Казахстанцы: идентичность 33 года спустя

150
Беседовала Юлия Магер

Как формировалась идентичность казахстанского народа в период после обретения страной независимости? Что объединяет нас как нацию? Об этом мы поговорили с главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, доктором социологических наук, профессором Айгуль Забировой.

– Казахстан развивается как независимое государство уже 33 года. Все это время шло формирование современной национальной идентичности казахстанцев. К чему мы пришли на данный момент? Что объединяет нас как нацию?

– Еще в конце XIX века известный французский историк Эрнест Ренан в ответ на вопрос, что такое нация, сказал: «Нация – это ежедневный плебисцит».

Использованная им аналогия очень емкая. Действительно, люди каждый день выбирают – быть или не быть граж­данами страны, в которой они живут. Это то, что в социологии мы называем позитивная идентичность граждан, когда люди соглашаются следовать законам, принимают политику и прак­тику действий государства, ценности и менталитет общества. По сути, это самая сильная легитимация государст­венности любой страны.

Продолжая метафору с плебисцитом: государство со своей стороны ежедневно ведет «агитационную кампанию», которая призвана показать гражданам, что быть частью этой нации выгодно и приятно.

Интересно, что в XXI веке разрыв между реальностью и метафорой резко сократился: в эпоху мгновенных коммуникаций и обмена информацией те системные вызовы, с которыми сегодня сталкиваются государства, принимают плебисцитарные формы общественной реакции как на глобальные, так и на локальные кризисы. В социальных сетях, к примеру, народ ежедневно оцени­вает то, как правительство справляется с социально-экономическими, культурно-политическими проблемами. И делает выбор: остаться в стране или уехать, поддерживать власть или уйти в оппозицию...

То есть идентичность складывается не только из общей истории, языка и культуры, но и обусловлена актуальными политическими, социально-экономическими условиями и интересами общества. Поэтому содержание идентичности как коллективного смысла не является чем-то зафиксированным раз и навсегда – это динамическое явление.

Знаменитая максима, приписываемая итальянскому государственному деятелю д’Аджелио: «Мы создали Италию, теперь мы должны создать итальян­цев», – сохраняет свою значимость для политических элит многих новых независимых государств, и Казахстан здесь не исключение. Без политической идентичности государство превратилось бы в мозаику различных этнокультурных регионов. Поэтому так важно, что в республике за годы независимости у большинства граждан сформировалась позитивная национальная идентичность. Казах­станцы ощущают себя частью страны, разделяя ее ценности, политику, дос­тижения.

В мае этого года по заказу КИСИ проводилось социсследование, затрагивающее вопросы национальной идентичности, ценностных ориентиров казахстанцев. Есть три ключевых элемента, которые для казахстанцев выступают символами единства общества как нации. В первую очередь это наш паспорт (46% респондентов), факт рождения на казахстанской земле и наличие общих предков (39,9%), общность языка (32%).

Здесь хочу обратить внимание на ответ «паспорт». То, что именно его многие назвали главным символом, свидетельствует: общество приняло гражданскую трактовку нации. После обретения независимости в 1991 году Казахстан, как и многие другие страны, стоял перед выбором: какую нацию строить – этническую («Казахстан для казахов») или гражданскую?

Опросы показывают: подходы к построению государства и объединению общества, принятые еще три с лишним десятилетия назад, проводимая на их основе национальная политика идентичности сработали. Сегодня в обществе есть единое понимание, что вне зависимости от этнической принадлежности, если ты носитель паспорта Казахстана, ты гражданин и часть нации.

Но построение сильной нации требует работы и со стороны общества. Важно, чтобы представители самых разных культур в повседневной жизни способствовали социальной сплочен­ности, уменьшали социальные разногласия, обеспечивая тем самым каждому гражданину равные возможности для достижения успеха.

Любое общество гармонично и цельно, если у людей есть совместные, сходные цели, если они смотрят в одном направлении. Казахстанцев объединяют преж­де всего такие базовые ценности, как семья (99,6%), работа (92,9%) и друзья (92,4%). Отмечу, что важнейшим признаком гражданственности казахстанцы в наших опросах назвали соблюдение законов страны (63,3% опрошенных). Все это – свидетельства того, что в Казахстане сформировано современное, цивилизованное, гражданское понимание нации с правовым фундаментом и ценностным согласием общества.

