
Отраслевые лидеры рассказали, как будет происходить трансформация ключевых сфер жизнедеятельности страны – от образования до туризма, от здравоохранения и торговли до логистики и геологоразведки. Программа подготовки отраслевых менеджеров реализуется в рамках инициативы Елбасы «Ел үміті» и нацелена на качественное исполнение Плана нации «100 конкретных шагов». О задачах, которые в эти дни решает одна из команд – участников нового проекта, мы побеседовали с лидером группы по развитию экспорта услуг отрасли «Торговля и логистика» Айнур Амирбековой.
– Почему Вы решили принять участие в программе «Ел үмiтi»? В чем, на Ваш взгляд, уникальность проекта?
– Учитывая мои профессиональные интересы и опыт, участие в проекте дает возможность внести вклад в развитие одной из ключевых отраслей казахстанской экономики. Программа подготовки отраслевых менеджеров интересна еще и тем, что твоя идея может найти практическое применение. Это именно та площадка, где каждый из участников предлагает конкретные решения отраслевых задач. Уникальность проекта заключается в том, что он позволяет объединить знания и опыт экспертов разных направлений. Для меня лично это возможность по-новому взглянуть на профессиональные приоритеты и развить свои управленческие компетенции.
– Какие задачи были поставлены перед вашей командой?
– Задача, над которой мы работаем, – стимулирование экспорта услуг. Не секрет, что услуги являются важной отраслью в экономике многих стран мира. При этом сектор услуг растет в 60 раз быстрее сектора торговли товарами.
Поэтому именно экспорт услуг становится основой мировой торговли. Зная о тех проблемах, с которыми сталкиваются участники рынка услуг, мы определили для себя приоритетные направления.
Первое – определение перспективы развития экспорта услуг, поскольку нам важно понять, какие «ниши» экспорта услуг Казахстан может занять, на основе чего будут предприниматься меры по стимулированию роста казахстанских услуг на мировом рынке.
Второе – разработка механизма развития экспорта путем коллаборации бизнеса, науки и государства. Проанализировав рынок услуг страны, наша команда пришла к выводу, что для создания экспортоориентированных компаний необходимо решить проблему квалифицированных кадров.
– Дефицит квалифицированных специалистов считается одной из серьезных проблем во всем мире. А что предлагают эксперты для Казахстана?
– Поскольку главное конкурентное преимущество любой компании – наличие профессионалов, мы считаем необходимым создание площадки, в рамках которой специалисты могли бы оттачивать свои компетенции, участвуя в запуске новых экспортоориентированных проектов.
Наша команда разрабатывает концепцию Центра экспортеров и программу подготовки кадров. Это дополнит существующий перечень мер государственной поддержки и поможет в сопровождении экспортеров – от открытия бизнеса до первых контрактов.
– Расскажите о программе подготовки экспортеров более подробно...
– Для начала следует сказать, что рост экспортного потенциала является для Казахстана приоритетной задачей. Это обусловлено тем, что у нас относительно небольшой внутренний рынок с населением всего 18 миллионов человек.
Стране необходимо наращивать несырьевой экспорт, чтобы во время колебаний цен на ресурсы она продолжала получать валютную выручку.
Несырьевые компании-экспортеры способны не только генерировать для республики валютные поступления, но и благодаря конкуренции на внешних рынках улучшать качество товаров и услуг. Повышение конкурентоспособности товаров и услуг позволит уменьшить импорт и улучшить торговое сальдо страны.
В связи с этим необходимо создание условий для конкурентоспособных экспортеров, способных динамично подстраиваться под запросы больших рынков. Для этого нужно, чтобы открытие или расширение бизнеса всегда было нацелено на экспорт. У всех бизнесменов должно быть четкое понимание, куда они будут экспортировать, какие технологии применять.
Мы считаем, что приоритетом должно стать обучение начинающих предпринимателей, создание и развитие необходимой инфраструктуры для быстрого старта и расширения экспорта. Соответственно, если в стране есть человеческий капитал, способный генерировать уникальные идеи, создание среды для их реализации позволит в короткие сроки значительно увеличить экспорт услуг. Предлагается начать программу со сферы IT и в случае ее успешности перенести полученный опыт на другие отрасли.
Государство не должно снижать уровень требований к знаниям экспортеров. Финансирование и поддержка проектов всегда требуют от бизнеса детального понимания того, что они делают. Госорганы не могут и не должны писать экспортные стратегии для всех предпринимателей, желающих открыть бизнес.
С другой стороны, предприниматель знает детально свой бизнес и мотивирован будущими доходами, поэтому именно он должен разработать эффективную стратегию и бизнес-план. В связи с этим необходимо помочь владельцам бизнеса, предложив необходимые знания о том, как успешно экспортировать и подбирать новые технологии для открытия и развития предприятий.
– Какие изменения, на Ваш взгляд, еще необходимы?
– Прежде всего государству надо сфокусироваться на совершенствовании методов статистики экспорта услуг. В системе учета внешней торговли услуги Казахстана в статистических данных отражаются далеко не полностью, что не позволяет увидеть объективную картину развития отраслей в разрезе услуг.
В поисках решения данной проблемы отраслевыми менеджерами была разработана концепция формирования более глубоких статистических данных по регионам и подвидам услуг. Также ведется разработка переходных ключей от классификаторов внешней к классификаторам внутренней торговли.
Это позволит осуществлять более качественный анализ для адекватного прогноза и правильного принятия решений на государственном уровне.
– К каким результатам стремится Ваша команда?
– Мы намерены осуществить новые инициативы, направленные на форсированное развитие экспорта услуг Казахстана. В результате хотелось бы увидеть зарождение Born Global-компаний (новых предприятий, начавших экспорт продукции и услуг в первые два года после своего основания), которые станут конкурентоспособными на мировом рынке. Для этого необходим поиск собственных прорывных решений, а не просто локализация зарубежных производств и адаптация импортных технологий.