Маэстро-ювелир Карл Фаберже часто использовал для своих изделий драгоценные и полудрагоценные камни Рудного Алтая

6716
Галина Вологодская, Усть-Каменогорск – Баден-Баден

Где восток Казахстана и где немецкая земля Баден-Вюртемберг? Расстояние больше 6 тыс. километров, непохожая история, разные культуры. И все-таки две территории объединены как минимум именами знаменитостей – писателя Федора Достоевского и ювелира Карла Фаберже.

фото автора

Первый в Семипалатинске – ныне Семее – во время пятилетней ссылки возродился как личность, вернулся в литературное творчество, был окрылен планами. Зато в курортном Баден-Бадене его запомнили игроком, спускавшим подчистую в рулетку деньги, украшения и даже гонорар за ненаписанный роман. Если в Семее скульптурная композиция отражает прекрасную дружбу Федора Михайловича с Чоканом Валихановым и является культурной фишкой города, то памятник, установленный в баденском сквере, смотрится жутковатой аллегорией темных страстей. Отлитый в бронзе писатель стоит как воплощенное назидание: бойтесь азартных игр, обходите казино стороной!

А вот имя Карла Фаберже, точнее изумительная коллекция его изделий, только сделали атмо­сферу Баден-Бадена еще очаровательней. Что важно – многие экспонаты выполнены из алтайских самоцветов, то есть дарят представление о красоте минералов Восточного Казахстана. Причем выполнены они по технологиям, которые ювелир разгадал и во многом перенял при изучении древних скифо-сакских украшений в знаменитом зверином стиле. Впрочем, обо все по порядку.

Буду делать уникаты

Музею Фаберже в Баден-Бадене в этом году исполнилось 15 лет. В его основе – частная коллекция, выросшая за эти годы в несколько раз. Сокровищница до сих пор остается компактной, камерной. И при этом в небольших, казалось бы, залах можно «зависать» часами – настолько они насыщенные, интересные!

– В городе-курорте всегда много туристов, – рассказывает сотрудник музея, искусствовед Алина Багарик. – Организаторы сразу решили, что основать научный центр сложно, но можно создать праздник. Мы открываем один зал за другим, и наши подарки гостям – это искусство.

Экспозиция шаг за шагом отвечает на вопросы, как юноша-подмастерье вырос до главы ювелирной империи и какое влияние в итоге оказал на мировое искусство. Среди картин есть, например, портрет последней королевы Франции Евгении – своего рода символа эпохи Belle Epoque – Прекрасной эпохи конца XIX – начала XX веков, когда в искусстве смело смешивали жанры, вносили новые тона, подчеркивали детали. Такой микс в конечном счете и определил бесподобный стиль Карла Фаберже.

Отдельный зал посвящен био­графии ювелира. Азы он постигал в отцовской мастерской в Петербурге, где выпускали только копии. А вот художником Карл стал во многом благодаря господину Случаю. Талант подростка сначала заметили в школе технического рисования барона Штиглица, а дальше юноше посчастливилось попасть в стипендиальную программу, подобную нашей «Болашақ», только в XIX веке. Казна выделила группе одаренных молодых людей грант на пятилетнее образование. Первый год – обучение в торговой школе в Дрездене, а также Майсене с посещением всех их сокровищниц. Второй год – школа мастера по золоту Фридмана во Франкфурте-на-Майне. Третий – мастерская скульптора Челлини во Флоренции. Четвертый – бизнес-колледж в Париже, пятый – курс технического рисования в Англии.

– Представьте, молодые люди, амбициозные, с блестящим образованием, повидавшие лучшие коллекции Европы, возвращаются домой и в качестве привилегии – заметьте, привилегии! – получают право бесплатно работать два дня в неделю в лучших музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы, Киева, – продолжает Алина Багарик. – Карлу Фаберже позволили участвовать в реставрации золота скифов.

Вторая половина XIX века ознаменовалась взлетом интереса к археологии. Именно в тот период исследователь Василий Радлов сделал сенсационные находки на Рудном Алтае при раскопках скифо-сакских курганов. Прак­тически все древние золотые украшения были отправлены в главное по тем временам хранилище культурных ценностей – Эрмитаж. Будущий ювелир-виртуоз часами просиживал в музейных мастерских над восстановлением изделий, найденных в скифских курганах в Крыму и, вероятно, на казахстанском Алтае. Осваивал бесподобный звериный стиль, пробовал повторить утраченные техники тончайшей ковки и мелкой зерни. В 1882 году молодой Фаберже представил на выставке копию скифского гребня IV века до нашей эры. По воспоминаниям очевидцев, император Александр III в восторге воскликнул: «Я их не могу различить!»

