По словам вице-министра образования и науки РК Шолпан Кариновой, в настоящее время в Алматы функционируют 17 государственных организаций дополнительного образования, среди которых Дворец школьников, 7 районных домов школьников, Школа искусств, 8 музыкальных школ с охватом более 23 тыс. детей.
– В текущем году ведется работа по модернизации действующего Дворца школьников, разрабатывается проектно-сметная документация для строительства еще двух дворцов школьников в Алатауском и Наурызбайском районах. Кроме того, в планах модернизация зданий всех внешкольных организаций, – сказала вице-министр.
Нужно отметить, что детские государственные организации дополнительного образования позволяют не только занимать детей в летние месяцы, но и предоставляют массу возможностей для выбора интересующего ребенка направления.
Алматинский Дворец школьников с учетом нового постановления главного санитарного врача города в настоящее время перешел на занятия в онлайн-режиме. На официальных страницах дворца в социальных сетях постоянно обновляется информация, публикуются прямые эфиры и записи увлекательных уроков и мастер-классов, которые проводят профессиональные педагоги.
Для ребят сегодня ежедневно работает летний онлайн-лагерь. В нем дети в режиме реального времени, сидя за своими компьютерами или мобильными телефонами, занимаются шахматами, вокалом, рисованием, изучают языки, экологию.
В период каникул Дворец школьников успел провести городской онлайн-фотоконкурс «Мой любимый город – Алматы!», посвященный 30-летию Независимости страны.
В работе выставки приняли участие учащиеся 16 школ города, а также воспитанники таких детских объединений, как «Изобразительное искусство», «Юная мастерица», «Теремок» и другие.
– На сайт Дворца школьников поступило 95 ярких, красочных и содержательных творческих работ. Жюри пришлось потрудиться, чтобы выбрать лучшие из них. Ребята постарались передать красоту многих знаковых и популярных мест города, запечатлев площадь Независимости, парк Первого Президента РК, многочисленные спортивные объекты, центральные улицы с историческими зданиями. По фотографиям, которые ребята прислали на конкурс, видно, что они знают и любят свой замечательный город, – отметила педагог туристско-краеведческого отделения Куляш Абирова.
При Дворце школьников работают детская музыкальная школа, единственная в Казахстане и Центральной Азии джазовая музыкальная школа, а также биолого-экологическое отделение «Станция юных натуралистов».
На днях и среди юннатов прошел флешмоб чтецов стихотворений о Казахстане в рамках знаковой юбилейной даты для всей страны.
В июле текущего года воспитанники Дворца школьников отдохнули в республиканском учебно-оздоровительном центре «Балдаурен-Капшагай».
По словам сотрудников Дворца школьников, на протяжении учебного года в его стенах занимаются 8 200 детей, а в летний период с учетом родительских отпусков и школьных каникул различные кружки посещают 4 300 детей. Из этого числа большая часть ребят из многодетных, малообеспеченных семей, а также воспитанники специализированных интернатов.
Помимо популярного и всем известного Дворца школьников в разных районах города активно работают дома школьников, которые на бесплатной основе организовывают для детей кружки и мастер-классы.
Так, в Доме школьников № 6 занимаются 1 360 детей, которые задействованы в 40 творческих, спортивных и музыкальных кружках. На занятия по художественной гимнастике приводят детей и дошкольного возраста. Для них также открыт кружок «Диагональ», в котором специалисты занимаются с детьми в танцевально-игровой форме.
С усилением ограничительных мер в эти дни занятия по ушу, таэквондо педагоги Дома школьников № 6 проводят на открытом воздухе.
– Недавно в онлайн-режиме мы провели увлекательную викторину под названием «Казахстан – родина моя», посвященную празднованию 30-летия Независимости РК, – рассказывает преподаватель-хореограф, методист Дома школьников № 6 Фархад Касимов. – Ребята отвечали на вопросы, связанные с историей страны, становлением независимости. Наиболее отличившиеся получили дипломы. Также мы уже успели провести мастер-классы по хэнд-мэйду. В режиме реального времени посредством информационных технологий дети шили мягкие игрушки, куклы, мастерили различные поделки.
Как отмечает Фархад Касимов, все преподаватели Дома школьников № 6 – профессионалы своего дела, имеющие высшее педагогическое образование. Кружок актерского мастерства преподает действующая актриса Лиза Серикова, а кружок по вокалу – дипломированные специалисты, выпускники Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.
В Доме школьников № 6 трудятся 5 образцовых коллективов, которые выступают не только на казахстанских, но и на международных площадках. Это вокально-хоровой ансамбль «Сенім», покоривший сцены США, Италии, Испании, стран ближнего зарубежья, театр моды Renaissance, получивший Гран-при правительства Сан-Марино, хореографическая студия «Экзерсис», студия декоративно-прикладного творчества «Saltanat» и вокально-эстрадная студия «Квинта».
– Наши воспитанники нередко успешно строят свою профессиональную карьеру в тех направлениях, которые когда-то привлекли их в детстве. Выпускники «Сенім» становятся студентами мировых консерваторий, поют с выдающимися мэтрами вокального искусства, ученицы хореографической студии впоследствии открывают свои собственные школы танцев, поступают в престижные заведения, – рассказывает Фархад Касимов.
