Кузница фильмов военных лет

932
Раушан Шулембаева

ЦОКС в Алма-Ате

Огромную роль в ее истории сыграла Центральная объединенная киностудия художест­венных фильмов. Образовалась ЦОКС, как называли новое объеди­нение, в первый год Великой Отечественной войны, когда Алма-Атинская студия слилась с эвакуированными «Мосфильмом» и «Ленфильмом». Вместе с ними в наш город приехали именитые режиссеры, актеры, операторы, сценаристы. До 1944-го они творили в Алма-Ате и, как утверждают историки кино, создали почти 80% всех советских художественных фильмов военных лет.

В Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписи РК хранится ценный свидетель истории казахского кино – документальный фильм «ЦОКС в Алма-Ате». Режиссером киноленты 1974 года стал заслуженный деятель искусств Казахской ССР Хуат Абусеитов. Он сам был одним из первых студентов киноактерской школы, которая открылась в годы войны в Алма-Ате. Его учителями стали великие Эйзенштейн и Пудовкин, братья Васильевы и Рошаль.

Фильм Хуата Абусеитова посвящен истории создания и работе ЦОКС в годы войны, творческому содружеству старых мастеров кино и молодых казахстанских кинематографистов. Среди них – Григорий Рошаль, Сергей Эйзенштейн, Иван Пырьев, Шакен Айманов, Виктор Шкловский, Борис Чирков, Николай Крючков, Павел Кадочников, Евгений Габрилович и другие.

Боевые сборники

Начинается фильм «ЦОКС в Алма-Ате» кадрами из военной хроники. Затем режиссер переносит зрителей на киностудию «Казахфильм», где народный артист СССР, кинорежиссер Григорий Рошаль вспоминает о годах в Алма-Ате: «ЦОКС – очень дорогое для меня слово... Знаете, война – это страшная вещь. Поэто­му удивительно странно, но у меня с войной связаны также необыкновенно нежные воспоминания о большой дружбе, о человеческом тепле. И все это связано с казахским народом, с Казахстаном. Под киностудию нам был отдан оперный театр. Возводились леса, строились декорации, и мы уже снимали картину за картиной. Какие люди были в это время там! Козинцев и Пудовкин, Эйзенштейн и Пырьев, Шкловский и братья Васильевы, всех не перечислишь. Это была студия, если можно так выразиться, всей советской кинематографии».

Народный артист СССР Борис Чирков, принимавший участие в фильме Хуата Абусеитова, рассказывал: «Самая моя удачная работа в Алма-Ате во время войны была картина «Антоша Рыбкин». Собственно, самый первый «Боевой сборник» ЦОКСа начинался с того, что старый знакомый наших зрителей – рабочий Максим Питерский встречался с людьми, которые отправлялись на фронт». Одновременно с этими словами режиссер Абусеитов показал эпизод из «Боевого сборника», о котором упоминал Борис Чирков, где Максим Питерский сидит за столом и говорит по телефону: «Готовься, Яков. Ну, получайте миллион и спешите на Выборгскую, дела невеселые, немцы наступают». Прозвучала и песня из кинофильма «Антоша Рыбкин».

Эти и другие «Боевые сборники» ЦОКСа посвящались героям полюбившихся фильмов. Максим, Чапаев и другие с экрана вдохновляли народ на подвиг. Создавались художественные фильмы, пронизанные глубокой верой в несокрушимые силы народа: «Во имя Родины», «Парень из нашего города», «Фронт», «Она защищает Родину», «Сек­ретарь».

Вот на экране эпизод из кинофильма «Жди меня». В ролях Борис Блинов и Валентина Серова. Герой говорит: «Пока ты будешь вот такая, как сейчас, я отовсюду выберусь. Ну а когда тебе будет грустно по вечерам, ты вспоминай, что далеко-далеко от тебя, за тысячу верст где-нибудь в землянке, вернувшись после полета, сидит один твой знакомый мужчина средних лет. Сидит, смотрит вот на этот ключ, вспоминает тебя и очень скучает».

Не менее интересны кад­ры, где известный режиссер Сергей Эйзенштейн делится воспоминания­ми. Теплая дружба была у него с великаном народной поэзии Джамбулом. Сергей Михайлович говорил о том, что заниматься творчеством можно только в превосходном расположении духа: «Вот он умел создать такую обстановку радостного труда, он был действительно, сейчас вспоминаю, веселый человек. Он всегда улыбался».

