Тема форума, на первый взгляд, звучала несколько необычно – «Просвещенный ислам и Ренессанс: от Фараба, Багдада и Кордовы, через европейские монастыри – к культуре знаний», но она стала понятной после выступления директора Центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, народного писателя Казахстана, поэта, дипломата и общественного деятеля Олжаса Сулейменова, которого как талантливого человека всегда отличал нестандартный подход не только в поисках точного поэтического слова, но и путей духовного взаимообогащения народов.
Для Сулейменова история человечества – это огромная, во многом еще не до конца прочитанная книга, где немало «белых страниц». При их восстановлении и открывается связь между философами Древнего Востока, старинными монастырями, эллинизмом и современной Европой.
– Много лет назад, работая в постоянном представительстве Казахстана при ЮНЕСКО, мы пытались понять, почему люди никак не могут сойтись в одно человечество. Они постоянно враждуют. Да и культуры слишком изолированы. Скажем, когда Америка хотела распространить демократию в арабских странах силовым путем, возникла новая волна войны ислама с Западом. Безусловно, этим была озабочена и организация ЮНЕСКО, тогда у нас возник проект по сближению культур, что в свою очередь позволило бы сблизить народы, – пояснил Олжас Сулейменов.
Первым шагом на этом пути стала международная конференция «Аль-Фараби и европейский Ренессанс»», проведенная еще в 2008 году. Ее участники задались вопросом, который, кстати, рассматривался и на нынешней конференции: каким образом великий мусульманский философ, деятель просвещенного ислама аль-Фараби мог повлиять на европейскую культуру?
Чтобы ответить на него, Олжас Сулейменов предложил вспомнить историю античности. Как известно, в те далекие от нас времена культура Древней Греции была практически полностью уничтожена первохристианами, боровшимися с язычеством. И в Европе на многие века забыли про Древнюю Грецию, Древний Рим, великую культуру того времени. Прекрасная Венера Милосская, представленная в Лувре, уцелела лишь благодаря тому, что оказалась заваленной руинами при землетрясении. От былого величия античной литературы осталось лишь несколько книг Платона и Аристотеля, которые чудом сохранились в Багдадской монастырской библиотеке. Аль-Фараби, будучи вхож во все библиотеки исламского мира, изучив древнегреческий язык, не только прочел эти книги, но и перевел античных философов на арабский язык. Как отметил Сулейменов, за это он был назван вторым Учителем мира. Первым просвещенный арабский Восток считал Аристотеля.
Позже, в XI веке, когда часть Испании оказалась захваченной арабами, в Кордовском университете, куда попали труды Платона и Аристотеля, они были переведены на латынь.
– Вот таким путем Европа узнавала, что когда-то существовала Древняя Греция и ее культура. Началось изучение трудов античных философов, и оказалось, что жизнь бывает представлена несколько иначе, и развивается она не так, как говорилось в христианских книгах, в которых утверждалось, что в земной жизни не должно быть никаких радостей: все радости, если заслужишь, получишь только в «жизни вечной». И так потихонечку, на основе идеалов эллинизма началось великое культурное движение, названное потом Возрождением – Ренессансом, – отметил Олжас Омарович.
При этом Сулейменову представляется очень важным донести до широких масс понимание того, какое участие принимал просвещенный ислам в возрождении эллинизма в Европе.
– Во время проведения первого форума мы обратились к европейским ученым с просьбой внести это в школьные учебники. По нашему мнению, это способствовало бы сближению народов в то время, когда Европа видела очередное столкновение Востока и Запада в лице ислама и христианства. К сожалению, этого не было сделано. Но для себя мы поняли, что надо искать в истории подобные «стыки», сближения культур, которые, без сомнения, происходили и которые могли бы сблизить людей, – подчеркнул Олжас Сулейменов.
Проект по сближению культур был проведен через Генеральную конференцию ЮНЕСКО, и уже через год эта организация объявила Всемирный год сближения культур. А в 2013-м Организация Объединенных Наций назвала ближайшие 10 лет, с 2013 по 2022 год, десятилетием сближения культур.
– Конечно, мы понимаем, что за 10 лет культуры не сблизить, но начало положено. Это особенно важно для Казахстана, поскольку мы – многонациональная и многоконфессиональная страна. Тема сближения культур тесно связана с программой «Рухани жаңғыру» – обновлением сознания. Это крайне необходимо, всем нам надо понять, что многонациональная структура общества является для нас спасительной. Даже для того, чтобы укрепить единство казахского народа, нам необходимо постоянно вырабатывать культуру сосуществования с другими этносами внутри государства. Сотрудничество, соперничество (в хорошем смысле этого слова) способствуют развитию. Режим постоянного соревнования делает народ, как сейчас говорят, конкурентоспособным, – утверждает Олжас Сулейменов.
