Мукомолы в железнодорожном тупике

554
Любовь Доброта

– Вы можете себе такое представить, чтобы вагоны с зерном из Северного Казахстана вместо привычных 4–5 дней до юга шли 25–30, а то и все 40 дней, – риторически вопрошает директор мукомольного предприятия Grain House-555 Жанна Зубарева. – Вагоны нам поставляет АО «Астык Транс» и за их простой не по нашей вине начисляет нам штрафы. Мы даже вынуждены были написать коллективное обращение, подняли шум, провели конференцию на платформе Zoom. В итоге к нам прислушались, штрафы сняли, но главная проблема – катастрофическая нехватка тепловозов – все равно остается.

Мукомолы рассказывают, что в последние несколько месяцев столк­нулись с огромной проблемой, когда зерновозы, загруженные и оформленные, простаивали минимум по 10–12 дней на железнодорожных станциях. Причины тому разные: нехватка тепловозов, заторы на станционных путях, ожидание, пока сформируют состав.

При этом, согласно заключенным договорам, владельцы грузов вынуждены платить огромные штрафы. Договор транспортной экспедиции предусматривает слишком большую ответственность за простой вагонов – 6 тыс. тенге в сутки! Владельцы мукомольных комбинатов говорят, что на такие кабальные условия пошли вынужденно, так как нет других транспортных экспедиторских компаний, способных предоставить специализированные вагоны (зерновозы).

Чтобы донести свою проблему до руководства страны, в январе главы 30 мукомольных компаний Шымкента и Туркестанской облас­ти обратились к Премьер-министру и к ряду уполномоченных органов, стремясь привлечь внимание к проблемам отрасли, влияющим на общую ситуацию на рынке. Так, в последние три года наблюдается планомерный рост стоимости зерна пшеницы, обусловленный целым рядом причин. Среди них есть как внешние, так и внутренние.

Одним из таких факторов, ­влияющих на конечную стоимость муки и хлеба, впрочем, как и на мясо птицы, яйцо, говядину, свинину и прочее мясо мелкого и крупного рогатого скота, являются транспорт­ные затраты на перевозку зерна.

На рынке зерноперевозок в ­Казахстане доминирует АО «Астык Транс». Именно на эту компанию приходится до 50% от общих объе­мов перевозки зерна, причем на внутренних маршрутах она перевозит три четверти от общего зернового объема.

АО «Астык Транс», пользуясь доминирующим положением на рынке, периодически увеличивает стоимость своих услуг. Переработчики зерна утверждают, что только за последние 5 месяцев цена менялась 4 раза, в итоге в общей сложности стоимость услуг увеличилась до 60 тыс. тенге на каждый вагон. Естественно, это сказывается на стоимости социально значимых продуктов внут­ри страны и на конкурентоспособности казахстанского зерна и продуктов его переработки на внешних рынках.

Мукомолы даже попросили признать АО «Астык-Транс» субъектом естественной монополии в части перевозок зерна вагонами-зерновозами и включить его в Государственный регистр субъектов естественных монополий, а также провести проверку обоснованности повышения тарифов с заинтересованными структурами и бизнес-сообществом.

При этом они особо акцентируют внимание на том, что компания контролирует практически весь парк зерновозов в стране. То есть по факту занимает монопольное положение по предоставлению специализированного подвижного состава. А значит, деятельность ее должна контролироваться антимонопольным ведомством, включая тарифообразование.

Но дело в том, что данный экс­педитор не состоит в реестре субъек­тов-монополистов.

Этот и другие проблемные ­вопросы вынесли на обсуждение на площадке палаты предпринимателей Шымкента. Для участия в совещании прибыли не только мукомолы, но и руководители АО «Астык Транс», АО «Центр развития торговой политики «КазТрейд», выслушавшие предложения зернопереработчиков и мукомолов.

Участники встречи констатировали, что само по себе повышение стоимости зерна – положительный фактор, несущий в своей основе стимулирующее значение для развития зернопроизводства, повышения его эффективности и развития агропромышленного комплекса в целом. Но не стоит забывать при этом, что цена зерна – основная составляющая в стоимости муки, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, которые прочно прописались в рационе питания казахстанцев.