Национальная идентичность, понимаемая казахстанским народом как целостное чувство, представленное уникальными традициями, культурой и языками казахстанского общества, подкрепляется также улучшением социально-экономических условий жизни.

– То есть материальное благополучие – тоже одна из «скреп» общест­ва как единой нации?

– Это важное условие для того, чтобы все остальные инструменты и политики формирования у граждан позитивной национальной идентичности сработали. Поэтому да, успешность построения казахстанской нации обусловлена в том числе и тем, что все это время социально-экономические условия жизни большинства людей в стране, по их же собственным оценкам, улучшались, прогрессировали.

В опросе, который проводился в этом году, мы не стали просить людей оценить работу Правительства или показатели развития страны. Мы задали более личный вопрос, попросив оценить перемены, которые произошли в их семьях, если нет собственной семьи, то в семьях их родителей с 1991 года. Задали пять измерений – жизнь в целом, жизнь в их городе⁄селе, семейные отношения, доходы и здоровье.

Полученные данные показали, что три четверти казахстанцев положительно оценивают перемены, произошедшие с их семьями за 33 года. Примечательно, что лучше всего оцениваются перемены в доходах, 71,9% респондентов отметили, что жизнь «стала значительно лучше» либо «лучше».

За годы независимости в государстве объективно многое было сделано для повышения качества жизни граждан. В том числе Казахстан силен своей социаль­ной политикой. Большие вложения сделаны в социальную инфраструктуру – все это очень повлияло на жизнь казахстанцев. Отмечу, что, согласно опросу общественного мнения, 68,3% граждан выражают надежду на лучшее будущее – для нынешней ситуации это высокий уровень социального оптимизма.

Все это означает успешность нацие­строительства в стране. Конечно, государству необходимо и дальше развивать транспорт, связь, энергетику, водные системы. Вообще, инвестиции в инфраструктуру – одна из успешных стратегий развития сильного государства, потому что развитая инфраструктура позволяет предприятиям работать эффективно, а гражданам – получать доступ к основным услугам.

Более того, наши опросы показывают очень высокий уровень доверия к Президенту Касым-Жомарту Токаеву – ему доверяют более 80% опрошенных.

Механизм доверия политическому лидерству очень тонкий и сложный. В объяснении его причин аналитики чаще всего используют экономические идеи, и это резонно. Доверие к нашему Президенту основано на росте социально-экономического благополучия граж­дан, а также на уровне безопасности в государстве. Но есть и эмоциональная сторона.

Особая сила национальной идентичности казахстанцев состоит в том, что они доверяют политическому лидеру не только за социально-экономическое благополучие, но и за достижения во внешней политике.

– Как социально-экономическое благополучие влияет на настроения людей – понятно. А есть ли обратная зависимость: влияет ли социальный оптимизм на процессы развития государства в различных сферах?

– Общественные настроения – это все-таки больше следствие успешного развития государства и повышения качества жизни. Но если смотреть более широко, то, пожалуй, да, сегодня во всем мире имеется большая потребность в общественном оптимизме как уверенности людей в прогрессивной перс­пективе развития. Ведь политическая стабильность, последовательный рост качества жизни, сохранение гармонии в обществе, укрепление основ закона и порядка, высокий уровень безопасности зависят от многих факторов. И здесь у социального оптимизма как ресурса деловой и гражданской активности особая роль. Проще говоря, оптимистично наст­роенные люди строят планы, готовы участвовать в экономике, заводить детей, творчески самореализовываться и так далее. Они и делают нацию сильной.

Обращу внимание еще на один момент. По моему мнению, высокий уровень оптимизма в казахстанском общест­ве указывает также на то, что наши граждане очень здраво смотрят на свою жизнь и страну, трезво оценивают происходящие процессы и поддерживают политику государства. В нашем случае социальный оптимизм – это признак здорового общества. В противном случае общие настроения были бы совсем другие.

И государство, и государственные институты должны беречь высокий уровень оптимизма.

