Миллиард под колеса

883
Елена Ульянкина, Карагандинская область

Областную дорогу Караганда – Тогызкудук – Ботакара отремонтировали в прошлом сезоне. На нее потрачено более 1 млрд тенге. Подрядная организация сделала основание и уложила асфальт толщиной в 5 см. Этого слоя достаточно для проезда легковых автомобилей и грузовиков с нагрузкой не более 8 тонн на одну ось.

Но далеко не все соблюдают эти весовые требования. По областной дороге то и дело шныряют 40-тонные китайские самосвалы, груженные углем и щебнем с разрезов, расположенных в Бухаржырауском районе. Их колеса уже продавили новенький асфальт в нескольких местах. Подрядчик поставил на эти вмятины заплатки, однако они продержатся недолго.

– В прошлом году, когда завершился ремонт, мы с односельчанами дежурили на трассе, – рассказала жительница села Тогызкудук Гульжан Ильясова. – И чуть на асфальт не ложились, чтобы не пропустить грузовики-шахманы с углем. Сюда приезжали полицейские, требовали, чтобы мы освободили трассу, и даже силой оттесняли нас с проезжей части. Мы понимали, что нарушаем закон, но другого выхода не было. Потому что самосвалы разбивают нашу дорогу. Асфальту нет еще и года, а он уже начал крошиться по обочинам.

Устав в одиночку бороться с многотонными нарушителями, сельчане обратились за помощью к властям. Первыми отреагировали областная инспекция транс­портного контроля и дорожная полиция. Они организовали возле села Тогызкудук передвижной пост: останавливали самосвалы, измеряли их вес и в случае превышения тоннажа выписывали штрафы.

– Штрафы у нас немаленькие – от 40 МРП, то есть от 110 тысяч тенге, и выше, – говорит замес­титель начальника инспекции транспортного контроля по Карагандинской области Дастан Жумакулов. – Сначала наказывали перевозчиков, и интенсивность движения грузовиков упала. Она стали появляться, когда инспекторы покидали пост. Ведь дежурить постоянно на одной и той же дороге мы не можем, хотя нагрузка на нее, конечно, серьезная. В пиковый сезон, когда идет подготовка к отопительному сезону, по трассе Караганда – Тогызкудук – Ботакара проезжают до сотни самосвалов в сутки.

Выход из ситуации есть. Но, видимо, промышленные предприятия не хотят ему следовать, поскольку он весьма затратный.

– Мы считаем, что угольные карьеры должны построить для себя технологическую дорогу и возить по ней свои грузы, – пояс­няет Дастан Жумакулов. – Мы об этом неоднократно писали руководству добывающих предприятий. Оно обещало, что все сделает, но дальше слов дело не пошло.

Понимаете, вовсе перекрыть движение грузового транспорта по областной дороге мы не можем. Потому что обеспечение населения углем – это социально важный вопрос. Нельзя допус­тить, чтобы люди стались без топлива.

Инициативные жители села Тогызкудук устали ждать, пока власти примут меры, и обратились с жалобой в Антикоррупционную службу. Ее представители устроили выезд на дорогу Караганда – Тогызкудук – Ботакара и пригласили все заинтересованные стороны. Приехали транспорт­ные инспекторы, сотрудники акимата, депутат районного маслихата и директор угольного разреза «Кузнецкий».

– Неправильно говорить, что карьер разбивает автодорогу! – заявил директор угольного разреза «Кузнецкий» Женис Абдикеев. – Мы построили для себя железную дорогу. 90% угля доставляем по ней. А по автомобильной дороге уголь возят частные перевозчики. Запретить им это мы не можем, они нам не подчиняются. Мы тоже хотим сохранить новую дорогу. Она нам тоже нужна!

Как выяснилось, многотонные самосвалы, перевозящие уголь и щебенку, не принадлежат промышленным предприятиям. Это действительно частники, продаю­щие груз на сторону.

– Водители изначально знают, что нарушают весовые нормативы, – уверяет замруководителя транспортной инспекции. – ­Поэтому на карьере специально не берут товарно-транспортную накладную. Мы их штрафуем, но от этого не легче. Они прячутся, выжидают время, а когда сворачиваем мобильный пост, снова выезжают на дорогу.

Власти считают, что пора действовать жестко. Первым делом следует поставить на трассе знак, запрещающий проезд больше­грузного транспорта. А потом – обустроить стационарный пост транспортной инспекции. Грузовики будут взвешиваться, а их владельцы в случае превышения весовых параметров – подвергаться штрафам.

Возможно, перевозчики устанут платить немалые деньги за нарушения и вынудят добывающие карьеры заняться обустройст­вом отдельной технологической автодороги.

Популярное

Все
Электрослесарь потушил пожар в шахте
Будет создан Научный центр ревматологии
Более семидесяти новых технологий внедрили в Национальном центре нейрохирургии
Архивная рукопись рассказа Мухтара Ауэзова стала настоящим событием
В Алматы состоялся форум детских и молодежных инициатив
Добыть и приумножить
Монография «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах» демонстрирует новые подходы в изучении советской истории
У олимпийской сборной Казахстана 50 лицензий в 16 видах спорта
В Шымкенте отбита «тарифная атака» на бизнес
Главными ценностями остаются единство и духовный рост
Христо Кючуков: «Языки надо учить по любви»
Состоялся Х конкурс юных пианистов имени Ахмета и Газизы Жубановых
Наступит ли эпоха развитого туризма?
Ассамблея стала важнейшим институтом волонтерства и благотворительности
Звезды провели экскурсию в музее
Таксист спас пенсионерку от мошенника
Остановилась в шаге от финала
Cердцами с теми, кто пострадал от паводков
Уже третье поколение семьи Лапшиных трудится на ТГПК
А вдруг приспичит?
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Молодой казахский композитор пленил Женевскую публику
Паводки: более 36,7 тыс. человек вернулись домой
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор

Читайте также

Молодой лес вырос за день
Обустройство новых мест отдыха
Зелени в Улытау будет больше
Чувства не поддаются унификации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]