Сложившуюся ситуацию мукомолы называют парадоксальной, поскольку, с одной стороны, в производстве зерна наблюдается рост маржинальности, а с другой – на этом фоне наблюдается обратный процесс – падение маржинальнос­ти при производстве муки и хлеба, причем до отметок даже ниже критических.

Они предупреждают, что дальнейшее сдерживание цен на муку и хлеб приведет к закрытию предприятий, повышению уровня безработицы и росту социальной напряженности в обществе. В то же время осознают, что повышение стоимости цен на социально значимые продукты снижает их доступность на внутреннем рынке и сказывается самым негативным образом на экспортном потенциале отрасли, ведь основными потребителями отечественной муки всегда были и пока остаются Узбекистан, Таджикистан, Афганистан.

Однако рост тарифов на транс­портировку муки приводит к тому, что в эти страны, особенно в Узбекистан, все чаще отправляются зерновозы, груженные пшеницей. А уж там ее перемалывают в муку. Что это значит для нас? Потерю добавленной стоимости и сокращение рабочих мест, а значит и доходов в казну. По некоторым сведениям, экспорт муки сократился почти в 2 раза. И произошло это на фоне неуклонного роста экспорта зерна.

Много нареканий у мукомолов вызвал не только сокращающийся экспорт муки, но и вопросы экспорт­ных субсидий, другие проблемные аспекты, говорящие о кризисе отрасли. Директор ТОО «Дани нан» Гайбилла Ерметов отметил, что усугубляет положение отрасли гигантский объем контрафактной муки в Узбекистане. Там подделывают практически все известные казахстанские марки, что снижает их конкурентоспособность. То есть проблем у мукомолов – пруд пруди. В нынешнем году вдобавок к уже имеющимся мукомолы получили новую проблему.

– С начала года приказом минист­ра торговли и интеграции мука включена в список биржевых товаров, – акцентировал внимание аудитории Гайбилла Ерметов. – Мука – не рудное сырье и не нефть, а производная продукция. Это уму непостижимо – во всем мире нет практики торговли мукой через биржу! Нам абсолютно не понятна цель, которую преследовало ведомство, вводя муку в список биржевых товаров. А уменьшение порога покупки пшеницы до 300 тонн опять-таки затрагивает интересы мукомолов, приобретающих зерно для переработки. В итоге нам придется заплатить дважды: покупая пшеницу для переработки в объеме выше 300 тонн и продавая муку партией, превышающей 60 тонн. Получается двойное обложение! Накладные расходы в виде оплаты брокерам отразятся на себестои­мости готовой продукции для внутреннего рынка.

Гайбилла Ерметов назвал это еще одним препятствием на пути мукомолов, которое подталкивает отрасль к разорению. По мнению мукомолов, именно здесь теряется смысл государственной поддержки по механизму возмещения затрат производителям. Получается, государство одной рукой помогает производителям, а другой – эти же деньги забирает обратно.

Жаркая дискуссия оказалась дос­таточно продуктивной. Воп­росы предпринимателей не остались без ответа. По информации представителей АО «Астык Транс», повышение тарифов в прошлом году было связано с увеличением расходов на содержание вагонов, включая ремонтные работы. Усугубляет ситуацию и повышение тарифов на железнодорожные грузоперевозки АО «НК «КТЖ» в среднем на 7%.

И тем не менее некоторые проб­лемы удалось решить непосредственно в ходе встречи. Так, АО «Астык Транс» пообещало снять все наложенные штрафы, начис­ленные за простои вагонов. Более того, до сентября 2021 года экспедитор не будет начислять неустойку за сверхнормативный простой вагонов.

В сентябре 2021 года намечено рассмотреть вопрос по составлению трехстороннего соглашения между ТОО «КТЖ Грузовые перевозки», АО «Астык Транс» и руководителями мукомольных комбинатов.

Заместитель директора палаты предпринимателей Шымкента Кайрат Акенов считает, что рабочее совещание получилось не просто конструктивным, но и продуктивным.