Еще один шанс будущий маэст­ро получил в 28 лет, когда отец передал ему свою мастерскую. И он его не упустил. По мнению искусствоведов, в этот момент в молодом человеке проявился недюжинный талант менеджера. Карл угадал тренды, позволившие практичес­ки безгранично расширять узкий специфичный сегмент ювелирных изделий. Молодой глава мастерской принял решение, во-первых, делать не копии, а уникаты. И, во-вторых, выпускать, как сейчас сказали бы, ассортимент по демократическим ценам. Одна из витрин дает представление об этом маркетинговом ходе – это знаменитые подарочные яйца, которые и ассоциируются с именем Фаберже. Карл начал продавать маленькие пасхальные яички с приделанными дужками. Они мигом вошли в моду в виде женских украшений. В качестве поделочного материала он использовал относительно недорогие минералы, которыми богаты Алтай и Урал. Судя по геосправочнику, на востоке Казах­стана, например, есть жадеит, бирюза, актинолит, неф­рит, горный хрусталь, малахит, агаты, морион, опалы, яшма и еще масса само­цветов, в том числе драгоценные изумруды, аквамарины и рубины. Только разновидностей яшмы столько, что не хватит пальцев на руках пересчитать: сургучно-крас­ная, серая, палевая, полосатая, с древовидным рисунком, зернистая, с концентрированными кругами…

– У Фаберже работали редкие умельцы – отмечает экскурсовод. – Таких Бажов воспевал в своих сказах. Они понимали природу камня, умели его точить, полировать, подчеркивать рисунок. Стали появляться бусы стоимостью четыре-пять рублей, – это те деньги, которые могли накопить простые люди. Аристократам ювелир предлагал украшения стоимостью до 150 рублей. Князь Юсупов, например, заказывал такие, чтобы одарить на праздник всех служанок.

С подачи молодого мастера доступная ювелирка стала входить в моду в Европе. Следом он наладил выпуск табакерок, шкатулок, трубок, вещиц в виде цветочков, фигурок животных. Их коллекционирование тоже вошло в моду. Дамы ходили друг к другу в гости со специальными блокнотиками, в которые записывали увиденные новинки и спешили приобрести такие же для себя. Помнится, в советское время этих слоников вы­смеивали как проявление мещанст­ва, хотя, разумеется, они только привносили в быт эстетику и уют.

Яйцо с секретом

Самая зрелищная часть экспозиции, конечно, связана с императорской фамилией. В баденской коллекции представлены тиары, ожерелья, перстни, подарочные сувениры… По словам искусствоведа, в архиве правнучки маэстро, жительницы Женевы Татьяны Фаберже сохранилась тетрадь с записями о более 140 цветах и оттенках эмали. Для сравнения: ведущие ювелирные дома сегодня располагают максимум 40 оттенками.

– Если в мастерской, принятой Карлом от отца, трудились 12 человек, то к 1885 году у ювелира было уже 50 работников, – рассказывает Алина Багарик. – О нем стали говорить, за его работами следили на выставках. Директор Эрмитажа в обращении на высочайшее имя даже порекомендовал Карла как художника-ювелира, на которого следует обратить внимание.

В итоге Фаберже был приглашен на аудиенцию, где ему предложили, выражаясь современным языком, госзаказ. Ювелиру поручили изготовление подарков для дипломатических миссий – от Японии до Норвегии, с непреложным условием: соблюдать уважение к культуре иностранцев и почтение к их религиозным чувствам.

На витринах можно увидеть различных слоников из нефрита – их мастерили, понятное дело, для гостей из стран Юго-Восточной Азии – там этот минерал до сих пор считается притягивающим добрую энергию. Роскоши фигуркам добавляли с помощью эмали, рубинов, изумрудов, бриллиантов. Есть и розовые слоники – выполненные специально для короля Тайланда. Фаберже, перфекционист в своем деле, учел даже такой незначительный, казалось бы, нюанс, как цвет королевской династии. У действовавшего на тот момент тайского монарха это был розовый.

– Император был самым крупным клиентом ювелира, – отмечает искусствовед. – Мы показываем, например, перстень, заказанный к 300-летию Дома Романовых, с изображением двух профилей – Николая II и его жены Александ­ры Федоровны. По традиции от имени императорской семьи золотые кольца дарили выпускницам балетной школы в Мариинском театре, лучшим артистам. Перстни с бриллиантами вручали дирижерам оркестра Мариинского театра. Их получили Чайковский, Берлиоз, Лист, Вагнер, Рахманинов.

