Конституционный суд: по надежным лекалам Эксперт-совет 13 ноября 2022 г. 23:00 5330 Президент страны Касым-Жомарт Токаев подписал ряд важных законов, в том числе «О Конституционном суде Республики Казахстан», тем самым продолжив законотворческий цикл в поддержку реформ, за которые казахстанцы проголосовали на июньском референдуме. Событие это состоялось в особой церемониальной обстановке – торжественно и публично, что лишний раз подтверждает значимость законодательных актов, нацеленных на усиление гарантий прав и свобод граждан. Какую роль новый орган контроля за исполнением норм Конституции будет играть в формировании правового поля в государстве и почему его существование важно для любого жителя страны? Об этом мы говорим с Даулетом Байдельдиновым, деканом юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби, и Диной Баймахановой, профессором кафедры теории и истории государства и права, конституционного и административного права КазНУ им. аль-Фараби. – Давайте начнем с главных вопросов: что, кого и от кого защищает Конституционный суд? И почему закон о его полномочиях считается одним из фундаментальных для независимого государства? Даулет Байдельдинов: – Действительно, вопрос организации конституционного контроля стоял в числе главных в процессе становления и развития независимости Казахстана. У этого есть ряд причин, и все они подробно описаны. Во-первых, в условиях экономической и политической нестабильности, которая возникла при переходе Казахстана к суверенитету, назрела необходимость создания юридических гарантий защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц. Орган конституционного надзора должен был занять в этой системе одно из центральных мест. Во-вторых, Конституционный суд должен был стать арбитром, который смог бы решать споры и разногласия между различными ветвями власти. В период образования новых органов представительной, исполнительной и судебной власти эта функция имела особо важное значение. В-третьих, в этот период формировался большой массив нормативных актов молодого государства, и орган конституционного контроля должен был исполнять роль последней инстанции их проверки на соответствие Основному закону государства, на юридическую грамотность. Также Конституционный суд становился существенным подспорьем в проводимых во всех сферах реформах, чтобы помогать в создании наиболее благоприятных для них условий. И наконец, создание этого органа должно было укрепить и в сознании наших граждан, и в сознании международных партнеров уверенность, что Казахстан следует демократическим курсом, придерживается общепринятых ценностей. Дина Баймаханова: – Чтобы лучше понимать компетенции вновь учрежденного органа конституционного контроля, нужно обратиться к истории. Впервые Конституционный суд в нашей стране был учрежден в 1992 году, но в соответствии с новой Конституцией 1995 года произошла реформа, и он уступил место Конституционному совету, то есть функция защиты прав и свобод, гарантированных Основным законом РК, перешла от специализированного судебного органа к квазисудебному. Полномочия совета в некоторых вопросах были несколько расширены, в некоторых существенно сужены. Но для граждан имел особое значение тот факт, что они уже не могли напрямую обратиться в совет за защитой своих конституционных прав. Эта возможность стала опосредованной. Конституционный совет действовал более 20 лет и, несомненно, сыграл существенную роль в развитии института конституционного контроля. Но пришло новое время, и оно потребовало перемен. Так, благодаря поправкам в Основной закон страны, принятым после июньского референдума, вместо действовавшего с 1995 года Конституционного совета вновь учрежден Конституционный суд РК. – Это сегодня мы понимаем, что Конституционный суд – обязательный атрибут демократии. Но образование его в посткоммунистической стране наверняка имело свои сложности. Как это повлияло на практику дальнейшей деятельности этого органа? Даулет Байдельдинов: – История становления и развития органа конституционного контроля в Казахстане состоит из нескольких этапов и начинается еще в советское время. В сентябре 1989 года Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию КазССР 1978 года» предусматривал образование Комитета конституционного надзора КазССР. Но он так и не был создан, поскольку грянул развал Союза, и республика обрела независимость. Когда началось правовое оформление суверенного государства, насчет формата органа конституционного контроля высказывались разные мнения, изучался опыт зарубежных стран, особенно Франции, США, Австрии, Германии. Составлявшие в то время парламентское большинство бывшие представители советско-партийной номенклатуры считали правильным предоставить полномочия по конституционному контролю президиуму Верховного совета. Другие предлагали учредить специальный комитет при Верховном совете. Третьи были приверженцами учреждения независимого специализированного органа. В итоге будущее института конституционного контроля было определено Конституционным законом РК от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан». В статье 10 закреплялось, что высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный суд Республики Казахстан. Тем самым была определена организационно-правовая форма органа конституционного контроля. Конституционный суд в РК начал свою работу 2 июля 1992 года в составе 11 человек, председателем был избран Мурат Баймаханов, его заместителем Игорь Рогов. С первых же дней остро встал вопрос о деполитизации и деидеологизации его деятельности и вообще о допустимости рассмотрения им политических вопросов в рамках закона. Это был важнейший аспект: быть ли Конституционному суду политическим органом и проводить политику, используя юридическую возможность, либо стать деполитизированным органом и реализовать в жизнь основополагающий принцип законности, руководствуясь исключительно Конституцией. Конституционный суд Казахстана занял вторую позицию и впредь строго ее придерживался. Для обеспечения политического нейтралитета Конституционного суда судьям запрещалось совмещать судейский статус с депутатским мандатом, членством в любой политической партии и ином общественном объединении, преследующем политические цели. Дина Баймаханова: – В связи этим приведу воспоминания известного казахстанского ученого-конституционалиста Мурата Бейбитова. Он говорил, что первые месяцы работы Конституционного суда стали периодом жесткого противоборства с депутатами, работавшими по старинке и не желавшими признавать