Ковылем серебристым степь белеется Статьи 12 июля 2021 г. 6:22 2849 Дулат Молдабаев Смешались в кучу кони, людиЧем выше вырастает дерево, тем глубже его корни уходят в землю, и чем чаще человек думает о будущем, тем больше ему хочется знать о прошлом.Этими словами известный писатель Ильяс Есенберлин объяснял свое увлечение историей, по его признанию, оглядываясь назад, он наполнял содержанием свои знания и расширял кругозор. Дух летописца отечественной истории сопровождал нас в течение всей нашей поездки, организованной учеными из Института истории государства КН МОН РК. И не только потому, что путь экспедиции лежал через Атбасар, где мы возложили цветы к памятнику великого атбасарца, посетили музей, посвященный его творчеству и жизненному пути, сфотографировались у отцовского дома Ильяса Есенберлина. Но и потому, что до него в казахской литературе практически не было монументальных художественных полотен по истории казахской степи. По его романам мы узнавали историю кочевников времен Шынгысхана и Золотой Орды, рождения Казахского ханства и многолетнего противостояния с джунгарами, о чем наши школьные учебники хранили молчание. Как известно, трилогию «Кочевники» писатель задумал в 1945 году, а к работе над тремя романами приступил в 1960 году. Причина такой затяжной подготовки, по собственному его признанию, проста – исторический материал требует усидчивости и предельной пунктуальности автора.Проехав 90 километров от столицы, мы посетили захоронение конца XVIII века. На возвышенности, с которой можно обозревать местность на расстоянии 15–20 километров, мы увидели конусовидное, правильной геометрической формы сооружение, даже в полуразрушенном состоянии сохранившее свою величественность. Время не пощадило купол, достигавший, видимо, высоты до 6 метров. Согласно рассказу руководителя нашей экспедиции, старшего научного сотрудника Института истории государства Гизата Табулдина, это место захоронения известного в истории Даир султана, старшего сына Барак султана и зятя Абылай-хана. – Здесь он погребен, и сопутствующие источники этот факт подтверждают, поэтому сомнений в этом нет, – говорит Гизат Табулдин. – Мы видим два погребения женское и мужское, в одном из них лежит Даир султан. Хотя Даир султан делал попытки стать ханом после того, как умер его тесть Абылай-хан, в официальной истории и в народных преданиях более известен его отец. Барак султан летом 1748 года убивает хана младшего жуза Абулхаира на берегу реки Олькейек. О Даир султане некоторые сведения можно почерпнуть как из китайских, так и российских источников. Он был третьим сыном султана Барака и мужем старшей дочери хана Абылая и даже соперничал с ним за трон хана. После смерти тестя у Даир султана вновь появилась надежда добиться своей цели. Кочевал он вместе с подвластными ему аргынами и найманами в низовьях Сыр-Дарьи. Как потомок хана Абулмамбета, он мог рассчитывать на избрание ханом и обращался с письмами как в адрес русского царского двора, так и цинского императорского. Но трон, как известно, унаследовал сын Абылай-хана Уали. Даир султан умер в 1786 году.Не менее драматические события в этих местах разворачивались в середине XV века. В 25 километрах северо-восточнее Атбасара произошла битва хана кочевых узбеков Абулхаира с Мустафой-ханом, длившаяся несколько дней. Масуд бен Османи Кухистани в своей «Истории Абулхайр хана» сообщает: «Хакан, приведя в ту ночь войско в порядок, украсив центр и оба крыла войска отважными храбрецами и славными бахадурами, вдел ногу твердого решения в стремя покорителя мира и с надеждой на бога направил поводья норовистого коня в сторону реки Атбасар». В своей полулетописи, полупоэме автор рисует такую картину – когда «художница-весна нарисовала чудесные рисунки во всех сторонах степи, и весенний ветер поднял покрывало с лица напившихся досыта бутонов», хану могущественного двора доложили, что Мустафа-хан с многочисленным и огромным войском при поддержке Ваккас-бия выступает в поход, чтобы сразиться с победоносным Абулхаир-ханом. Оба войска сблизились друг