– Вы отметили, что идентичность – динамическое явление. Какие меры необходимы, чтобы она оставалась в позитивном ключе, чтобы ее нормы и правила закрепились в повседневной жизни казахстанцев?

– Дальнейшее развитие институционализации национальной идентичности видится в трех направлениях – нормативном, ментальном и ценностном. Про последние два мы слышим и говорим постоянно, но я бы сделала акцент на нормативном содержании идентичнос­ти, поскольку оно создает фундамент для всего остального. Звучит довольно абстрактно, но постараюсь объяснить на конкретных примерах.

Во-первых, Казахстан – правовое государство и полиэтническая страна, наша идентичность строится на основе принципа гражданства. В целом институциональная база для этого создана и обеспечивается на уровне Конституции. Но необходимо продолжать работу над укреплением основных норм, то есть равенство и свобода выражения должны не просто декларироваться, но и подкрепляться общественными и правовыми практиками.

Следующий момент – история. Дальнейший процесс легитимации государственности требует создания такого исторического портрета Казахстана, где воплощены идеи исторического и этнического единства. Нам необходимы объединяющие архетипы, образы и идеи, исторические личности (пока что имеют место больше локальные фигуры). Иначе говоря, необходимо и далее разворачивать унифицирующий исторический нарратив в государственности, определяя национальные идеи солидарности и консолидации, разделяемые в обществе ценности, нормы и установки.

Сегодня, к сожалению, в различных современных курсах и учебниках по истории Казахстана мы видим разность идей и сюжетов, идеологические и ценностные нестыковки. Необходим унифицирующий государство исторический нарратив, делающий ясной гражданскую социализацию детей. Подрастающему поколению важно понимать, какую гражданственность, какое государство, каким образом и на какой основе строит Казахстан.

Учебники истории играют здесь огромную роль – это один из очень сильных современных инструментов сознательного конструирования идентичности, который используется многими странами мира. Образовательная политика, подходы к преподаванию истории – огромный топик для любого государства. Все страны используют историю и учебники по ней в качестве элемента официальной государственной идеологии.

Говоря об истории, необходимо уделить внимание и музеям – это весьма недооцененный с точки зрения формирования идентичности институт. Музеи выступают самыми влиятельными агентами формирования национального и светского сознания. Почему? Потому что нация является тем, что она собирает, что она оставляет после себя. В этом смысле музеи – архив собственных воспоминаний нации в материальной форме.

За годы независимости в Казахстане создана большая сеть музеев, всего их 275, в том числе два национальных – в Алматы и Астане. По всей стране расположены 48 исторических и 109 краеведческих музеев. Сегодня мы обращаемся к ним как к площадкам для местных локальных историй, сделав их достоянием всего государства.

Казахстан действительно силен своим многообразием, и его богатейшая культурная, историческая, природная палит­ра должны быть отражены в краевед­ческих музеях регионов. В этом случае у местных музеев есть большие шансы привлечь и международных туристов. Сегодня турист, для которого весь мир – музей, возможно, устал, но тем не менее он не готов отказаться от музеев. Ведь они – это место, способное за несколько часов дать нам картинку местности, и это актуализирует функцию музеев как «мягкой» геополитической силы и способа национального брендинга.

Ну и, наконец, одним из ключевых нормативных компонентов идентичности выступает язык, что фиксируют и наши опросы. Благодаря этногеографической структуре Казахстан имеет высокий уровень языкового разнообразия, но овладение казахским языком все еще представляет собой проблему.

– Какая роль тогда у ментального, культурного измерения?

– Это уже, что называется, «тонкая наст­ройка» национальной идентичности.

Например, на уровне менталитета – это интерпретации идентичности, понимание себя и своего места в мире. Важно развивать такое мировоззрение, которое дает гражданам понимание как политических и материальных условий, так и ценностей, интересов и перспектив нации. Мы должны очень хорошо понимать, кто мы, где мы и куда движемся.

Сейчас что мы можем сказать о себе? В XX век мы вошли колонией, феодальным обществом. А XXI век начали урбанизированной и образованной нацией. Но что ждем от будущего? Каковы наши цели к началу XXII века?