– Нам удалось решить актуальные проблемы и наладить взаимодействие между всеми участниками рынка, а это уже половина пути к тому, чтобы изу­чить и найти способы решения оставшихся проб­лем, озвученных мукомолами, – считает Кайрат Акенов. – Представители компании «Астык Транс», осознавая социальную значимость производства муки, заверили, что продолжат работать над оптимизацией процессов доставки зерна с севера на юг, где пшеницу с нетерпением ждут переработчики.

Популярное

Все
Младенца оставили замерзать у подъезда дома в Караганде
Подземные толчки вновь ощутили алматинцы
Михаил Шайдоров первенствовал в Тильбурге
Токаев поздравил эмира и народ Кувейта с Национальным днем
Два человека погибли при опрокидывании авто в Жетысу
Нариман Курбанов обскакал на «коне» соперников на Кубке мира
Главный приз Берлинале - у документального фильма «Дагомея»
Пропавшего месяц назад гражданина Узбекистана нашли в Акмолинской области
Произведения казахстанского композитора прозвучали в Вашингтоне
Разыскиваемого за мошенничество гражданина Таджикистана задержали в ВКО
Трамп побеждает на праймериз в Южной Каролине
Полугодовалого малыша и его трехлетнего брата вызволили из запертой квартиры в Таразе
Лукашенко намерен участвовать в президентских выборах 2025 года
За ночь из столицы вывезли более 30 тыс. кубометров снега
Академия наук: миссия выполнима
Какого цвета «честный» мед?
Фильм о легендарном полководце Жалантос Бахадуре сняли в Узбекистане
Беспощадное избиение мальчика в детсаду попало на видео в Алматы
Доверие основывается на справедливости
О точечной застройке и лазейках в законе
По вопросам электоральной системы
Танцы выбрали меня: бразильский артист балета рассказал о жизни в Казахстане
Президент Израиля назвал условие создания палестинского государства
Как попасть к узкому специалисту без направления терапевта, рассказали в Минздраве
Не надо бояться психолога
Давайте по-доброму
Килиан Мбаппе подписал пятилетний контракт с мадридским «Реалом»
Почему налоги одинаковы для производственников и букмекерских контор?
Сын экс-акима Караганды подозревается в избиении престарелой матери
«Снимите пеньюар и оденьте кофту потеплее»: аким Караганды призвал жителей не включать обогреватели
Китай стал главным торговым партнером Казахстана
Кто говорит? Вор!
Трассы закрыты из-за непогоды в 10 областях
Женщина погибла при пожаре в Астане
Зеленский позвонил Токаеву
Инвестиционный щит: прокуроры на страже экономики страны
Токаев подписал закон об укреплении инвестиционного сотрудничества Казахстана с Катаром
Алихан Смаилов обратился к премьер-министрам стран ЕАЭС
Ответственность перед предками и потомками
Назначен заместитель управделами президента
Перевод времени в Казахстане: как быть пассажирам, купившим билеты на полночь 1 марта
Казахстанский скакун выиграл скачки в Дубае
В трех мегаполисах страны возобновили требования по ношению масок
Информацию о митинге автовладельцев в Уральске опровергла полиция
Мальчик умер после обрезания в Акмолинской области
Казахстан и Франция договорились сотрудничать в борьбе с глобальным потеплением
Как часто будут пополняться спецсчета по программе «Нацфонд - детям»
Правила посадки и высадки пассажиров изменились в автобусах Астаны
День всех влюбленных: какие вопросы следует обсудить паре до брака, рассказали психолог и юрист
Казахстан глазами американца в начале XX века
Выдающийся казахский режиссер Шакен Айманов сегодня отметил бы свое 110-летие
Казахстанцы чаще других иностранцев посещают Россию
Детский сад горел в Семее
Время разъяснений о времени

Читайте также

Уникальный проект “Ұлы дала жорығы” продолжает свой путь на…
Услышать голос регионов
Маулен Ашимбаев: Поддержка бизнеса должна быть эффективной…
Меняем пленку

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]