
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией открытие выставки, посвященной 30-летию Независимости страны, прошло с минимальным числом гостей. В церемонии приняли участие руководитель отдела научной работы и экскурсионного обслуживания Государственного историко-культурного заповедника-музея «Ботай» Сабина Амирова, преподаватели кафедры археологии, этнологии и музеологии КазНУ им. аль-Фараби Гани Омаров и Бауржан Бесетаев, директор Музея прикладного искусства им. Ұста Даркембая Даулет Шокпаров.
В экспозиции представлены артефакты, рассказывающие об удивительной истории приручения лошадей на просторах Великой степи. По словам главного хранителя музея «Иссык», археолога Ермека Джасыбаева, разделы выставки в хронологическом порядке повествуют об этапах развития всадничества, начиная с эпохи финального этапа каменного века и до того времени, когда в Урало-Иртышском междуречье впервые была одомашнена лошадь.
– Мировым научным сообществом признан факт приручения лошади в поселениях археологической культуры «Ботай», что в Северном Казахстане, – рассказывает ученый. – Именно здесь 6 тысяч лет назад человек впервые сел на коня и ворвался в просторы Тургайской степи, в корне поменяв свое представление о времени и пространстве. С этого момента была осознана важная роль лошади в скотоводческом хозяйстве. На многие тысячелетия конь стал верным другом и соратником кочевникам-номадам.
Образ лошади был мифологизирован в эпоху бронзы и в период раннего железа. Животное наделили сакральными функциями по перемещению умерших людей в мир иной. К примеру, на многих наскальных рисунках изображены рогатые крылатые кони, впряженные в мистическую колесницу. Они несут усопших знатных особ к небесным пастбищам.
Первым гостям выставки рассказали также, что воины-всадники тюркских племен значительно усовершенствовали сбрую лошади, добавив в ее комплект железные стремена. Наряду с изобретением сабли это способствовало возникновению обширной империи в лице Великого тюркского каганата.
Как отметил доцент КазНУ им. аль-Фараби Гани Омаров, наши предки первыми создали из пластин защитную броню для коня и всадника. Это привело к появлению тяжеловооруженной конницы – важнейшей военной новации евразийских кочевников, о чем в статье «Семь граней Великой степи» писал Елбасы Нурсултан Назарбаев.
Отдельный раздел посвящен традициям коневодства казахского народа. Представлены детали конской упряжи, типы седел, особенности использования лошади в животноводческом хозяйстве.
Внимание посетителей привлекут художественная реконструкция старинной повозки, а также костные останки лошади, обнаруженные археологами в древнем захоронении близ города Есик. Для школьников и студентов, приезжающих на экскурсии в музей «Иссык», подготовлен интерактивный уголок, в котором их будут обучать навыкам по уходу за конем.
По оценкам историков, в степной эпической традиции конь и человек объединены кровным родством, а в казахском фольклоре это животное присутствует на всех трех уровнях мироздания – небесном, водном и земном. Не случайно крылатые тулпары являются ключевым геральдическим элементом в Государственном гербе нашей страны.