовам. Мониторинг общественного мнения показывает, что население поддерживает инициативы Президента. Но главным риском успешности реформ является частичная исполняемость поручений. Поэтому повышение качественной эффективности государственного строительства и национальной экономики становится безальтернативным вариантом обеспечения социально-экономического развития Казахстана, – считает М. Мироненко.
Эксперт также подчеркнул, что своими инициативами Глава государства показал, что верит в своих соотечественников, и казахстанцам пришла пора самим поверить в свои силы.