Мукомолы в железнодорожном тупике

600
Любовь Доброта

– Вы можете себе такое представить, чтобы вагоны с зерном из Северного Казахстана вместо привычных 4–5 дней до юга шли 25–30, а то и все 40 дней, – риторически вопрошает директор мукомольного предприятия Grain House-555 Жанна Зубарева. – Вагоны нам поставляет АО «Астык Транс» и за их простой не по нашей вине начисляет нам штрафы. Мы даже вынуждены были написать коллективное обращение, подняли шум, провели конференцию на платформе Zoom. В итоге к нам прислушались, штрафы сняли, но главная проблема – катастрофическая нехватка тепловозов – все равно остается.

Мукомолы рассказывают, что в последние несколько месяцев столк­нулись с огромной проблемой, когда зерновозы, загруженные и оформленные, простаивали минимум по 10–12 дней на железнодорожных станциях. Причины тому разные: нехватка тепловозов, заторы на станционных путях, ожидание, пока сформируют состав.

При этом, согласно заключенным договорам, владельцы грузов вынуждены платить огромные штрафы. Договор транспортной экспедиции предусматривает слишком большую ответственность за простой вагонов – 6 тыс. тенге в сутки! Владельцы мукомольных комбинатов говорят, что на такие кабальные условия пошли вынужденно, так как нет других транспортных экспедиторских компаний, способных предоставить специализированные вагоны (зерновозы).

Чтобы донести свою проблему до руководства страны, в январе главы 30 мукомольных компаний Шымкента и Туркестанской облас­ти обратились к Премьер-министру и к ряду уполномоченных органов, стремясь привлечь внимание к проблемам отрасли, влияющим на общую ситуацию на рынке. Так, в последние три года наблюдается планомерный рост стоимости зерна пшеницы, обусловленный целым рядом причин. Среди них есть как внешние, так и внутренние.

Одним из таких факторов, ­влияющих на конечную стоимость муки и хлеба, впрочем, как и на мясо птицы, яйцо, говядину, свинину и прочее мясо мелкого и крупного рогатого скота, являются транспорт­ные затраты на перевозку зерна.

На рынке зерноперевозок в ­Казахстане доминирует АО «Астык Транс». Именно на эту компанию приходится до 50% от общих объе­мов перевозки зерна, причем на внутренних маршрутах она перевозит три четверти от общего зернового объема.

АО «Астык Транс», пользуясь доминирующим положением на рынке, периодически увеличивает стоимость своих услуг. Переработчики зерна утверждают, что только за последние 5 месяцев цена менялась 4 раза, в итоге в общей сложности стоимость услуг увеличилась до 60 тыс. тенге на каждый вагон. Естественно, это сказывается на стоимости социально значимых продуктов внут­ри страны и на конкурентоспособности казахстанского зерна и продуктов его переработки на внешних рынках.

Мукомолы даже попросили признать АО «Астык-Транс» субъектом естественной монополии в части перевозок зерна вагонами-зерновозами и включить его в Государственный регистр субъектов естественных монополий, а также провести проверку обоснованности повышения тарифов с заинтересованными структурами и бизнес-сообществом.

При этом они особо акцентируют внимание на том, что компания контролирует практически весь парк зерновозов в стране. То есть по факту занимает монопольное положение по предоставлению специализированного подвижного состава. А значит, деятельность ее должна контролироваться антимонопольным ведомством, включая тарифообразование.

Но дело в том, что данный экс­педитор не состоит в реестре субъек­тов-монополистов.

Этот и другие проблемные ­вопросы вынесли на обсуждение на площадке палаты предпринимателей Шымкента. Для участия в совещании прибыли не только мукомолы, но и руководители АО «Астык Транс», АО «Центр развития торговой политики «КазТрейд», выслушавшие предложения зернопереработчиков и мукомолов.

Участники встречи констатировали, что само по себе повышение стоимости зерна – положительный фактор, несущий в своей основе стимулирующее значение для развития зернопроизводства, повышения его эффективности и развития агропромышленного комплекса в целом. Но не стоит забывать при этом, что цена зерна – основная составляющая в стоимости муки, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, которые прочно прописались в рационе питания казахстанцев.

Сложившуюся ситуацию мукомолы называют парадоксальной, поскольку, с одной стороны, в производстве зерна наблюдается рост маржинальности, а с другой – на этом фоне наблюдается обратный процесс – падение маржинальнос­ти при производстве муки и хлеба, причем до отметок даже ниже критических.