Отдельная история – коллекция подарочных пасхальных яиц для супруги императора. Каждый год маэстро предлагал новый оригинальный дизайн и главное – вкладывал сюрприз, отражающий историю семьи, например, часы с изображением на крышке 12 ангелочков – хранителей наследников престола. Всего для монаршей семьи было изготовлено 52 яйца – 52 истории.

Для vip-заказов, в том числе дипломатических даров, маэстро использовал золото и серебро, которые часто еще покрывал эмалью. Известно, что драгметаллы ювелиру поставляли с ленских приисков Варвары Кельх. Вместе с тем легко предположить использование и восточно-казахстанского золота. Рудный Алтай исторически славился запасами цветных металлов. На реках Курчум, Шар, Буконь, Кулуджун с древних времен добывали самородное и россыпное золото пробой 905–948. По статданным, в 1901–1907 годах на Рудном Алтае было добыто 4 600 кг желтого металла, встречались самородки весом 1–2 кг. В 1912 году в Кокпектинском районе на Касаткинском ключе нашли самородок в 6,5 кг, а в 1914 году в Курчумском районе на ручье Караоткель вымыли золотую «конскую голову» весом 16,8 кг! Вряд ли маэстро упускал шанс поработать с металлом высочайшей природной чистоты.

Частные коллекции, государственный подход

При входе в баденский музей можно увидеть барельеф с порт­ретом маэстро-ювелира. К началу ХХ века талантливый менеджер поднял свою компанию до уровня империи. В 1912 году в нее входили 16 мастерских в Петербурге, Москве, Одессе, всего 800 умельцев. Кто-то отвечал за работу по камню, кто-то – за золото, бриллианты, эмаль… Их руководители обладали именными клеймами, конкурировали между собой, состязались в технологиях, дизайне, креативе. Сам маэстро, к слову, постоянно продолжал корпеть над наковальней. При нем всегда был молоток: если изделие ему не нравилось, ювелир мог его разбить. Если же все устраивало, он говорил: «Вещь окончена».

– В годы Первой мировой войны Фаберже перевел свои мастерские на выпуск изделий для обороны, – раскрывает подробности искусствовед. – Так он спасал своих мастеров от демобилизации. В Москве делали патроны, гранаты, пороховые бочки, полевые кухни, оборудование для медицинских поездов. В Петербурге изготавливали шприцы. В письме Керенскому в 1917 году он писал: «Делаю миллионы втулок».

А дальше… империя рухнула. После революции предприятие было национализировано, оборудование и изделия разграблены. Большинство шедевров так или иначе утекло за границу. Сам маэстро бежал сначала в Ригу, а потом в немецкий Висбаден. Он так и не смог оправиться от удара. Великого ювелира не стало в 1920 году.

Сегодня коллекционеры пробуют собрать замечательные поделки и украшения, выискивая их на аукционах, в частных собраниях. Музей в Баден-Бадене – прекрас­ный образец государст­венного подхода к наследию великого мастера.

– Примерно 80% всех изделий Дома Фаберже – это практические вещи, – подытожила Алина Багарик. – Около 12% – знаменитые коллекции из полудрагоценных камней: алтайских, уральских. Остальное – чисто украшения, в том числе пасхальные подарки и маленькие яички-подвески. Карла Фаберже называли «ученым и образованным ювелиром», потому что свои уникальные технологии он основал на опыте древних скифских мастеров.

Популярное

Все
Победный выезд «Барыса»
Как восполнить дефицит врачей
Трилистник кофейных предпочтений
За чей счет сделка, господа риелторы?
Так держать, молодежь!
Уважайте пешеходов!
Защитить детей в цифровом пространстве
Умное финансирование детсадов?
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Все строго по правилам
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
В работе помогает робот
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
В Halyk Bank выдали кредит на человека с инвалидностью
Молодежь созидает будущее
В Шымкенте представлена монография Александра Подушкина о государстве Кангюй
На счету уже 18 медалей!
Молодые казахстанцы создали приложение для изучения английского языка
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Сегодня – День бурильщика
Алматы и Шымкент связала четырехполосная трасса
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
От швейной машинки – к фабрике полного цикла
Когда традиции и инновации работают на общее благо
В соперниках – чемпионы Бельгии и Польши
«Важный политический и практический шаг» – эксперт о госвизите Токаева в Узбекистан
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?

Читайте также

«Рука в рукавице»: в Астане состоялась совместная выставка …
Национальный театр имени Мухтара Ауэзова открыл сотый теат…
В Национальной академической библиотеке Казахстана открыли …
Юные вокалистки из Казахстана стали призёрами международног…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]