Мошенничество в системе онлайн-торговли, противоправные отказы в просьбе принять обратно ранее купленный товар – довольно распространенные на сегодня явления

264
Юлия Миленькая, Алматы
Как показывает практика, покупатели нередко становятся заложниками недобросовестного обслуживания и бездействия предпринимателей в разрешении конфликтных ситуаций. Между тем существуют действенные рычаги давления на недобросовестных представителей бизнеса со стороны государственных и общественных организаций по защите прав потребителей.

По словам и. о. руководителя департамента по защите прав потребителей Алматы Сауле Махатовой, потребительские споры нередко возникают при возврате товара ненадлежащего качества. Это касается как розничной, так и электронной торговли.

По итогам работы городского департамента по защите прав потребителей за первое полугодие 2021 года алматинским потребителям услуг было возвращено 28 млн 425 тыс. 969 тенге.

– На сегодня действует трехступенчатая система рассмотрения жалоб потребителей, – рассказывает специалист. – Первая ступень подразумевает самостоятельное обращение клиента с претензией к продавцу с целью урегулирования конфликта в добровольном порядке, не доводя дело до суда. Если вопрос не решился, гражданин вправе обратиться за помощью к общественным объединениям либо в уполномоченные госорганы по защите прав потребителей. Кстати, на втором этапе департаменты по защите прав потребителей могут выписывать бизнесу крупные штрафы – от 100 до 600 МРП. Третья ступень подразумевает непосредственное обращение в суд.

Представитель департамента обращает внимание на то, что суд может оставить иск без рассмотрения на том простом основании, что заявителем не пройдены первая и вторая ступени разбирательства.

– Сегодня успешно действует единая система информации и рассмотрения жалоб e-tutynushy.kz. Для удобства потребителей работает и мобильная версия портала, – рассказывает Сауле Махатова. – Как только к нам поступает жалоба, мы в тот же или на следующий день обрабатываем ее и запускаем в работу, то есть начинаем взаимодействовать как с потребителем, так и с предпринимателем.

Предприниматель сразу видит поступившее на его компанию заявление и в течение 10 дней имеет возможность самостоятельно решить возникшую проблему. Если этого не происходит, то к процессу подключаются государственные органы.

К слову, при помощи e-tutynushy.kz потребитель может обратиться с претензией не только к коммерческим, но и к государственным органам, например, при возникновении проблемных вопросов, связанных со сферами ЖКХ, образования и другими.

– Если в отношении субъекта предпринимательства поступает более 10 сообщений, департамент вправе перенаправить от имени потребителей иск в суд. На данный момент от нас подан иск от 20 заявителей, – говорит Сауле Махатова. – Он находится на стадии рассмотрения в Алатауском районном суде Алматы. В отношении одной компании по изготовлению мебели было возбуждено уголовное дело. Изначально с жалобой на эту коммерческую структуру к нам обратились шесть заявителей. Суть проблемы заключается в том, что люди перечислили компании деньги, но заказанной мебели не получили.
Юристы департамента оказывают потребителям помощь и в составлении претензии к продавцу.

– Шаблон и образец претензии направляем на электронную почту потребителя. В свою очередь он редактирует текст под свою ситуацию и обращается с ним к продавцу. Очень часто, ознакомившись с письменной претензией, предприниматель решает возникшие разногласия на месте, – продолжает Сауле Махатова. – В моей практике был такой случай: мужчина купил путевку в одной туристической компании, но каждый раз та переносила даты тура. Когда покупатель путевки стал возмущаться и требовать возврата денег, турфирма предложила «еще немного подождать». Он обратился в наш департамент, я помогла написать претензию.

Буквально через два часа покупатель путевки перезвонил мне и сказал, что ему на карточку вернули один миллион тенге – сумму несостоявшегося тура.

С наступлением пандемии, введением карантинных ограничений в городе стремительно начала развиваться онлайн-торговля. Активизировались и мошенники, не поскупившиеся на красочное оформление своих виртуальных страниц с товарами и ценами ниже рыночных.

В итоге покупатели пересылают деньги, а взамен, даже если что-то и получают, то далеко не то, что ранее было обещано нечистыми на руку продавцами. В случае недовольства доверчивых граждан мошенники либо блокируют их, либо уведомляют, что товары обмену и возврату не подлежат.

– Нередко, обращаясь к нам, обманутые клиенты даже не знают юридического адреса фирмы, в которой они за немалые деньги приобрели некачественный товар, – говорит специалист департамента. – И только столкнувшись с обманом, люди начинают скрупулезно изучать данные о компании, читать отзывы о ней предыдущих клиентов. Согласно пункту 2 статьи 33-2 Закона РК «О защите прав потребителей», на интернет-ресурсе, который используется продавцом (изготовителем, поставщиком продукции или услуги), обязательно размещение информации с его контактными данными (фактическим адресом и номером телефона).

Сауле Махатова положительно отмечает работу общественных объединений по защите прав потребителей. И в подтверждение приводит случай, когда одинокому 76-летнему жителю Алматы помогли именно представители такой структуры. Пенсионера привлекла телевизионная реклама экзотических мини-деревьев. В фирме ему пообещали прислать настоящие саженцы. Он заказал семь видов таких деревьев, оплатив за них 45 тыс. тенге. Через некоторое время получил по почте не мини-деревья, а мини-бандероль, в которой оказались лишь семена.