Они предупреждают, что дальнейшее сдерживание цен на муку и хлеб приведет к закрытию предприятий, повышению уровня безработицы и росту социальной напряженности в обществе. В то же время осознают, что повышение стоимости цен на социально значимые продукты снижает их доступность на внутреннем рынке и сказывается самым негативным образом на экспортном потенциале отрасли, ведь основными потребителями отечественной муки всегда были и пока остаются Узбекистан, Таджикистан, Афганистан.

Однако рост тарифов на транс­портировку муки приводит к тому, что в эти страны, особенно в Узбекистан, все чаще отправляются зерновозы, груженные пшеницей. А уж там ее перемалывают в муку. Что это значит для нас? Потерю добавленной стоимости и сокращение рабочих мест, а значит и доходов в казну. По некоторым сведениям, экспорт муки сократился почти в 2 раза. И произошло это на фоне неуклонного роста экспорта зерна.

Много нареканий у мукомолов вызвал не только сокращающийся экспорт муки, но и вопросы экспорт­ных субсидий, другие проблемные аспекты, говорящие о кризисе отрасли. Директор ТОО «Дани нан» Гайбилла Ерметов отметил, что усугубляет положение отрасли гигантский объем контрафактной муки в Узбекистане. Там подделывают практически все известные казахстанские марки, что снижает их конкурентоспособность. То есть проблем у мукомолов – пруд пруди. В нынешнем году вдобавок к уже имеющимся мукомолы получили новую проблему.

– С начала года приказом минист­ра торговли и интеграции мука включена в список биржевых товаров, – акцентировал внимание аудитории Гайбилла Ерметов. – Мука – не рудное сырье и не нефть, а производная продукция. Это уму непостижимо – во всем мире нет практики торговли мукой через биржу! Нам абсолютно не понятна цель, которую преследовало ведомство, вводя муку в список биржевых товаров. А уменьшение порога покупки пшеницы до 300 тонн опять-таки затрагивает интересы мукомолов, приобретающих зерно для переработки. В итоге нам придется заплатить дважды: покупая пшеницу для переработки в объеме выше 300 тонн и продавая муку партией, превышающей 60 тонн. Получается двойное обложение! Накладные расходы в виде оплаты брокерам отразятся на себестои­мости готовой продукции для внутреннего рынка.

Гайбилла Ерметов назвал это еще одним препятствием на пути мукомолов, которое подталкивает отрасль к разорению. По мнению мукомолов, именно здесь теряется смысл государственной поддержки по механизму возмещения затрат производителям. Получается, государство одной рукой помогает производителям, а другой – эти же деньги забирает обратно.

Жаркая дискуссия оказалась дос­таточно продуктивной. Воп­росы предпринимателей не остались без ответа. По информации представителей АО «Астык Транс», повышение тарифов в прошлом году было связано с увеличением расходов на содержание вагонов, включая ремонтные работы. Усугубляет ситуацию и повышение тарифов на железнодорожные грузоперевозки АО «НК «КТЖ» в среднем на 7%.

И тем не менее некоторые проб­лемы удалось решить непосредственно в ходе встречи. Так, АО «Астык Транс» пообещало снять все наложенные штрафы, начис­ленные за простои вагонов. Более того, до сентября 2021 года экспедитор не будет начислять неустойку за сверхнормативный простой вагонов.

В сентябре 2021 года намечено рассмотреть вопрос по составлению трехстороннего соглашения между ТОО «КТЖ Грузовые перевозки», АО «Астык Транс» и руководителями мукомольных комбинатов.

Заместитель директора палаты предпринимателей Шымкента Кайрат Акенов считает, что рабочее совещание получилось не просто конструктивным, но и продуктивным.

– Нам удалось решить актуальные проблемы и наладить взаимодействие между всеми участниками рынка, а это уже половина пути к тому, чтобы изу­чить и найти способы решения оставшихся проб­лем, озвученных мукомолами, – считает Кайрат Акенов. – Представители компании «Астык Транс», осознавая социальную значимость производства муки, заверили, что продолжат работать над оптимизацией процессов доставки зерна с севера на юг, где пшеницу с нетерпением ждут переработчики.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Танцевальный марафон на Сабантуй
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Вводится новое общежитие
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Разработан законопроект
Предстоит серьезное разбирательство
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы перера…
Предстоит серьезное разбирательство
Танцевальный марафон на Сабантуй

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]