Депутатам законопроект представил Генеральный прокурор Жакип Асанов. Предваряя пояснения относительно норм и целей документа, Генеральный прокурор решил напомнить депутатам, какова же прокурорская миссия сегодня в нашей стране, и предложил совместными усилиями все-таки понять – для чего же нужна прокуратура? Вообще, Генеральный прокурор выступал весьма эмоционально, не по «бумаге», с реформаторским задором и довольно продолжительно – около 20 минут. Обычно для представления законопроекта докладчикам достаточно и половины этого времени. Но народные избранники терпеливо выслушали Жакипа Асанова, очевидно, из уважения к памяти о совместной деятельности в Мажилисе в бытность Главного прокурора страны депутатом палаты.
Жакип Асанов рассказал парламентариям, что с прошлого года он и его коллеги денно и нощно думают о миссии прокуратуры.
– С прошлого года мы ломаем голову над одним вопросом: какими должны быть стратегия и миссия прокуратуры? Без этого нельзя ответить на главный вопрос: для чего нужна прокуратура в целом? Мы нашли ответ на такой сложный вопрос, – заинтриговал бывших коллег Генпрокурор.
Жакип Асанов считает, что сегодня в законах республики полномочия прокуратуры размыты.
– Нет ни конкретного объема, ни пределов. Но у нас есть одна обязанность – объять необъятное. Есть фраза: «Если даже резать воробья – это должен делать мясник». Каждый должен заниматься своим делом. А задача прокуратуры – это надзор за законностью. Каждый госорган, любое министерство должны обеспечить законность в зоне своей ответственности. А прокуратура взвалила на себя их обязанности и, как итог, распыляется, – посетовал Генеральный прокурор.
Так, считает Жакип Асанов, прокуроры проводят слишком много проверок. Так много, что ему пришлось даже сравнить работу своих коллег с одним общеизвестным в казахском фольклоре образом.
– Проверяем, кого хотим, кого угодно. Честно сказать, мы и СЭС, и районо, и райсобес. Как говорится, за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Хотим быть везде и успеть все, как проворная келинка («невестка». –
Авт.). Не можем сфокусироваться на важных вещах. Тратим свои силы на второстепенные вопросы. У нас есть общий надзор, мы должны проверять госорганы, бизнес, а уголовный процесс остается в стороне. Мы все проблемы взвалили на себя. Без разницы, имеют они к нам отношение или нет, – добавил трагизма Жакип Асанов.
Конечно, прокуратура не собирается открещиваться от обращений граждан. Но, рассказал Жакип Асанов, для прокуратуры пришло время… анализировать.
– Я своих прокуроров ориентирую перестать «ходить ногами». Нужна аналитика, глубокая аналитика. Мы в XXI веке, сейчас надо создавать IT-программы, через которые можно видеть все денежные потоки, все замаскированные хищения и так далее. Нужно головой работать. Это вчерашний век – ходить, смотреть документы. Как за рубежом полиции не видно, точно так же прокуроров не должно быть видно. Не должны они раздражать и мешать другим работать. Это не просто слова, мы меняем сознание наших прокуроров, – подчеркнул Жакип Асанов.
Генеральный прокурор вспомнил времена, когда сам работал рядовым прокурором, и считает нужным менять формат работы надзорного органа.
– Я, когда работал в городской прокуратуре, со страхом ожидал отчетного периода. Задача была одна – заполнить эти графы, показатели. Потому что раньше в области «очень умные» начальники сидели, а они не хотели вникать, они всех оценивали под одну гребенку, по цифрам. Вот на что они горазды были, – сказал Жакип Асанов и приступил к пояснению норм проекта закона «О прокуратуре».
Итак, принципы и задачи документа такие же, что и прежде, – это защита прав граждан, соблюдение законности, координация.
– Все это остается, входит в наши задачи, – сказал он.
В то же время, по его словам, общий надзор теперь не будет безграничным. Конституция определила конкретные пределы надзора. Новый надзор будет осуществляться в трех формах: проверка, анализ и оценка правовых актов. Больше, пообещал Генеральный прокурор, не будет бесконечных проверок, как ранее.
– В первую очередь мы анализируем статистику, сведения, информацию в СМИ. Не надо никуда ходить и кого-то тревожить. Сейчас IT-технологии развиваются, и можно посредством их выявить правонарушения. Пользу от этой нормы почувствуют прежде всего предприниматели. Теперь прокурор не сможет по своей инициативе проверить бизнес. Конечно, могут быть разные ситуации, однако если нет преступления, прокурор не имеет права вмешиваться. Для этого как минимум нужно будет решение Генерального прокурора, – сообщил Жаким Асанов.
Госорганы прокуроры будут проверять только в двух случаях: если какой-нибудь госорган нарушил права лиц, которые не могут самостоятельно защитить себя или права неограниченного круга лиц, и если это необходимо для предотвращения угрозы для большинства населения и общества.
– Эти ограничения не касаются всех госорганов. У нас около 60 органов, контролирующих бизнес, требования к ним другие. Если они не выполняют свои полномочия, перешли границы дозволенного, прокурор обязан вмешаться. Я говорю о проверяющих органах, – уточнил Жакип Асанов.
Такие же ограничения предусмотрены по обращениям: если поступило заявление, то прокурор не будет сразу же идти на проверку, как это было прежде. Он должен будет определить, в компетенцию какого органа входит суть обращения, либо разъяснить автору обращения, как это сделать.