Но, как справедливо считает Олжас Омарович, изменение сознания, менталитета общества – процесс длительный, невозможный без активного участия в нем государства. При этом он вновь обратился к истории, напомнив «оттепельные времена» –
60–70-е годы прошлого столетия, первые десятилетия после смерти Сталина, когда страна избавлялась от сталинизма в своем сознании. Тогда, по словам поэта, «на дворе стояло время героев». Именно в годы хрущевской оттепели произошло рождение и самого Сулейменова как поэта. Его потрясающая по эмоциональной наполненности, глубине чувств и мудрости мысли поэма «Земля, поклонись человеку!», посвященная первому полету человека в космос, весенним апрельским утром 1961 года разлетелась в листовках над ликующей Алма-Атой.
– Это были замечательные десятилетия. Мы называли себя поэтами-шестидесятниками, а были еще писатели-шестидесятники, киношники-шестидесятники и так далее. Тогда проявляло себя совершенно иное, освобожденное от идеологических догм, сознание. А потом наступили 80-е годы, и перестройка прервала этот процесс. И вот сейчас, в конце этого 30-летнего периода, вновь возникала тема «Рухани жаңғыру», обновления сознания. Наступает новый период, давайте его по-настоящему оценим и используем, – сказал Олжас Сулейменов.
О необходимости сближения культур говорил и бывший генеральный директор ЮНЕСКО, а ныне президент фонда «Культуры мира» Федерико Майор Сарагоса, выступивший перед участниками форума с видеообращением. Как подчеркивали выступавшие, диалог и взаимодействие культур всегда были и остаются ключевым фактором развития человечества вне зависимости от временных и пространственных координат. Благодаря трудам средневековых ученых исламского мира не прервалась связующая нить между мыслителями разных эпох. Эту нить надо укреплять в сознании новых поколений. Огромная роль в этом принадлежит знаниям, которые приходят к человеку через книги.
В то же время, по мнению Олжаса Сулейменова, сейчас целые поколения во всем мире вырастают нечитающими – они становятся зрителями, слушателями, но не читателями:
– Это нас всех беспокоит, потому что книга – основной фактор развития культуры, и она всегда останется основой культуры, цивилизации, человечества. Как только исчезнет последняя книга, закончится и цивилизация, несмотря на все современные электронные средства распространения информации. Потому что только книга развивает мышление, мускулирует сознание, развивает душу. Только тогда человек становится мыслящим, гомо сапиенсом.
– В казахском языке есть слово «жасау» – делать, творить и жить, – продолжил он. – В других языках я не встречал такого сочетания двух смыслов в одном слове. То есть жить – это значит творить, делать что-то, а не просто бесцельно проводить время. «Я мыслю, следовательно, я существую», – сказал кто-то из древних философов, а здесь казах говорит: я делаю – значит, я существую. Это очень важный урок, который наши предки когда-то преподали будущим поколениям, чтобы молодежь знала, чтобы все люди знали: они живут ради того, чтобы делать что-то. Вот если спросят, допустим, у женщины: «Что ты сделала?» – «Я детей родила». – «Отец, что ты сделал?» – «Я воспитал детей спокойными, мудрыми, трудолюбивыми». А если меня так спросят? У меня тоже есть что ответить. Это книги. Может, от всех моих книг в будущем останется лишь тоненькая книжка, может быть, только одно стихотворение, может быть, всего несколько выражений, но все равно жизнь прожита не напрасно. Ты создал эти слова, которые будут учить через поколения многих людей. И это осознание обогревает, дает силу.
– Вот и сегодня здесь собрались разные люди из разных стран, и все они озабочены одним: как превратить столкновение мировоззрений в диалог? Но диалог возможен лишь только между теми, кто говорит, образно выражаясь, на одном языке. Поэтому надо выработать этот единый язык понятий, то самое планетарное сознание, которое объединяло бы тысячи этносов в одно человечество – гомо сапиенс, человека разумного, – заключил Олжас Сулейменов. – Мы выступаем за планетарное сознание против канонизации узкоэтнических его форм, дробящих человечество. И такая общность должна образоваться в XXI веке. Иначе он станет последним в истории человеческой эволюции.