Не везет!

2246
Галина Вологодская

Восточноказахстанцев без спроса лишили быстрого и комфортного железнодорожного маршрута до Алматы.

Назад в прошлое

С 3 сентября «Қазақстан темір жолы» отменил курсирование коммерческого поезда «Тальго» № 69⁄70 Алматы-2 – Оскемен-1 между южным мегаполисом и областным центром Восточного Казахстана. Причем восток стал единственным регионом-невезунчиком – в Шымкенте, Атырау, Жезказгане, наоборот, с сентября появились дополнительные поезда.

Расстояние между Усть-Каменогорском и Алматы составляет примерно 1,1 тыс. км. На «Тальго» путь занимал 18 часов. На социальном поезде Алматы – Оскемен-1, который по-прежнему курсирует ежедневно, 26 часов – на 8 часов больше!

Есть, конечно, альтернатива в виде автомобильного и авиасообщения. Автобус идет 17–18 часов, зимой дорога занимает еще больше времени, и, главное, она не безопасна. В морозы зачастую замерзает топливо, автомобили подстерегают снежные заносы, гололед. Кроме того, трасса Алматы – Усть-Каменогорск который год реконструируется, полпути – это жуткие объезды. Об авиарейсах, наверное, не стоит и упоминать: цены на билеты стартуют от 70 тыс. тенге и могут взлетать выше 150–160 тыс. Большинству жителей области такие путешествия точно не по карману.

В 2008 году на востоке страны начала действовать новая железная дорога Усть-Каменогорск – Шар. Она избавила марш­рут от участка, заходившего «локтем» на российскую территорию, и заметно сократила время в пути и до Алматы, и до Астаны. Люди радовались, говорили рахмет. Через шесть лет ҚТЖ запустил поезд «Тулпар – Тальго», доставлявший пассажиров еще быст­рее – за 18 часов. Все билеты на него раскупались, как правило, заранее, несмотря на то что были ощутимо дороже, чем на обычный маршрут с заходом в российский «локоть».

А дальше началась чехарда – другое слово трудно подобрать. В августе 2020-го «Тальго», курсировавший между Усть-Каменогорском и южным мегаполисом, отменили под предлогом… ковидных ограничений. В июне 2021-го вернули. В апреле ­2022-го вновь отменили, причем уже без объяснений, в июле – восстановили.

И вот наступает сентябрь: студенты едут на учебу, отпускники спешат домой, бабушки и дедушки везут урожай и гостинцы детям и внукам. То есть горячее время, или, как теперь говорят, «движуха». И в этот момент компания вновь лишает восточноказахстанцев комфортного поезда. Отбрасывает регион на полтора десятка лет назад!

– В «Қазақстан темір жолы» принимают решения, затрагиваю­щие интересы поч­ти 800 тысяч жителей облас­ти, – отметил депутат Восточно-Казахстанского областного маслихата Куат Рахимбердин. – При этом никто не обратился к депутатам, не посоветовался, не подумал, насколько отмена поезда может усложнить жизнь людям. Больше всего удивляет, что одновременно с закрытием коммерческого поезда «Тальго» № 69⁄70 Алматы-2 – Оскемен-1 национальный перевозчик запустил социальные ежедневные «Тальго» из столицы в Шымкент, Атырау и Жезказган. Мы, конечно, рады за жителей этих регионов, они чувствуют о себе заботу. Но, согласитесь, по отношению к восточноказахстанцам это выглядит некрасиво.

«Сюрприз» от национального перевозчика вызвал в соцсетях резонанс. Несправедливость и равнодушие – вот два слова, чаще всего звучавшие в комментариях. По мнению депутата и профессионального юриста, столь избирательный подход ҚТЖ, когда у одного региона отбирают востребованный комфортный состав и запускают его в другом, противоречит принципу равенства казахстанцев.

Дайте денег

«Казправда» попросила ҚТЖ объяснить причины, на основании которых было принято столь непопулярное решение. Ответ дали в дочернем АО «Пассажирские перевозки». Здесь пояснили, что курсирование пассажирских поездов осуществляется по заказам Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, а также местных исполнительных органов.

Они заключают с перевозчиком договоры на долгосрочное субсидирование расходов по социально значимым направлениям. Именно эти маршруты являются первоочередными для железнодорожников. Коммерчес­кие поезда могут быть сформированы лишь при условии, что есть парк свободных вагонов, расходы на них (цитата) «перекрываются за счет собственных средств АО».

«Коммерческий поезд № 69⁄70 по маршруту Алматы-2 – Оскемен-1 с повышенным уровнем скорости и комфортности был организован как экспресс-перевозка в качестве альтернативы социально значимому поезду № 351⁄352 сообщением Алматы-2 – Оскемен, – значится в ответе АО «Пассажирские перевозки». – Ввиду высокой себестоимости и отсутст­вия субсидирования расходов перевозчика по поезду № 69⁄70, а также в целях исполнения обязательств перед Комитетом транспорта МИИР РК с 5 сентяб­ря обновлен подвижной состав скорого поезда № 73⁄74 Алматы-2 – Жезказган… за счет отмены с 3 сентяб­ря… коммерческого поезда № 69⁄70 Алма­ты-2 – Оскемен-1».

Высокие накладные расходы в компании объяснили малонаселенностью региона вдоль маршрута следования, даже привели странную цифру 60%. При этом в 2021 году комфорт­ным поездом воспользовались примерно 52,5 тыс. пассажиров, в 2022-м – 53,8 тыс. И это несмот­ря на то что поезд отменяли на несколько месяцев!

Как заверили в АО, ведомство готово организовать «Тальго» между южным мегаполисом и Усть-Каменогорском, если будут выделены (цитата) «соответствующего размера субсидии». Короче, где больше заплатят, там и будут возить, ничего личного, чисто бизнес.

Дополнительно в АО расписали пять транзитных пассажирских поездов, следующих якобы через Восточно-Казахстанскую область в Алматы. Все пять – это составы с конечной станцией в Семее или проходящие через территорию нынешней области Абай! Даже если теоретически предположить, что устькаменогорец купил билет на такой транзитный поезд, ему придется проехать до ближайшей станции Жангиз-Тобе 150 км, до Семея – 220 км! К чему компания вообще упомянула эту лукавую статистику?

Кстати, судя по данным АО «Пассажирские перевозки», с сентября также исчезли коммерческие поезда № 29⁄30 Атырау – Алматы и № 712⁄711 Астана – Шымкент. Правда, в отличие от востока страны там вагоны «Тальго» не забрали для нужд другого региона, а использовали на тех же направлениях – обновили ими старые составы.

Популярное

Все
Казахстан и Корея расширяют рамки программы добровольного выезда
Правительство отвечает
Гигантский осетр из металла
На пороге Нового Казахстана
Не бойтесь проявить себя!
Нацелены на расширение партнерства
Снижая уровень жестокости
Устойчивый рост и большие планы
Конструктивный обмен мнениями
Не только помощь, но и образ жизни
Бензин станет качественней
Вновь обострилась проблема водоснабжения сел
Кошкарата: очистить дно и берега
База для повышения конкурентоспособности
Системный подход дает результат
Сформировать мультимодальный логистический каркас
Стратегия опережающих действий
«Исцеление» за три сеанса
Ушел из жизни основоположник казахстанской школы диалектической логики
Село должно иметь голос
Политика здравого смысла
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Различают только по погонам
Сделать работу сельских акимов эффективной
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Глава государства принял участие в заседании Совета ОДКБ в узком составе
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Урок от чемпионов: знаменитые спортсмены присоединились к антинаркотической акции в Астане
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Чтобы тайное стало явным
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]