– Например, кто-то не согласен с размером пенсии или не может поделить с соседом земельный участок, либо его с работы уволили. Такие споры должны рассматриваться в суде. Прокуратура идет с проверкой только тогда, когда контролирующий орган не выполняет свои обязанности, – пояснил Генпрокурор.
Следующая норма касается обязательной регистрации проверок прокуратуры. Прежде регистрации подвергались проверки всех органов, но не прокуратуры. Теперь прокурорские проверки тоже будут регистрироваться в обязательном порядке.
– Этого просили мы сами, чтобы навести в системе порядок в рамках данного законопроекта. Сейчас прокурор проверяет столько, сколько захочет, нет ограничений по времени. Есть проверки, которые длятся год, так как нет требований. Теперь этот срок составит до 30 дней, и только в некоторых случаях его можно будет продлить лишь на месяц, – сообщил Жакип Асанов.
Кроме того, в проекте закона четко прописаны права субъектов проверок. И еще один важный момент – в действующем законе нет статьи об обязанностях прокурора, только права.
– В проекте мы расписали детально. Главная наша задача – это доверие населения, – заметил Генеральный прокурор.
Между тем депутаты озаботились, не будет ли иметь обратный эффект такое ограничение действий прокурора на обращения, в частности, граждан.
– Прокуратура является одним из тех органов, которые заботятся о нуждах населения. Радует, что вы освобождаетесь от лишних функций. Районные прокуроры сейчас тесно работают с населением. Не ограничиваем ли мы тем самым их? К ним обращаются жители с жалобами, для решения этих задач у прокурора должна быть власть, – считает депутат Балаим Кесебаева.
Отвечая на этот вопрос, Жакип Асанов проявил понимание к опасениям депутатов. Но, считает он, освобождение от лишних функций, напротив, позволит более эффективно решать насущные вопросы.
– Они освобождаются от ненужной бюрократии и все свои усилия направят только на эту сферу. На районном уровне жалобы касаются в первую очередь следственных органов, и я считаю, что, наоборот, на районном уровне у органов прокуратуры будет больше возможностей, – сказал он.
Депутат Сергей Симонов, напомнив, что согласно законопроекту проверки прокурорами могут назначаться в случаях установления факта невыполнения или ненадлежащего выполнения полномочий иными органами контроля и надзора, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы, попросил уточнить, о каких именно фактах идет речь и как их определить.
Жакип Асанов подчеркнул, что прокуратура не должна подменять другие государственные органы. У каждого госоргана есть зона своей ответственности. Если поступает обращение и если оно входит в компетенцию другого государственного органа, прокуратура обязана передать обращение в этот орган.
– Но бывают разные ситуации, и в этих заявлениях пишут, что они не верят этому госоргану, что есть конфликт интересов, есть заинтересованность со стороны сотрудников либо должностных лиц этого госоргана. Плюс они приводят аргументы, доводы, что решения и выводы этого органа контроля и надзора не соответствуют закону. Вот в таких случаях прокуратура обязана. Вот, к примеру, сверхнормативные выбросы – экологи, другие контролирующие органы говорят, что все нормально, никаких нарушений нет. Но народ-то чувствует, народ шумит. Вот в таких случаях прокуратура обязана будет реагировать, особенно там, где нереагирование чревато определенными последствиями, – пояснил Генпрокурор.
Итоги обсуждения подвел спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин. Он отметил важность документа для казахстанского общества.
– Сегодня, когда реформирована экономика в стране, выстроена устойчивая финансовая система, заработали все отрасли экономики, настало время, как об этом неоднократно говорил Президент, адаптировать к реалиям сегодняшнего времени и наши правоохранительные органы, в том числе органы прокуратуры. И очень хорошо, что учитывается и собственный опыт, и наработанный за рубежом, для того чтобы переосмыслить все ключевые подходы и аспекты деятельности органов прокуратуры, – сказал Нурлан Нигматулин.
Законопроектом предусматриваются такие направления деятельности прокуратуры, как высший надзор за соблюдением законности на территории Казахстана, представление интересов государства в суде, осуществление от имени государства уголовного преследования. Сокращены основания для назначения прокурорами проверок, а также основания обращения прокуроров с иском в суд. Из актов прокурорского надзора исключены «предостережение» и «предписание». Изменено содержание разъяснения закона. Данный правовой акт будет вноситься в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предусмотрены три формы надзора: проверка, анализ, оценка правовых актов, вступивших в законную силу.
В заключение обсуждения спикер Мажилиса выразил уверенность, что парламентарии примут активное участие в рассмотрении законодательных новшеств и по вопросам совершенствования правоохранительной системы, которые в настоящее время находятся в работе Мажилиса.
Согласно повестке палата одобрила и проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы РК по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти». Изменения вносятся в конституционные законы «О Правительстве РК», «О Президенте РК» и «О судебной системе и статусе судей РК».
К компетенции Правительства предлагается отнести вопросы разработки республиканского бюджета и изменений в него, представления высшему представительному органу бюджета страны и отчета о его исполнении. Также Правительству передается полномочие по образованию Республиканской бюджетной комиссии, утверждению положения о ней и определению ее состава.
По согласованию с Главой государства Правительство определяет систему госпланирования, утверждает госпрограммы и обеспечивает их исполнение, а также определяет порядок составления и представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета.
Изменение в Конституционный закон о судебной системе и статусе судей предусматривает компетенцию Высшего cудебного cовета по установлению порядка выдачи удостоверения судьи.
Во втором чтении депутаты Мажилиса одобрили проекты поправок в некоторые законодательные акты по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции, а также перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.