Нередко популярная музыка становится более действенным инструментом в деле воспитания патриотизма, чем школьные уроки по истории. Не случайно в репертуаре многих исполнителей временами главной темой становится Родина, ведь такая песня и без высокопарных слов вызывает чувство восхищения, врезается в мозг, становится желанной и очень востребованной. Общепризнанно, что музыка призвана оказывать очищающее воздействие на наши умы и сердца.
В минувшее воскресенье в резиденции Чрезвычайного и Полномочного посла Итальянской Республики в нашей стране Стефано Раваньяна в рамках открытия Недели региона Венето на ЭКСПО-2017 состоялся вечер музыки с участием известных итальянских музыкантов Чечилии Франкини (фортепиано) и Джованни Анджелери (скрипка). Знакомство с итальянским регионом, где расположены такие города, как Венеция и Верона, проходило через мелодии выдающихся композиторов Падуи, живших между ХIХ и ХХ веками. Прозвучали в концерте и вещи Никколо Паганини.
Его мелодии совсем не походили на так любимые в Европе пасторали. Музыка Паганини будоражит, веселит, заставляет думать. Видимо, не случайно служители церкви того времени называли его якобинцем.
Сказать, что он был виртуозом, значит, ничего не сказать. Широко известны случаи, когда во время концерта на его скрипке работы Гварнери обрывалась струна, и маэстро продолжал играть, не прерываясь. Как-то он написал и исполнил пьесу «Любовная сцена» для двух струн. После этого ему предложили сыграть на одной струне, и Никколо Паганини, как настоящий итальянец, принял вызов. В течение нескольких недель он написал военную сонату для четвертой струны под названием «Наполеон», и блестяще исполнил ее в день рождения французского императора Наполеона I Бонапарта.
Такое мастерство было результатом упорного труда. По свидетельству авторов жизнеописаний великого скрипача, у маленького Никколо практически не было детства, все дни с утра до вечера он проводил в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. Композитор родился в многодетной семье, а его отец работал грузчиком в порту. Тем не менее при переписи населения Генуи Антонио Паганини записали «держателем мандолин». Поговаривают, что такое приказание дал сам Наполеон. И в это легко верится, ведь гениальный итальянец к тому времени не только полюбился ценителям прекрасного, но и заслужил всенародное признание. А зрителя, который в музыке не особо разбирался, Никколо Паганини развлекал представлениями со звукоподражанием: струны его скрипки «жужжали», «мычали» и «разговаривали».
Никколо Паганини никогда не служил в армии. Во-первых, у него было слабое здоровье. А во-вторых, от него этого и не требовалось. Однако скрипач жил в беспокойное время. Став императором Франции, Наполеон после коронации в Милане берет себе еще и титул короля Италии и делит Апеннинский полуостров между своими родственниками. Его сестра Мария-Анна, получившая новое имя Элиза, получает титул княгини Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо и переезжает жить в Лукку. Услышав на одном из концертов игру Паганини, она приглашает его на службу при своем дворе, предложив должность камер-виртуоза и дирижера оперы.
В общем, «придворный виртуоз» давал свои концерты и руководил спектаклями. А чтобы дать ему право участия в торжественных собраниях придворных, на которые по правилам этикета музыканты не допускались, Элиза присваивает музыканту звание капитана гвардии с правом ношения мундира. Так, служа при дворе корсиканки-княгини, Никколо Паганини становится человеком военным.
Все колонки автора