Динмухаммед Жолдас неоднократно становился победителем международных конкурсов в Италии, Грузии, Казахстане. Он уверен, что всех побед достиг благодаря урокам руководителя вокально-хорового ансамбля «Сенім» Турсынай Метербаевны Кудериной.
– С 2013 года хожу заниматься в ансамбль. В его составе участвовал во многих музыкальных проектах, концертах республиканского и международного масштабов. Выступал на официальном открытии Универсиады-2017 и ЭКСПО-2017 вместе с самыми талантливыми детьми республики, – с гордостью рассказал Динмухаммед.
Сами родители детей, посещающих кружки и студии Дома школьников № 6, отмечают, что все педагоги помимо профессиональных качеств обладают прекрасными человеческими качествами, выстраивают с детьми хорошие дружеские отношения.
– Я выражаю большую благодарность Дому школьников № 6. Здорово, что он есть в Турксибском районе, успешно развивается. Дети могут посещать бесплатно кружки, курсы, а это немаловажно в наше время. Моя дочь, Ксения Гавриленко, занимается в вокально-эстрадной студии «Квинта» уже 4 года. Она буквально бежит на занятия, а кроме того, что есть желание, есть и результаты. Хочется пожелать процветания нашему Дому школьников, – сказала мама Ксении.
Семилетней Полине Захаровой тоже очень нравится ходить в Дом школьников № 6.
– В прошлом году я занималась вокалом, танцами, шила игрушки. И обязательно хочу продолжить свои занятия в этом году, – с уверенностью заявила девочка.
Ее мама, Ирина, с готовностью поддерживает увлечения дочери.
– В начале лета дочка посещала пришкольный лагерь, при котором можно было заниматься одновременно в нескольких кружках, – рассказала Ирина. – Дети буквально бежали на занятия в лагерь. Большое спасибо преподавателям! Прекрасно понимаю, что работать с детьми – это призвание и огромный труд. Дети обожают педагогов. Дом школьников № 6 стал нашим вторым домом.
Екатерина Морозова, она занимается в вокально-эстрадной студии «Квинта» у Владимира Ивановича Реймера, призналась, что благодаря занятиям смогла побороть страх выступать на публике и теперь спокойно может выходить на сцену.
Вот и в алматинском Доме школьников № 2, что в Алмалинском районе города, многие дети посещают одновременно два кружка и более. Им интересны и шахматы, и танцы, и многое из области прикладного творчества. Дети увлеченно занимаются информатикой, ходят на кружки по вокалу, домбре, хореографии, дизайну одежды, посещают «Лего-клуб».
– У нас каникул нет. В течение всего года работаем в насыщенном ритме. Правда, летом работаем в несколько сокращенном режиме. Если в течение года наши дети занимаются в 36 кружках, то в летний период имеют возможность выбирать из 12 кружков, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе алматинского Дома школьников № 2 Сауле Оспанова. – Большинство занятий для детей проводится абсолютно бесплатно. Ребята задействованы в кружках по шахматам, начальному техническому моделированию, изучению казахского, английского языков, а также по детской психологии. В июне и июле мы активно проводили мероприятия в рамках празднования 30-летия Независимости Республики Казахстан.
Гордостью и украшением всех городских мероприятий являются ансамбль скрипачей «Дивертисмент», которым руководит педагог высшей категории Софья Затуринская, инструментальный кружок «Дәстүрлі домбыра», его ведет домбристка-кюйши Ольга Сагиндыкова, танцевальный ансамбль «Наргиз» под управлением Михринисы Ибрагимовой. Все эти коллективы работают в Доме школьников № 2.
На его базе также разворачивается летний лагерь для учеников алматинской гимназии № 46.
– Для ребят мы проводим увлекательные мастер-классы по рисованию, шахматные турниры, языковые курсы, – продолжает Сауле Оспанова. – В течение года у нас занимаются 2 603 детей, в летний период – 1 790.
Представитель Дома школьников № 2 обеспокоена тем, что с возможным внедрением подушевого финансирования школьников и в области бесплатных секций и кружков в государственных организациях дополнительного образования одному ребенку можно будет бесплатно посещать лишь один кружок или одну секцию, а не как сейчас – два и более.
– При этом дополнительная финансовая нагрузка ляжет на плечи родителей, а следовательно, это негативно скажется на развитии детей из малообеспеченных и многодетных семей. Для них посещение их детьми домов школьников или других государственных образовательных учреждений на бесплатной основе – самый приемлемый вариант. Ребенок должен иметь возможность заниматься бесплатно, в летний период иметь доступ к многочисленным кружкам и секциям, – обратила внимание Сауле Карсеновна.
Как показывает практика, государственные организации дополнительного образования являются для многих родителей одной из хороших возможностей, а иногда даже и единственной, развивать своего ребенка, а для детей – расти в конкурентной среде, находить верных друзей, добиваться поставленных целей и даже воплощать мечты в реальность. Выбор между коммерческими и бесплатными образовательными учреждениями необходим, при этом внутри самих учреждений тоже должно быть качественное разнообразие учебных направлений. Лишь при таких условиях можно говорить о развитии страны и ее конкурентоспособном обществе. Ведь вклад в образование – это одна из ключевых государственных инвестиций в будущее республики.