Общественная организация по защите прав потребителей помогла пенсионеру решить проблему и вернуть деньги всего за один день.

Сауле Махатова призывает покупателей изучать свои права, требовать фискальные чеки при покупке товаров, сертификаты на те или иные товары и услуги, доверять только проверенным компаниям и организациям, в особенности при покупках в режиме онлайн.

– Для решения проблемных вопросов горожане могут обращаться на сайт единой информационной системы и рассмотрения жалоб e-tutynushy.kz,
Telegram-бот по защите прав потребителей (@kzpp_bot) и на нашу горячую линию
8-727-393-25-90, – заключила представитель департамента.

Популярное

Все
Проглотившего зубочистку мужчину спасли в Таразе
Избивали и насиловали: похитители почти 20 дней удерживали 21-летнюю девушку в Алматинской области
В конце прошлого года Национальной академии наук вернули государственный статус. Изучив статистические данные, мы узнали, каких «остепененных» ученых в стране больше всего и как ситуация менялась со временем
Учителя истории в Атырауской области могут привлечь к ответственности за проведение археологических раскопок
Коррупционные скандалы сотрясают систему образования Шымкента и Туркестанской области
В Шымкенте грядет повышение тарифа на проезд в общественном транспорте
Кадров нет, тепла не будет!
Приютят, накормят, подсобят
Село Актас Талгарского района становится одним из самых пожароопасных населенных пунктов республики
В Алматинской области не прекращаются случаи жестокого обращения с животными
Фермеры остались без субсидий потому, что портал GOSAGRO.KZ, который должен был «подключиться в январе», до сих пор не действует, а система Qoldau.kz прекратила работу
Более сорока вузов предоставят около трех тысяч бесплатных мест для обучения граждан, отслуживших срочную воинскую службу
В ожидании большой воды
Подготовка продолжается
Гарантия особого порядка
Вed tax, кешбэк и гранд-тур
Вторые в Азии
Зимняя европейская сессия
Браво, Елена!
Перезагрузка образовательной среды
Скончался известный казахстанский композитор Арман Дуйсенов
Десятки тонн овощей, выращиваемых в теплицах, замерзли в Шымкенте и Туркестанской области
Названа причина смерти сенатора Гульмиры Каримовой
Школьника убили в Алматы
Коммунальщики Алматинской области жгут старые автомобильные покрышки, чтобы отогреть перемерзший водопровод
Новый вид мошенничества придумал житель Шымкента и успешно опробовал его на таксистах
В трагические дни января 2022 года Талдыкорган облетела тяжелая весть: совершено нападение на СИЗО
Легализация иностранных автомобилей стартовала в Казахстане
Действительность нашей жизни – торговля людьми. Кто в зоне риска?
Текущее состояние энергетических объектов многих регионов республики, тепловых и других сетей коммуникаций, находящихся под управлением частного бизнеса, требует не только отпуска тарифного «джинна из бутылки», но и комплексного подхода к решению накопившихся проблем в сфере жизнеобеспечения городов
Чтоб и волки были целы, и копытные сыты…
Казахстан возобновляет прямое авиасообщение с Азербайджаном
Акушерки продали новорожденного за 1,5 млн тенге в Таразе (видео)
На партийном поле перемены
В режиме инфляционного таргетирования
Трое парней погибли в ДТП в Алматы
Определилось итоговое место Казахстана в медальном зачете зимней Универсиады
Сборная Казахстана по хоккею разгромила команду Японии на Универсиаде в США
Практически все страны Центральной Азии и Ближнего Востока столкнулись нынешней зимой с нехваткой электроэнергии и тепла
Тело погибшей в Италии Асем Жарбосын доставят в Казахстан до конца недели – МИД
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым годом
Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей
Какая погода ожидается в Казахстане в январе
Новые подробности в деле об убийстве 4-летнего ребенка в Актобе
Ключевые организаторы январских беспорядков установлены – генпрокурор
Назначен новый министр культуры и спорта Казахстана
Токаев сменил министра просвещения Казахстана
"Трое детей убили себя из-за игры в TikTok" – на рассылку ответили в МВД
Подросток из Хромтау скончался при странных обстоятельствах в лагере в Боровом
Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги
Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы
Азамат Ескараев возглавил Министерство юстиции Казахстана
Девочку-подростка жестоко избили сверстницы в Талдыкоргане – комментарии полиции и акимата
Нурсултан Назарбаев перенес операцию на сердце
Айдар Жарылганов возглавил отдел в администрации президента Казахстана
На целое тысячелетие удревнилась маханджарская культура Тургайского прогиба благодаря исследованиям костанайских археологов
Инновации на развалинах аграрной науки
Избившего супругу в лифте мужчину арестовали в Астане
Асат Нурпеисов стал заместителем управляющего делами президента РК
Какие изменения будут вводить на госслужбе в Казахстане

Читайте также

Общество
Новые миграционные правила начали действовать в Казахстане
Общество
Коррупционные скандалы сотрясают систему образования Шымкен…
Общество
В Алматинской области не прекращаются случаи жестокого обра…
Общество
Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]