с другом, когда «солнце вложило свой блестящий меч в ножны ночи». Сражение, видимо, было упорным и ожесточенным, как свидетельствует средневековый автор, от многочисленности войска пыль от земли поднялась до небесного свода, и от пыли над полем битвы образовался мрачный круг, а звуки труб и литавр обоих войск начали достигать вращающегося небесного свода. Когда люди непокорности и мятежа, как называет Кухистани воинов Мустафа-хана, увидели, что войско Абулхаир-хана окружает их, они пришли в смятение. Мустафа-хан, «выбросив из мысли своей сильную страсть предводительствования и падишахства», обратился в бегство. И войско его во время беспорядочного отступления от крайней степени поспешности и волнения не отличало поводья от стремени, а спуска – от подъема. Было перебито так много людей из войска противника, пишет летописец, что счетовод разума был бессилен сосчитать их. Впрочем, он тут же уточняет, что в той битве было убито около четырех с половиной тысяч человек. И в заключение автор сообщает, что все богатство и военную добычу, которые достались от войска противника, Абулхаир-хан приказал собрать и раздать султанам, эмирам и воинам в зависимости от их положения.Остается сказать, что в тех местах, где около шести веков назад произошла битва, сегодня находят артефакты средневековья – кольчуги, сабли.Не зарастет к нему народная тропаКак догадался читатель, средневековый документалист поведал о том самом правителе государства кочевых узбеков, от которого отделились основатели Казахского ханства Керей и Жанибек. О чем подробно рассказал Ильяс Есенберлин в романе «Заговоренный меч». Абулхаир из ветви Шейбани, пятого сына Джучи, стал ханом восточной части степи Дешт-и-Кыпшак в 1428 году, когда ему было 16 лет. Правил он степью и городами 40 лет и с годами все больше опасался своих родственников-чингизидов, не терявших надежду вернуть бывший золотоордынский трон, узурпированный шибанидом. Самыми опасными он считал Жанибека и Керея, ведших свой род от Токай-Темира, тринадцатого сына Джучи. Они были потомками хана Уруса, чьей столицей был Сыганак, и который мерялся силами с Железным правителем Самарканда. У каждого из них было много сыновей, и выделялись среди них сын Жанибека Касым и сын Керея Бурундук. Но основное противоречие было в другом. В степи Дешт-и-Кыпшак много веков назад тюркские племена, жившие в среднем течении Джейхуна и Сейхуна (Амударьи и Сырдарьи), начали смешиваться с оседлым населением Согдианы, и кочевники, пасшие стада к северу от Сейхуна до Жаика и Едиля, постепенно отдалялись от них. Хан Абулхаир, хоть и держал свою ставку в степи, основное внимание уделял в той или иной степени зависимым от него Мавераннахру и Хорасану. Оттуда брал он себе жен и советников, перенимал бытовавшие там обычаи и церемонии. Одновременно росли повинности кочевых племен, ведь огромные средства нужны были на содержание постоянного войска. Все больше и больше времени он проводил в городе, и все стремительнее росло недовольство кочевников, предпочитавших городу древнюю степную волю. Тем же, кто верно служил хану и оседал в городе, приходилось ломать привычный уклад, менялись традиции, нравы и обычаи.Поэтому в 1465 году появилось Казахское ханство, а правили в нем поочередно ханы Керей и Жанибек, их сыновья Бурундук и Касым. Историки локализуют захоронения основателей нашего государства Тенгиз-Кургальджинской впадиной. По словам Гизата Табулдина, мавзолей Жанибек-Шалкар (XV в.) занимает наиболее высокую точку сопки (344 м) коренной террасы южного берега озера Шалкар. С нее открывается широкая панорама степи, виден противоположный берег озера и прилегающая округа. Мавзолей был виден издалека и доминировал над окружающей местностью.