Самое выразительное в лице – это шея

Следующий герой фильма режиссера Абусеитова – народный артист Павел Кадочников вспоминал о своей работе с Эйзен­штейном в Алма-Ате: «Как-то раз он подошел ко мне, а я очень был усталый, потому что мы снимали по ночам, время было тяжелое, напряженное, есть нечего, случалось и так. И вот он стал мне поправлять барму (царское облачение. – Авт.), а мне все время приходилось вытягивать из-за этого шею. Я устал и сказал: «Сергей Михайлович, ну что вы мне все время вытягиваете шею?». «Чудак, ты ничего не понимаешь, у тебя самое выразительное в лице – это шея». В павильоне раздался дружный смех, и как будто усталость прошла. Все было хорошо, все прекрасно».

Творческая живая атмосфера, царившая в ЦОКСе, оказала огромное влияние на развитие молодого казахского кино. Это была подлинная школа мастерства. Кинорежиссер Григорий Рошаль продолжил рассказ: «Я лично имел счастье уже по окончании войны быть руководителем Казахской студии, руководителем актерской киношколы, из которой вышло много талантливых и замечательных артистов. У меня начинала всесоюзно известная Амина Умурзакова...

ЦОКС был родоначальником и этой студии. Я снимал «Песню Абая». Эта картина, сделанная по сценарию Мухтара Ауэзова, для меня безмерно дорога. Во-первых, потому что Мухтар Ауэзов – незабываемый человек. Это гордый, красивый, прекрас­ный, истинный художник, истинный представитель своего изумительно талантливого и дорогого мне казахского народа. И чудесный сам по себе товарищ и друг... Я должен сказать, что, несмотря на огромный труд, было весело. И мне думается, совершенно правильно было бы сказать, что ЦОКС, по сути, стал началом огромного казахского кинематографа, который потом в лице Айманова приобрел замечательных режиссеров».

Главной творческой силой, конечно, была группа интеллигенции, художников, в том числе из Казахстана. Это Абдильда Тажибаев, Габит Мусрепов, Сабит Муканов. В те годы рождалась музыка таких композиторов, как Жубанов, Хамиди, Брусиловский, тоже тесно связанных с ЦОКСом. Герои лучших фильмов, созданных мастерами советского киноискусства в Алма-Ате, не забываются до сих пор. Как не забываются имена Эйзенштейна, Пудовкина, Пырьева и братьев Васильевых, живших в старой Алма-Ате.

Сегодня страницы ЦОКСа интересны и ценны не только для истории кино, но и города. На некоторых старых домах можно встретить мемориальные таблички: в годы войны здесь проживал тот или иной мастер советского кино. Одна из таких табличек напоминает об известном советском режиссере театра и кино, художнике, сценаристе Сергее Михайловиче Эйзенштейне, чей фильм «Иван Грозный» с Николаем Черкасовым в главной роли называют одним из главных достижений ЦОКСа. Рассказ об этом фильме – уже другая история, но также тесно связанная с нашим любимым Алматы.

Популярное

Все
Что мешает развитию ИИ в Казахстане
Бесплатные кружки на грани закрытия
Центральная Азия – регион больших перспектив и возможностей
«Келешек мектептері»: равные условия и возможности
Откровения сельского художника
«Ұстаз»: поворот в профессии педагога
Качество жизни растет
Роль выпускников в работе вузов: глобальные тренды и опыт
В «Ясной поляне» и сеют, и жнут, и... рыбачат
Надежный старт
Очистить от хлама поля
Насколько реальны техногенные катастрофы?
Всем миром и со всем миром
Нет производств без технарей
Достоин памяти потомков
От мундиров до радиостанций
Резонансное дело приняло новый оборот
На полигон отправятся студенты
Субсидии есть, скота – нет
Истоки силы и характера
В Казахстане резко изменится погода
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Жару сменят дожди в Казахстане
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Бесценное богатство из отходов
Если вы подверглись цифровой атаке...
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Торговать не зерном, а крупами
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Началась вторая фаза сохранения Северного Арала
Актуально и сто лет спустя
В Актау проложили 1,5 км новых магистральных инженерных сетей
Токаев не будет праздновать свой день рождения
Что надо знать о половых инфекциях и как избежать неприятных последствий
Глава Сената встретился с Председателем Национального Собрания Армении
Три крупных спортивных объекта Атырау вернули в госсобственность
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Трижды обманувший смерть

Читайте также

Заслон на пути уклонистов и махинаторов
Крепкая связь отцов и детей
Доброжелательная атмосфера в семье – залог счастливого детс…
Истоки силы и характера

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]