​Муки мукомолов

1577
Любовь Доброта, Шымкент

Зерновой элеватор ТОО «Алтын Дан» непривычно пуст. Мощности комбината позволяют перерабатывать в сутки 1 тыс. тонн зерна. Запасов же пшеницы осталось на пару суток. И это при том, что в северных регионах страны отправки на юг ждут десятки тысяч тонн зерна, позволяющие обеспечить бесперебойную работу крупнейшего мукомольного комбината области на весь год.

– Мы не можем привезти пшеницу, потому что нет зерновозов, даже крытых вагонов нет, и самое главное – нам их никто даже не обещает, – говорит директор ТОО «Алтын Дан» Бахарам Абдукаримов. – Компания «Астык Транс» уже несколько месяцев обслуживает нас с перебоями, а сейчас и вовсе не принимает заявки. В сутки для бесперебойной работы нам надо 15 вагонов зерна, расчет на месяц соответственно идет на сотни.

В сентябре здесь так и не дождались 45 зерновозов с пшеницей. В октябре при заявке 270 вагонов получили только 130, а на ноябрь заказы вообще не принимают, ссылаясь на отсутствие подвижного состава.

В такой же ситуации оказались еще полсотни зерноперерабатывающих предприятий Южного Казахстана. К слову, именно на юге расположена почти половина мукомольных комбинатов страны. За год они сообща перерабатывают около 1 млн тонн зерна. При этом 80% произведенной муки отправляется на экспорт, что составляет более трети от общего объема отечественного экспорта данной продукции. Мукомолы Южного Казахстана поставляют муку в Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан, Узбекистан. У каж­дой компании есть договорные обязательства, невыполнение которых предполагает уплату неустойки.

Дополнительные расходы требуются и для того, чтобы заплатить за хранение закупленных объемов зерна в Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях. Руководитель ТОО «Grain house» Жанна Зубарева говорит, что на предприятии появилась еще одна не предусмотренная расходная статья. За хранение на элеваторе одной тонны зерна надо ежемесячно платить 350 тенге. Компания уже два месяца не может вывезти почти 10 тыс. тонн пшеницы, и в итоге убытки исчисляются значительной суммой.

– С нами в «Астык Транс» даже не хотят разговаривать, ссылаясь на то, что все вагоны ушли в Россию, там большой урожай собрали, и бросают телефонную трубку, – подключается к разговору руководитель ТОО «Пионер» Чингиз Абдиев. – А как нам быть? Останавливать производство? Распускать людей? Что с зерном, за которое сделана предоплата? Как быть с поставкой муки по заключенным с иностранными партнерами контрактам? И как рассчитываться по кредитам? Сплошные вопросы, на которые нет ответов. Четыре года назад, когда создавалось «Астык Транс», нам обещали, что компания выстроит логистическую систему маршрутных поездов и гарантированно обеспечит железнодорожные перевозки зерна более эффективным путем. И вот результат: нет вагонов, нет зерна...

Действительно, совместное предприятие по перевозке зерна создано 8 августа 2013 года на паритетной основе между АО «Қазтеміртранс» и ЗАО «Русагротранс» – крупнейшим оператором России в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов. Тогда же было заявлено, что общий вагонный парк СП составит порядка 10 000 вагонов-зерновозов и позволит перевозить до 9 млн тонн зерна в год. А еще зернопереработчикам обещали, что зерновой рынок Казахстана, страдающий от недостатка транспортных возможностей перемещения зерна как внутри страны, так и на экспорт, с появлением нового казахстанско-российского железнодорожного зернового оператора станет значительно мобильнее. Дескать, объединение усилий не только создаст предпосылки для развития компаний, но и новые возможности для всего аграрного рынка стран Таможенного союза, позволив модернизировать логистические мощности.

Мукомолы Южного Казахстана заявляют, что обещанной четкой работы по транспортировке урожая они так и не дождались, несмотря на то что сначала повысилась стоимость транспортировки, затем железнодорожники объявили о введении новых тарифов на железнодорожные перевозки. Плюс к этому появились новые расходные статьи: тариф за порожний возврат вагона и вознаграждение за услуги транспортной экспедиции...

В порту Актау простаивает порядка 1 100 вагонов. Эту цифру озвучил руководитель АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев на совещании по организации перевозок зерна нового урожая, состоявшемся в минувшую пятницу. В нем приняли участие представители АО «НК «Продкорпорация», Актауского международного морского торгового порта и морского северного терминала, АО «Астык Транс», а также крупных компаний, занятых на рынке зерна.

– Из-за несогласованных действий между отправителями и получателями грузов образовалось скопление вагонов на припортовых терминалах в ожидании перевалки на судно при экспортных поставках. В итоге возникают сложности при организации перевозочного процесса и оказании транспортных услуг. Для разрешения ситуации в порту Актау необходимо до 1 ноября обеспечить готовность к приему зерна в терминалах, подтверждение фрахта, рационально использовать парк вагонов, – отметил в связи с этим Канат Алпысбаев.

По информации директора департамента АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Даулетбека Нигметова, по состоянию на 27 октября текущего года грузоотправителями заявлено к перевозке более 1,2 млн тонн зерна, в том числе на экспорт – 836 тыс. тонн. В октябре текущего года планируется обеспечить погрузку более 800 тыс. тонн. Имеющимся парком зерновозов можно обеспечить перевозку до 1 млн тонн зерна в месяц при условии соблюдения норм оборота вагонов.

Срок простоя вагонов в ожидании погрузки в среднем увеличился с 2 до 5 суток и зачастую до 15 суток. Это связано с одномоментным предъявлением зерна к перевозке, без учета технических возможностей инфраструктуры и планирования перевозок имеющимся подвижным составом. В результате идет потеря погрузочных ресурсов и создается искусственный дефицит вагонов.

Между тем в Южном Казах­стане на потребительском рынке уже подорожала мука. В среднем один килограмм этого продукта первой необходимости стоит теперь на 2 тенге дороже...

Популярное

Все
Токаев: «Курбан айт олицетворяет идеалы добра, милосердия и справедливости»
Творить добро и проявлять милосердие
Пусть совершаются дела благие
Токаев поздравил работников сферы здравоохранения с профессиональным праздником
Бектенов: «Курбан айт напоминает нам о вечных ценностях – милосердии, бескорыстии и великодушии»
Преодоление. Пять лет созидания
Больше половины инвестпроектов по строительству молочно-товарных ферм в Костанайской области на грани срыва
В Индонезии сетчатый питон съел женщину
Выход на сушу стоил позвоночным способности к регенерации
Фанаты Димаша изучают казахский язык
«Мы никогда не сталкивались с такими огромными площадями распространения саранчи» - вице-премьер
День животноводов отмечается в Казахстане
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Димаш Кудайберген принял участие в проекте главного телеканала Китая
КазНТОБ имени Абая завершает сезон постановкой «Сильфида»
Уровень реки Жайык продолжает снижаться
Восемь дзюдоистов представят Казахстан на Олимпиаде в Париже
Пьяный пассажир авто напал на полицейских в Уральске
Сеул возобновляет вещание в КНДР через громкоговорители
Потребление мяса и мясопродуктов в РК выросло на 2%
Военные Израиля освободили четырех заложников в Газе
Беспомощную престарелую женщину спасли в Степногорске
Ремонт дорог продолжается в столице
Данилина выиграла парный турнир в Бари
Зангар Нурланулы стал первой ракеткой Азии среди юношей
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
У Ватикана есть процедура для проверки сообщений о сверхъестественном
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии

Читайте также

Точки роста на карте страны
В Конаеве открылся летний лагерь для особенных детей
В спорте нет границ
Уникальный музей боевой техники открылся в Конаеве

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]