
Музыканты порадовали замечательным исполнением произведений Ахмета Жубанова и его дочери – народной артистки СССР Газизы Жубановой. В программе, поставленной Жанной Шестаковой, большую часть вечера звучали отрывки из оперы «Абай». Она была написана Ахметом Жубановым в содружестве с композитором Латифом Хамиди на либретто Мухтара Ауэзова.
«Мухтар Омарханович, – писали композиторы, – дал нам такие колоритные фигуры, которые легко поддавались музыкальному их воплощению... Своими успехами в написании музыки оперы «Абай» мы обязаны чудесному либретто и постоянным советам со стороны Мухтара Омархановича в процессе работы над ней».
Симфоническая сюита «Абай» открыла концерт. Мощное звучание оркестра перемежалось с лирическими «высказываниями» отдельных инструментов – такой рельефной интерпретацией увлек молодой дирижер Элмар Бурибаев, правнук Ахмета Жубанова.
Дуэт Ажар и Айдара из оперы «Абай» прозвучал свежо и интересно. Елена Федорова и Газиз Алиаскар были убедительны в подаче образов. К слову, Газиз показал себя разносторонним артистом: он не только спел арию Айдара, но и солировал с хором в «Айттым сәлем, Қаламқас», а также был соведущим концерта с Ниной Масловой. Их конферанс между музыкальными номерами знакомил слушателей с творческими достижениями Ахмета Жубанова.
В арии Абая из первого акта запомнился молодой певец Денис Кудряшов. Исполнение этой партии имеет свои традиции, каждый артист подчеркивает ту или иную сторону образа Абая – философскую, трагическую, оптимистическую. Денис в образе Абая предстал поборником прогресса и человечности, его красивый баритон гармонировал с задушевной выразительностью казахской мелодики.
Глубокое впечатление оставил «Рассказ Ажар» в исполнении Анны Беспаловой. Она смогла подчеркнуть в этой непростой партии благородство и серьезность образа. И зал искренно переживал вместе с ней горе и отчаяние, любовь и надежду.
Творчество композитора Газизы Жубановой в концерте представили арией Енлик из оперы «Енлик-Кебек», которую исполнила с оркестром молодая вокалистка Маржан Буланова. Она с честью справилась с техническими и художественными задачами, продемонстрировав отличную профессиональную выучку и большой творческий потенциал.
Во второй половине концерта за дирижерский пульт встал заслуженный деятель РК Аскар Бурибаев. Публика с интересом ждала выступления маэстро, помня о его великолепных концертах в качестве виолончелиста и дирижера в 2000-е годы. И он оправдал ожидания: лирический девичий хор «Қарлыгаш» накрыл зал музыкальными волнами чистоты и нежности. Артисты легко повиновались его дирижерским жестам, чувствовалась хорошая подготовка, за что похвалы достойна руководитель хора Наталья Кряжева.
Особую значимость вечеру придало выступление заслуженного деятеля РК Амантая Ибраева с финальной арией Абая. В прочтении этого шедевра певец наполнил вокальную распевность драматическим пафосом, придавая многогранность образу великого мыслителя.
Концерт продолжил монолог внучки Ахмета Жубанова – пианистки Шолпан Жубановой. Она поделилась воспоминаниями о малоизвестных фактах драматической биографии своего знаменитого деда.
Радостным апогеем стала сцена «Беташар» из оперы «Абай» в исполнении заслуженного деятеля РК Елены Филенковой и Дениса Кудряшова с хором и оркестром. А виртуозный оркестровый номер «Танец джигитов» эмоционально захлестнул зал. Аскар Бурибаев отважной дирижерской трактовкой выявил красочность оркестровки, динамизм и самобытную удаль казахского ритмо-мелодического языка.
Вечер памяти подтвердил, что талантливая музыка не имеет временных границ. И судьбоносным является тот факт, что у истоков казахского профессионального музыкального искусства возник такой мощный феномен, как Ахмет Жубанов, творчество и организаторская деятельность которого стали фундаментом, на котором выстроена и активно развивается музыкальная жизнь Казахстана.