Цель Казахстана – стать устойчивой нацией здоровых и счастливых людей. Эта установка должна составлять часть нашей идентичности, определять наши стремления и мировоззрение как нации. И здесь мы как раз попадаем в измерение ментальной, культурной «настройки». В том, чтобы она прошла удачно и как нужно, большая роль отводится деятелям кино, литературы, искусства, музыки, средств массовой коммуникации, призванным сформировать новые смыслы и цели казахстанцев в XXI веке.

Киноиндустрия оказывает серьезное влияние на интерпретацию современной жизни и исторического прошлого, дает понимание будущего, формируя образы положительных героев, понимание «благополучной жизни». Мартин Скорсезе говорил: «Кино удовлетворяет извечную потребность коллективного бессознательного – потребность людей в общих воспоминаниях». Более того, кино – это способ донесения знания о нации, закрепления социальных норм.

В целом для формирования нацио­нальной идентичности государству нужно вырабатывать свою «иконо­графию» – систему символов, образов, национальных праздников, публичных церемоний и традиций. Кино – очень сильный и эффективный инструмент для этой работы.

– Ну и, наконец, что такое ценностное измерение идентичности с точки зрения социологии?

– Если ментальное содержание идентичности дает нам образ и понимание самих себя, то ценностное содержание идентичности позволяет определить интересы нации, ее цели и предпочтения, а на индивидуальном уровне – смысловые элементы, которые люди связывают с понятием нации. То есть это ответы на вопросы: в чем миссия страны и в чем миссия каждого казахстанца?

Национальная идентичность крепка, если связана или основана на социальном целеполагании и ценностях, разделяемых всем обществом. Ключевые, «якорные» ценности, определяющие образ казахстанской нации, предложены Президентом Касым-Жомартом Токаевым на третьем заседании Национального курултая. Это независимость и патриотизм, единство и солидарность, закон и порядок, трудолюбие и профессионализм, созидание и новаторство. Но они требуют новых нарративов, новых экономических и политических целей страны, этических историй.

Необходимость подобных нарративов обусловлена задачами укрепления государственности. Потому что именно идентичность во всем том много­образии измерений, о которых мы говорили, определяет в итоге политико-экономическую трансформацию государства, благополучие граждан и наше единство как нации.

 

Популярное

Все
Цель – устойчивость и развитие
На благо страны
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Работа над многотомником продолжается
Столп национальной духовности
Без прошлого нет будущего
В память о борцах за идеалы будущего
Значительные успехи в развитии волонтерства
Молодым ученым вручили сертификаты на квартиры
В канун Дня Независимости в селе Сарыбастау открылся современный спортивный комплекс
Представителей медицинской отрасли чествовали в столице
Закон Республики Казахстан
Аналитика должна быть эффективной
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Прочные основы безопасности и развития страны
Справедливое общество для всех
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
Мы можем стать примером
Время выбрало нас
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Прорыв в дорожной сфере
Постепенное повышение температуры пообещали синоптики на этой неделе
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
Гран-при республиканского айтыса завоевал житель Кызылорды
О трендах, кадрах и науке госуправления
Умножим конские табуны – будем на коне
В полиции сделали заявление по делу погибшего дяди Шерзата Болата
Задержан отец Шерзата Болата
Глава Мажилиса выступил на заседании ПА ОДКБ в Москве
До параметров авеню или автобана
Это счастье – стать родителями
Акимат Жамбылской области сделал заявление по поводу митинга в Таразе
Что наша жизнь? Еда!
Президент подарил автобус хромтауской школе
Этический рефлекс в борьбе за чистоту
Главная цель – заинтересовать ученика
В Казахстане начнут собирать американские комбайны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Кызылординский рис: от поля до стола
Грустные думки аграрные
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Токаев побеседовал с казахстанскими студентами в Будапеште
Токаев и Орбан посетили футбольный матч между сборными Венгрии и Германии
Лица старого Уральска

Читайте также

Без прошлого нет будущего
Бигельды Габдуллин: «Сегодня профессия литератора переживае…
Объекты археологии и архитектуры нужно сберечь
Задачи прокуратуры – закон и порядок

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]