В коргалжинских степях десятилетиями распахивали землю, и к настоящему времени от мавзолея остался небольшой холм диаметром 16 метров и высотой полметра, насыщенный фрагментами жженого кирпича и обломками полихромной терракоты, покрытой зеленой глазурью превосходного качества, нанесенной толстым стекловидным слоем. От мавзолея сохранились фрагменты стен высотой в два-три слоя кирпичей квадратной формы и пол, выстланный жжеными кирпичами такого же формата. Сам мазар с трех сторон, кроме стороны входа, был окружен кирпичной оградой, поверхность огороженного пространства покрыта отпечатками квадратных кирпичей, уложенных в виде ромбов. Кроме того, место погребения в Тенгиз-Кургальджинской впадине на берегу реки Керей, впадающей в озеро Керей, обозначенное на картах «М. Керей», возможно, связано с именем еще одного из основателей Казахского ханства – Кереем.Имена двух первых ханов, несмотря на скудность информации, прочно вошли в историю нашего государства. Не случайно путь нашей экспедиции начался от памятника двум основателям Казахского ханства в столице.Посетили мы и отреставрированный мазар Киикбай-батыра не так далеко от Атбасара, открытие которого состоялось меньше года назад. Киикбай-батыр (1693–1741) жил в тревожное время накала казахско-джунгарских столкновений. Предводитель рода шеруши-бакат племени керей водил войска на врага, кроме того, он обладал ораторским искусством и мог увлечь за собой соплеменников. Батыр и погиб в одном из сражений с внешним врагом. Мазар Киикбай-батыра, памятник архитектуры эпохи позднего средневековья, простоял около трех веков. Как памятник историко-культурного наследия мазар Киикбай-батыра был отреставрирован в рамках программы «Рухани жаңғыру» к 175-летию со дня основания города Атбасара. Недалеко от места захоронения батыра находится сопка, называемая в народе «Киікбай адыры».Мазар хорошо виден с автомобильной дороги, ведущей из Атбасара в Державинск, и очень многие задерживаются здесь, чтобы поклониться героическому предку, защищавшему родной край от пришельцев. Финансирование реставрационных работ и благоустройства мазара Киикбай-батыра осуществлялось на деньги меценатов, а также потомков. Вокруг захоронения установлено красивое ограждение, а территория вымощена тротуарной плиткой. Пройдя под аркой со стилизованным национальным узором и двумя полумесяцами у навершия, вы увидите установленную на небольшом постаменте мраморную плиту в виде книги с высеченными на раскрытых страницах сурами из Корана, рядом установлены скамьи. Внутри мазара поставлен саркофаг с мраморной плитой на каменной насыпи. Мы продолжали наматывать километры, за окном машины мелькали покрытые ковылем и оттого поседевшие склоны сопок. Путь наш пролегал мимо гуннских поселений в среднем течении Есиля. Затем мы остановились у древнего кургана, на удивление сохранившегося у самой автотрассы, среди распаханных полей. Весь его вид указывал на элитное происхождение захоронения. За озером Жарколь лежала сопка, а за ней – захоронение Орманбет-бия. Места здесь очень богатые для выпаса скота. То и дело попадались табуны лошадей, отары мелкого рогатого скота.По мнению ученых, природа и климатические условия Атбасарского района повлияли на формирование и характер многочисленных древних памятников. Посреди равнинной степи можно увидеть невысокие горы, часто встречаются устойчивые водные источники. В раннюю железную эпоху здесь начинало развиваться скотоводство. По берегам рек Есиль и Жабай попадаются стоянки эпохи бронзы, затем появились места человеческой активности раннего железного века, ученые также обнаруживают захоронения эпохи Средневековья, идентифицируют археологические памятники более позднего периода. Таким образом, научные изыскания показывают преемственность культурных слоев разных эпох. На степных просторах, поросших полынью, наши предки приспосабливались к окружающей природе, приручив лошадь, осваивали необозримые пространства и никуда из этого благодатного края не уходили. Жили, растили потомство и отстаивали свою землю от врага.
00:01 Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
01:00 «Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
20 июля 2024 г. 11:06 Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
4 июля 2024 г. 4:53 Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
19 июля 2024 г. 21:21 Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота