​Муки мукомолов

1585
Любовь Доброта, Шымкент

Зерновой элеватор ТОО «Алтын Дан» непривычно пуст. Мощности комбината позволяют перерабатывать в сутки 1 тыс. тонн зерна. Запасов же пшеницы осталось на пару суток. И это при том, что в северных регионах страны отправки на юг ждут десятки тысяч тонн зерна, позволяющие обеспечить бесперебойную работу крупнейшего мукомольного комбината области на весь год.

– Мы не можем привезти пшеницу, потому что нет зерновозов, даже крытых вагонов нет, и самое главное – нам их никто даже не обещает, – говорит директор ТОО «Алтын Дан» Бахарам Абдукаримов. – Компания «Астык Транс» уже несколько месяцев обслуживает нас с перебоями, а сейчас и вовсе не принимает заявки. В сутки для бесперебойной работы нам надо 15 вагонов зерна, расчет на месяц соответственно идет на сотни.

В сентябре здесь так и не дождались 45 зерновозов с пшеницей. В октябре при заявке 270 вагонов получили только 130, а на ноябрь заказы вообще не принимают, ссылаясь на отсутствие подвижного состава.

В такой же ситуации оказались еще полсотни зерноперерабатывающих предприятий Южного Казахстана. К слову, именно на юге расположена почти половина мукомольных комбинатов страны. За год они сообща перерабатывают около 1 млн тонн зерна. При этом 80% произведенной муки отправляется на экспорт, что составляет более трети от общего объема отечественного экспорта данной продукции. Мукомолы Южного Казахстана поставляют муку в Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан, Узбекистан. У каж­дой компании есть договорные обязательства, невыполнение которых предполагает уплату неустойки.

Дополнительные расходы требуются и для того, чтобы заплатить за хранение закупленных объемов зерна в Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях. Руководитель ТОО «Grain house» Жанна Зубарева говорит, что на предприятии появилась еще одна не предусмотренная расходная статья. За хранение на элеваторе одной тонны зерна надо ежемесячно платить 350 тенге. Компания уже два месяца не может вывезти почти 10 тыс. тонн пшеницы, и в итоге убытки исчисляются значительной суммой.

– С нами в «Астык Транс» даже не хотят разговаривать, ссылаясь на то, что все вагоны ушли в Россию, там большой урожай собрали, и бросают телефонную трубку, – подключается к разговору руководитель ТОО «Пионер» Чингиз Абдиев. – А как нам быть? Останавливать производство? Распускать людей? Что с зерном, за которое сделана предоплата? Как быть с поставкой муки по заключенным с иностранными партнерами контрактам? И как рассчитываться по кредитам? Сплошные вопросы, на которые нет ответов. Четыре года назад, когда создавалось «Астык Транс», нам обещали, что компания выстроит логистическую систему маршрутных поездов и гарантированно обеспечит железнодорожные перевозки зерна более эффективным путем. И вот результат: нет вагонов, нет зерна...

Действительно, совместное предприятие по перевозке зерна создано 8 августа 2013 года на паритетной основе между АО «Қазтеміртранс» и ЗАО «Русагротранс» – крупнейшим оператором России в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов. Тогда же было заявлено, что общий вагонный парк СП составит порядка 10 000 вагонов-зерновозов и позволит перевозить до 9 млн тонн зерна в год. А еще зернопереработчикам обещали, что зерновой рынок Казахстана, страдающий от недостатка транспортных возможностей перемещения зерна как внутри страны, так и на экспорт, с появлением нового казахстанско-российского железнодорожного зернового оператора станет значительно мобильнее. Дескать, объединение усилий не только создаст предпосылки для развития компаний, но и новые возможности для всего аграрного рынка стран Таможенного союза, позволив модернизировать логистические мощности.

Мукомолы Южного Казахстана заявляют, что обещанной четкой работы по транспортировке урожая они так и не дождались, несмотря на то что сначала повысилась стоимость транспортировки, затем железнодорожники объявили о введении новых тарифов на железнодорожные перевозки. Плюс к этому появились новые расходные статьи: тариф за порожний возврат вагона и вознаграждение за услуги транспортной экспедиции...

В порту Актау простаивает порядка 1 100 вагонов. Эту цифру озвучил руководитель АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев на совещании по организации перевозок зерна нового урожая, состоявшемся в минувшую пятницу. В нем приняли участие представители АО «НК «Продкорпорация», Актауского международного морского торгового порта и морского северного терминала, АО «Астык Транс», а также крупных компаний, занятых на рынке зерна.

– Из-за несогласованных действий между отправителями и получателями грузов образовалось скопление вагонов на припортовых терминалах в ожидании перевалки на судно при экспортных поставках. В итоге возникают сложности при организации перевозочного процесса и оказании транспортных услуг. Для разрешения ситуации в порту Актау необходимо до 1 ноября обеспечить готовность к приему зерна в терминалах, подтверждение фрахта, рационально использовать парк вагонов, – отметил в связи с этим Канат Алпысбаев.

По информации директора департамента АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Даулетбека Нигметова, по состоянию на 27 октября текущего года грузоотправителями заявлено к перевозке более 1,2 млн тонн зерна, в том числе на экспорт – 836 тыс. тонн. В октябре текущего года планируется обеспечить погрузку более 800 тыс. тонн. Имеющимся парком зерновозов можно обеспечить перевозку до 1 млн тонн зерна в месяц при условии соблюдения норм оборота вагонов.

Срок простоя вагонов в ожидании погрузки в среднем увеличился с 2 до 5 суток и зачастую до 15 суток. Это связано с одномоментным предъявлением зерна к перевозке, без учета технических возможностей инфраструктуры и планирования перевозок имеющимся подвижным составом. В результате идет потеря погрузочных ресурсов и создается искусственный дефицит вагонов.

Между тем в Южном Казах­стане на потребительском рынке уже подорожала мука. В среднем один килограмм этого продукта первой необходимости стоит теперь на 2 тенге дороже...

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Танцевальный марафон на Сабантуй
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Вводится новое общежитие
Предстоит серьезное разбирательство
Разработан законопроект
Ярмарка вакансий
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы перера…
Предстоит серьезное разбирательство
Танцевальный марафон на Сабантуй

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]