новации нового времени. Поступали предложения об объединении всей судебной системы путем слияния Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, причем полномочия первого предлагалось передать специализированной палате. Тогда на защиту идеи Конституционного суда встали многие видные ученые, депутаты, общественные деятели. Появилось обращение лидеров 14 политических партий и республиканских общественных объединений, в котором подчеркивалась значимая роль Конституционного суда в системе правового государства в процессе демократизации страны. Академик Майдан Сулейменов по этому поводу отмечал, что попытка «ликвидации – это реакция на первые, весьма неудобные для властей действия Конституционного суда. Это попытка задушить те новые, еще робкие ростки демократии, которые начинают пробиваться в нашей республике». – С учетом тех функций органа конституционного контроля, о которых Вы рассказали, можно понять, что от него многое зависело в истории казахстанского суверенитета. А какие примеры судебных решений наглядно это подтверждают? Даулет Байдельдинов: – Конституционный суд часто сталкивался в своей деятельности с политическими вопросами и отказывал в подобных случаях в возбуждении иска. В качестве примера можно вспомнить отказ в возбуждении дела по иску группы депутатов о проверке конституционности действий Верховного совета Республики Казахстан о фальсификации текстов законов. В своем ответе Конституционный суд подчеркнул, что «не намерен ни сейчас, ни впредь заниматься сиюминутной политикой, поиском правых и виновных в «кухонных спорах». Показательным и важным стало решение суда от 6 марта 1995 года по резонансному иску гражданки Квятковской, которое признало неконституционным ряд актов Центризбиркома, касающихся образования избирательных округов, и определяло результаты выборов в Парламент нарушающими принцип равного избирательного права. На основании вынесенного постановления Главой государства был издан указ о признании нелегитимным Верховного совета РК XIII созыва. Безусловно, это судебное решение стало исторически значимым актом и существенно повлияло на развитие системы государственных органов в стране. Дина Баймаханова: – Нужно отметить еще один особый аспект в деятельности Конституционного суда – укрепление законности, обеспечение конституционных прав личности. В качестве примера можно привести дело по проверке конституционности Указа Президента РК от 13 февраля 1992 года «О чрезвычайных мерах по обеспечению народного хозяйства республики наличными деньгами», который фактически ограничивал свободное обращение денежных средств. Конституционный суд сделал вывод о его неконституционности на основании того, что он противоречил статье 38 Конституции КазССР, закону «О собственности в Казахской ССР» и был принят с превышением полномочий. Конституция 1993 года включала положения, позволяющие гражданам и юридическим лицам обжаловать в Конституционном суде «любые решения и действия государственных органов, общественных объединений, должностных и иных лиц, ущемляющие или ограничивающие права граждан». Благодаря этому ряд нормативных актов был признан неконституционным. В их число попало постановление Кабинета министров КазССР от 17 апреля 1991 года «О порядке найма и освобождения руководителя государственного предприятия». Конституционный суд РК, хоть и действовал менее трех лет, оставил заметный след в истории развития республиканского конституционного контроля. Во-первых, он рассмотрел довольно большое количество дел. Во-вторых, решения были приняты по сложным с точки зрения специальных знаний делам благодаря тому, что судейский состав отличался высоким профессионализмом. Даулет Байдельдинов: – Я присоединюсь к своей коллеге и добавлю оценку личным качествам членов первого в истории Казахстана Конституционного суда. Это были люди высокой гражданской ответственности, они брались за громкие, очень сложные с точки зрения расстановки политических акцентов дела и, что особенно важно, не боялись принимать конкретные решения, от которых многое зависело в молодом государстве, вплоть до существования действующих высших органов государства. Такими были дела о декабрьских событиях 1986 года и уже упомянутое дело по иску Татьяны Квятковской в 1995 году. На мой взгляд, особого признания заслуживают стойкость и мужество, высокие качества профессионала, гражданина, патриота и честного человека председателя Конституционного суда Мурата Баймаханова. Во многом благодаря его принципиальности республиканский орган конституционного контроля поднялся на такую высоту и оказал значительное влияние на конституционное строительство в Казахстане. 10 июня 1995 года на международном симпозиуме органов конституционного контроля в Варшаве Конституционному суду РК был вручен памятный знак For courage («За мужество»). – И все-таки почему возникла необходимость в возрождении органа контроля за исполнением положений Конституции образца 1992 года? Дина Баймаханова: – В своем мартовском Послании Глава государства сам ответил на этот вопрос, говоря об усилении правозащитных институтов: «Граждане РК лишены возможности напрямую обращаться в Конституционный совет. В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона. Учитывая эти обстоятельства, предлагаю учредить Конституционный суд». Закон, который Президент подписал 5 ноября, вступит в силу через 10 дней после его официального опубликования, но большинство статей, посвященных в основном конституционному судопроизводству, вступят в действие с 1 января 2023 года. Конституционный суд будет призван обеспечить верховенство Конституции Республики Казахстан на всей ее территории. А для укрепления механизма обеспечения и защиты своих прав и свобод к нему смогут обращаться граждане страны. Такую же возможность получат уполномоченный по правам человека и Генеральный прокурор. Последнее положение является новацией конституционно-правового законодательства нашей страны и станет новым импульсом для развития демократических процессов в стране. Даулет Байдельдинов: – По объему полномочий и организационно-правовым формам их осуществления Конституционный суд сможет занять достойное место среди институтов защиты, обеспечения и гарантирования Конституции как инструмент пропагандирования содержания Основного закона страны, повышения правовой культуры ее граждан и как один из важнейших элементов механизма защиты прав человека и гражданина в Казахстане. Подготовила Людмила Макаренко
18 апреля 2024 г. 11:32 Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»