Обзор законотворческой деятельности Парламента РК в его постоянном, тесном и творческом сотрудничестве с Правительством, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, Ассамблеей народа Казахстана, многими другими государственными институтами и общественными объединениями, бизнес-сообществом и ведущими экспертами свидетельствует о том, что в кратчайший исторический период в результате напряженной работы депутатского корпуса и многих специалистов начала закладываться законодательная основа общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел".
Очевидны не только масштаб и объемы уже проведенной и продолжающейся огромной работы, но и то, что уже реально, в повседневной практике реализуются заложенные Президентом Казахстана – Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым пункты Плана нации "100 конкретных шагов" по реализации первоочередных институциональных реформ. Это пункты, касающиеся транспарентности и подотчетности государства, профессионализма в деятельности высших органов государственной власти и управления.
Для любого гражданина очень важно видеть, как работает власть, что ею предпринимается для реализации стратегических векторов развития экономики, государственности, общества. Важно знать, на что мы, государство и общество, опираемся в правовой сфере, на что мы, люди, граждане, вправе рассчитывать и на что надеяться. Приступив к реализации стратегических программ Президента, мы имеем дело с задачей огромной важности – формированием через сегодняшнюю законотворческую деятельность основ новой государственно-правовой культуры, соответствующей принципиально новому историческому этапу развития страны.
Можно сколь угодно подробно и всесторонне рассматривать содержание законов, их "архитектонику", связанность с насущными государственными, социальными, экономическими, культурными проблемами, вопросами эффективности всех сфер управления, с задачами индустриализации и внедрением инновационных достижений науки и так далее. Это, так сказать, аспекты целого ряда способов видения, правопонимания и правотолкования.
Есть еще один момент. Он связан с вопросом преломления меняющейся, модернизирующейся основы государственной и правовой политики в жизни каждого гражданина страны. На "философском языке" это можно было бы назвать "самоидентификацией личности в меняющемся правовом поле, в меняющейся правовой культуре".
Личность – есть центр, фокус и даже "стержень" современной демократической правовой культуры. Ибо если право и фиксирующий его в позитивных нормах закон не проходят через личность, ее сознание, волеустремление, целевые установки и тому подобные "вещи", то в принципе никакой "правовой культуры" и быть не может. Всякая социальная организация, всякий социальный институт так или иначе завязаны на то, что организуются, институционально охватываются и детерминируются именно личности, а не просто какие-то абстрактные "субъекты" социальных, правовых, политических, экономических, этнокультурных и прочих отношений. Право и правовая культура как социальные и исторические образования, как социальные институты, – не исключение, а, наоборот, значимое подтверждение этого правила.
И если правовая культура есть то, что онтологически и духовно-практически созидается, развивается людьми на благо их совместного общественного и личностного бытия, и в основе чего лежит некая Идея Права и ее практическое воплощение в позитивном законодательстве, если она вмещает в себя правовую науку, правотворчество, правоприменение, юридическое образование, философию права и так далее, то с точки зрения суждений, высказанных чуть выше, правовая культура обладает во всех смыслах и чертах вполне значимым и весьма существенным для понимания этой Идеи Права и воплощения идеалов правовой жизни государства, общества и человека, личностным измерением.
Кардинальные демократические преобразования нашего общества, поддержание в нем гражданского мира, согласия, общественного спокойствия и дальнейшее его процветание люди все чаще связывают не только с успешностью экономических реформ, но и с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека, развитым правосознанием наконец.
Концепцию"Мәңгілік Ел", озвученную Президентом в Послании "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее", необходимо связывать и с вопросами формирования новой государственно-правовой культуры. Национальная идея по определению содержит все аспекты "идеологии бытия" народа, в том числе и в сфере права.
Послание Лидера нации содержит в себе значимое ключевое слово, это "единство", "единый", "единение". Именно его можно рассматривать как один из основных концептов Послания.
Президент очень обстоятельно говорил в Послании о политике, праве и законодательстве. В этом контексте имеет определенный интерес вопрос – философию какой культурной парадигмы, в том числе правовой культуры, мы будем закладывать в основу нашего дальнейшего развития? Когда мы говорим о единстве экономики, политических процессов, о той идее, которую Президент озвучил, а в его Послании есть очень красивая мысль, идея культурной политики: он говорит о конкурентоспособной культурной ментальности народа, – вот когда все это вместе мы прочтем, вот тогда выходим на тот финал, которым Президент завершает свое Послание. Это единство решения задач: экономических, политических, культурных, духовных, правовых, интеллектуальных, образовательных и так далее. Вот это в сумме дает тот фундамент, который станет сферой, средой и одновременно базой реализации идеи "Мәңгілік Ел", всего, что в нее заложено и с нею связано. Если мы сможем понять детали и воспроизвести их в своем сознании, тогда мы сможем понять до конца ее глубину.
И сможем переложить эту глубину и на созидание новой правовой культуры. При условии, что начнем это созидание с каждого себя, внутри собственного личностного "правового пространства". Еще один принцип, заложенный в "100 шагах", – это принцип служения. Да, его предметно связывают со служением государственной власти людям, обществу. Но это ведь тот самый принцип, который каждый гражданин попросту обязан применить и к себе.
Сегодня все говорят о необходимости подъема правовой культуры, развитии правосознания. Но в первую очередь важно понять, что насущная необходимость утверждения во всех сферах общества, прежде всего в экономике, государственной жизни, столь желанной строжайшей правозаконности, верховенства права, стало первоочередной, опережающей все другие задачей, требующей незамедлительного, полного и последовательного решения, – это дело каждого казахстанца. Это можно было бы назвать правовой составляющей подлинного патриотизма.
Право опирается на деловую и духовную самостоятельность субъекта, ориентируется на его самодеятельность. Оно призвано оградить автономию человека и вместе с тем реализуется организованной и уполномоченной властью. Вот от этого сочетания личностного и "властно-уполномоченного" в определенной мере и зависит эффективность реально функционирующей правовой культуры. Утверждение принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как личности, как независимого субъекта во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, правовой, моральной, нравственной, эстетической, религиозной и так далее. Этот принцип, как известно, является основополагающим во всех теориях о правовом государстве и гражданском обществе, наряду с принципом безусловного признания приоритета прав человека, принципом разделения властей и другими.
Наряду с той последовательной и напряженной законотворческой работой, которая нацелена на государственно-правовое обеспечение стратегических программ и приоритетов развития Казахстана, есть смысл в целом понять существо строительства новой правовой культуры, органически включенной в жизненно важную идеологию и концепцию "Мәңгілік Ел".
Алексей ШВЫДКО, к. ф. н., доцент, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК, заместитель руководителя Центра подготовки научных кадров "Ғылым Ордасы"